ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/2014 от 08.08.2014 Климовского районного суда (Брянская область)

мировой судья Рублев А.М.                                                          Дело № 12-33/2014Р Е Ш Е Н И Е    по делу об административном правонарушении

 пгт. Климово       8 августа 2014 года

 Федеральный судья Климовского районного суда Брянской области Евсеенко В.Н.,

 при секретаре Ляшковой М.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Департамента здравоохранения Брянской области на постановление мирового судьи судебного участка № 38 Климовского судебного района Брянской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 37 Климовского судебного района Брянской области от 2 июля 2014 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1 ч. 4 КоАП РФ в отношении Батарей И.С.,

 у с т а н о в и л :

 Постановлением мирового судьи судебного участка № 38 Климовского судебного района Брянской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 37 Климовского судебного района Брянской области от 2 июля 2014 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1 ч. 4 КоАП РФ в отношении заведующей аптечной организацией (аптечным пунктом) Климовского РАЙПО Батарей И.С.. за отсутствием состава административного правонарушения.

 Департамент здравоохранения Брянской области в лице директора ФИО1 обратился с жалобой в Климовский районный суд, считая постановление мирового судьи необоснованным и незаконным по следующим основаниям:

 На основании приказа директора департамента здравоохранения Брянской области ФИО2 от 08 мая 2014 года № № _______ 21 мая 2014 года с 13-00 до 17-00 проводилась плановая проверка по соблюдению лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности аптечной организации (аптечного пункта)Климовского РАЙПО.

 Аптечный пункт Климовского РАЙПО является аптечной организацией и местом осуществления фармацевтической деятельности, который согласно постановлению Правительства РФ от 22.11.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» должен иметь руководителя.

 Руководитель аптечной организации ФИО4, в соответствии с должностной инструкцией наделена организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. Вывод суда о том, что ФИО4 является наемным работником, выполняющим трудовую функцию на основе трудового договора, и не является индивидуальным предпринимателем считает несостоятельным, поскольку в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, заведующая аптечным пунктом относится к должностным лицам, которые могут быть привлечены к административной ответственности. Аптечная организация Климовского РАЙПО осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № № _______ от: 27 августа 2009 года бессрочно и осуществляет только розничную торговлю лекарственными препаратами, что обозначено в приложении к лицензии.

 При плановой выездной проверке по соблюдению лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в аптечном пункте Климовского РАЙПО были выявлены завышения по порядку формирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) были выявлены завышения размеров предельных розничных торговых надбавок к фактическим отпускным ценам производителя, установленных постановлением администрации Брянской области от 26.02.2010 №177 от 0,09% до 8% на лекарственные препараты перечня ЖНВЛП полученные от ООО «......................» по накладным № _______ от 05.05.2014, № _______/0 от 12.05.14.

 Розничная торговая надбавка к фактическим отпускным ценам производителя составила: 30% вместо 22% на Верошпирон таблетки 25 мг, № 20; 30,09% вместо 30% на Калия хлорид для инъекций 4% 10,0; 30,35 % вместо 30% на Натрия хлорид раствор для инфузий 0,9% 200,0; 29,9 % вместо 22% на ринонорм спрей 0,1% 15,0; 29,98% вместо 22% на Сальбутамол аэрозоль для ингаляций 100 мкг/доза, 90 доз, 12 мл; 30,24% вместо 30%;на ципрофлоксацин таблетки, покрытые пленочной оболочкой 500мг №10; 30,02% вместо 22% на Глюкофаж таблетки покрытые пленочной оболочкой 500 мг №30; 29,94% вместо 22% на Декарис таблетки 150 мг № 1 шт; 30,29% вместо 30% на лидокаин раствор для инъекций 2% 2,0 №10; 30,21% вместо 30% на натрия хлорид раствор для инъекций 0,9% 400,0;29,96% вместо 22% на ретинола ацетат раствор для приема внутрь и наружного применения (масляный) 3,44 %, 50,0.

 При этом сформированные розничные цены на Глюкофаж таблетки покрытые пленочной оболочкой 500 мг № 30, Декарис таблетки 150 мг № 1, Верошпирон таблетки 25 мг № 20, Сальбутамол аэрозоль для ингаляций дозированный 100 мкг/доза 90 доз 12 мл превышают предельно допустимые отпускные цены, указанные в реестре на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов от 5,51% до 28%.

 Таким образом, аптечной организацией руководителем которой является ФИО4 нарушалось требование ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 99-ФЗ, подпункт «г» пункта 5 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081. Просит оспариваемое постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.

 В судебное заседание представитель Департамента здравоохранения Брянской области не явился, представил ходатайство, в соответствии с которым просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Заявленные требования поддерживает в полном объёме, просит привлечь ФИО4 к административной ответственности.

 Считаю возможным рассмотрение жалобы в его отсутствие.

 ФИО4 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административной правонарушении не оспаривала, однако считает, что ответственность должна нести организация, имеющая лицензию на фармацевтическую деятельность. Постановление мирового судьи от 02.07.2014 года просит оставить без изменения.

