ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/20 от 21.12.2020 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Клименко Н.Ф. № 21-279/2020

Дело № 12-33/2020

УИД 60RS0012-01-2020-000869-76

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

21 декабря 2020 г. гор. Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Никандровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Псковской области Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – ТОГАДН по Псковской области) ФИО2 от 24 августа 2020 г. № 7236 и решение судьи Невельского районного суда Псковской области от 23 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица – контролера технического состояния транспортных средств индивидуального предпринимателя ФИО3 – ФИО1, <данные изъяты> г. рождения,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора ТОГАДН по Псковской области ФИО2 от 24 августа 2020 г. № 7236 ФИО1 как должностное лицо – контролер технического состояния транспортных средств индивидуального предпринимателя ФИО3 – признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Невельского районного суда Псковской области от 23 октября 2020 г. данное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, ФИО1 просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, помимо иных доводов, ссылается на то, что он не был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении вследствие отсутствия соответствующих действий административного органа.

В судебное заседание ФИО1 принадлежащем извещении не явился, сведений о причинах неявки не представил, об отложении рассмотрения не просил, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие.

Защитник ФИО1 по доверенности ФИО4 доводы жалобы поддержала, представитель Ространснадзора ФИО5 по доводам жалобы возражал.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу части 1 статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьями 11.15.1, 11.23 и 12.21.1 настоящего Кодекса.

Обжалуемым постановлением должностного лица ТОГАДН по Псковской области, с которым согласился судья Невельского районного суда Псковской области, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, выразившегося в том, что, являясь должностным лицом – контролером технического состояния транспортных средств индивидуального предпринимателя А. А.А., допустил осуществление регулярной перевозки по междугороднему маршруту № 506 «Невель-Псков» транспортным средством перевозчика индивидуального предпринимателя А. А.И. <данные изъяты>, гос. регистрационный знак АЕ2287/60, в отсутствие оформленного путевого листа, что было выявлено в ходе проверки указанного транспортного средства 8 июля 2020 в 05 часов 00 минут в <данные изъяты>, чем нарушены требования пункта 2 Приложения № 2 Приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»

Вместе с тем, согласиться с данными выводами не представляется возможным в силу следующего.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.

В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в связи с выявлением признаков административного правонарушения на транспорте 16 июля 2020 г. государственным инспектором ТОГАДН по Псковской области ФИО2 вынесено определение № 1221 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя А. А.А. и работающих у него должностных лиц.

В рамках административного расследования вынесено определение от 16 июля 2020 г. об истребовании сведений от индивидуального предпринимателя ФИО3, в том числе: приказа о назначении на должность лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, приказов о назначении на должность должностных лиц, выполняющих обязанности контролера технического состояния транспортных средств, объяснений должностных лиц, допустивших осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом с нарушением обязательных требований, паспортных данных на виновных должностных лиц и сведения об их регистрации по месту жительства.

В тот же день 16 июля 2020 г. государственным инспектором было вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя А. А.А. и (или) его должностного лица на 24 августа 2020 г. в 15 часов 00 минут.

Копии всех трех определений, а также извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 16 июля 2020 г., в котором ФИО3 было поручено обеспечить явку должностного лица, виновного в совершении правонарушения, (при его наличии) в ТОГАДН по Псковской области по адресу: <данные изъяты>, в 15 часов 12 августа 2020 г. для составления протокола об административном правонарушении, были направлены в адрес индивидуального предпринимателя ФИО3: <данные изъяты>

Согласно сведениям отчета об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором <данные изъяты>, сформированным официальным сайтом Почты России, данное почтовое отправление было получено А. А.А. 23 июля 2020 г.

В данном случае фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что должностное лицо административного органа в нарушение требований КоАП РФ возложило обязанность по установлению сведений о лице, подлежащем привлечению к административной ответственности, на индивидуального предпринимателя ФИО3; его же обязало известить данное лицо о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При этом должностным лицом были совмещены этапы возбуждения дела об административном правонарушении, извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении и все указанные действия осуществлялись одновременно в отношении перевозчика – индивидуального предпринимателя и в отношении фактически неустановленного на тот момент административным органом должностного лица перевозчика.

На определение об истребовании сведений индивидуальным предпринимателем ФИО6 представлены, в частности, копия приказа № 90К от 15 апреля 2020 г. о назначении контролером технического состояния автотранспортных средств ФИО1 и ксерокопия страниц его паспорта.

Сведений о том, что после получения указанных документов должностным лицом ТОГДАН по Псковской области принимались меры по извещению о времени и месте составления протокола об административном правонарушении непосредственно ФИО1, материалы дела об административном правонарушении не содержат.

12 августа 2020 г. в отношении ФИО1 как должностного лица индивидуального предпринимателя А. А.А. в его отсутствие был составлен протокол об административном правонарушении № 7236.

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

Применительно к требованиям частей 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ФИО1 извещен не был.

Таким образом, протокол об административном правонарушении в рассматриваемом случае был составлен должностным лицом ТОГАДН по Псковской области в отсутствие ФИО1, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, что свидетельствует о нарушении его права на защиту.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и правовой позицией, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.

При этом возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Установленные по настоящему делу процессуальные нарушения являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела, а также законность вынесенного должностным лицом постановления, и при этом возможность устранения нарушения, допущенного при составлении протокола об административном правонарушении, утрачена.

При указанных обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора ТОГАДН по Псковской области ФИО2 от 24 августа 2020 г. № 7236 и решение судьи Невельского районного суда Псковской области от 23 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено указанное постановление.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда /подпись/ О.С. Русакова

Копия верна.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова