ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/20 от 15.01.2020 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 12-33/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Выборг 15 января 2020 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева М.В.,

с участием ФИО1 – защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения»,

рассмотрев жалобу директора МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» ФИО2 на постановление государственного инспектора труда ФИО3 от 30.08.2019 года № 47/7-1103-2018-19-И/6 о назначении административного правонарушения в отношении МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора труда ФИО3 от 30.08.2019 года № 47/7-1103-2018-19-И/6 о назначении административного наказания юридическое лицо МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 297 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» ФИО2 подала жалобу, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы заявитель указала, что инспекцией не принято во внимание, что Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» был принят 28.12.2013, давал для существующих и работающих предприятий срок 5 лет для выполнения специальной оценки условий труда. МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» было создано 26.10.2017, однако фактическую деятельность начало осуществлять с 11.01.2018, после принятия на работу директора и главного бухгалтера, сотрудников. Также инспекцией не учтено, что п. 1 ч. 2 ст. 4 ФЗ № 426-ФЗ установлена обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ.

Поскольку предприятие на момент принятия в декабре 2013 года указанного закона не существовало, то сроки, установленные по внеплановой специальной оценке условий труда, к нему не применимы, а также не применим срок, установленный п. 6 чт. 27 ФЗ № 426-ФЗ (31 декабря 2018 года), поскольку он касается уже существовавших на момент принятия закона предприятий.

При рассмотрении дела не было учтено, что МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» является бюджетным учреждением и осуществляет свою деятельность за счет средств, выделенных ему учредителем из бюджета. Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2018 года не были предусмотрены средства на проведение СОУТ, денежные средства были выделены в 2019 году, и в июне 2019 СОУТ была проведена.

Кроме того, никаких негативных последствий не произошло, поскольку у сотрудников офиса не могло быть установлено вредных или опасных производственных факторов, также не произошло никакого существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» ФИО1 доводы жалобы поддержала. В случае установления вины учреждения просила снизить размер штрафа до минимального.

Государственный инспектор труда ФИО3 в суд не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон "О специальной оценке условий труда") работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями ч. 2 п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

В силу ст. 8 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Как следует из материалов настоящего дела, в ходе рассмотрения декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения», поступившей в Государственную инспекцию труда 18.06.2019, выявлено, что МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» в нарушение вышеприведенных положений действующего законодательства, по состоянию на 01.01.2019 не была проведена специальная оценка условий труда.

Действия МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Факт совершения юридическим лицом - МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» указанного административного правонарушения и его вина подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ, постановлением администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области № 3936 от 26.10.2017, иными материалами дела.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что в ходе осуществления своей деятельности МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» приняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий для соблюдения требований законодательства об обеспечении работодателем проведения в обществе специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона "О специальной оценке условий труда", действия учреждения по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.

В данном случае следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у вышеназванного юридического лица имелась, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

Однако учитывая, что МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» впервые привлекается к административной ответственности за подобные правонарушения, правонарушение является незначительным, не повлекшим за собой неблагоприятных последствий для работников и то, что санкция ст. 5.27.1 ч. 2 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения, считаю возможным наказание в виде штрафа заменить на наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление государственного инспектора труда ФИО3 от 30.08.2019 года № 47/7-1103-2018-19-И/6 о назначении административного правонарушения в отношении МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ изменить, наказание в виде штрафа заменить на наказание в виде предупреждения, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу директора МБУ МО «Выборгский район» Ленинградской области «Центр правового обеспечения» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись. Копия верна

Судья М.В. Прокопьева