 Изучив жалобу, заслушав доводы правонарушителя ФИО4, проверив материалы дела, прихожу к нижеследующему.

 В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

 Частью 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

 Как видно из акта проверки № 130 от 21 мая 2014 года, Департаментом здравоохранения Брянской области на основании приказа директора департамента здравоохранения Брянской области ФИО2 от 08 мая 2014 года № № _______, 21 мая 2014 года с 13-00 до 17-00 проводилась плановая проверка по соблюдению лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности аптечной организации (аптечного пункта)Климовского РАЙПО. В ходе проверки, среди прочих нарушений были выявлены завышения по порядку формирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), выявлены завышения размеров предельных розничных торговых надбавок к фактическим отпускным ценам производителя, установленных постановлением администрации Брянской области от 26.02.2010 №177 от 0,09% до 8% на лекарственные препараты перечня ЖНВЛП полученные от ООО «......................» по накладным №118299/0 от 05.05.2014, 3124524/0 от 12.05.14.

 Розничная торговая надбавка к фактическим отпускным ценам производителя составила: 30% вместо 22% на Верошпирон таблетки 25 мг, № 20; 30,09% вместо 30% на Калия хлорид для инъекций 4% 10,0; 30,35 % вместо 30% на Натрия хлорид раствор для инфузий 0,9% 200,0; 29,9 % вместо 22% на ринонорм спрей 0,1% 15,0; 29,98% вместо 22% на Сальбутамол аэрозоль для ингаляций 100 мкг/доза, 90 доз, 12 мл; 30,24% вместо 30%;на ципрофлоксацин таблетки, покрытые пленочной оболочкой 500мг №10; 30,02% вместо 22% на Глюкофаж таблетки покрытые пленочной оболочкой 500 мг №30; 29,94% вместо 22% на Декарис таблетки 150 мг № 1 шт; 30,29% вместо 30% на лидокаин раствор для инъекций 2% 2,0 №10; 30,21% вместо 30% на натрия хлорид раствор для инъекций 0,9% 400,0;29,96% вместо 22% на ретинола ацетат раствор для приема внутрь и наружного применения (масляный) 3,44 %, 50,0.

 Сформированные розничные цены на Глюкофаж таблетки покрытые пленочной оболочкой 500 мг № 30, Декарис таблетки 150 мг № 1, Верошпирон таблетки 25 мг № 20, Сальбутамол аэрозоль для ингаляций дозированный 100 мкг/доза 90 доз 12 мл превышают предельно допустимые отпускные цены, указанные в реестре на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов от 5,51% до 28% (л.д. 46-48).

 Данные обстоятельства правонарушителем не оспариваются.

 21 мая 2014 года главным консультантом отдела лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ департамента здравоохранения Брянской области ФИО3 в отношении заведующей аптечной организацией (аптечным пунктом) Климовского РАЙПО ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении за завышение размеров предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителя, установленных Постановлением Брянской области № 177 от 26.02.2010 года от 0,09 % до 8 % на лекарственные препараты перечня ЖНВЛП полученные от ООО «......................» по накладным № 118299/0 от 05.05.2014 года, 3124524/0 от 12.05.2014 года (л.д. 2-5).

 Прекращая производство по делу в отношении ФИО4 за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что претензии о несоблюдении лицензионных требований и их грубом нарушении, могут быть предъявлены только к лицензиату - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а ФИО4 не обладает правом действовать от имени юридического лица «Климовское районное потребительское общество с кооперативными участками» и не является должностным лицом применительно данной статьи для установления в сё действиях вины должностного лица. Из приказа № 212-а от 1.11.2013 года о назначении ФИО4 заведующей аптечным пунктом, мировым судьёй сделан вывод о том, что гражданка ФИО4 является наемным работником, выполняющим трудовую функцию на основе трудового договора и не является индивидуальным предпринимателем.

 С такими выводами мирового судьи не могу согласиться по следующим основаниям.

 Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 года № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, пунктом 6 которого определено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «А»-«З» пункта 5 настоящего Положения.

 Согласно п. 5 п.п. «г» Положения, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения:

 аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

 Как видно из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № № _______ по состоянию на 02.04.2014 года, юридическому лицу «Климовское районное потребительское общество с кооперативными участками» выдана лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, и деятельность, осуществляемая в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, в месте деятельности ......................

 В соответствии с приказом № 212-а от 1.11.2013 года, ФИО4 с 1.11.2013 года была назначена заведующей аптечным пунктом Климовского РАЙПО. (л.д. 30)

 Согласно функционально - должностной инструкции заведующей аптечным пунктом ФИО4, утвержденной Председателем Правления Климовскоого РАЙПО ФИО5 от 01 ноября 1013 года, "заведующая аптечным пунктом" должна руководствоваться в своей работе: требованиями санитарного режима в аптечном пункте, правилами хранения товарно - материальных ценностей, действующими инструкциями и порядком взимания цен и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность аптечного пункта и обеспечивать их своевременным выполнением. Организовывает работу аптечного пункта по обеспечению населения лекарственными средствами и мед. изделиями. Контролирует в аптечном пункте наличие ассортимента медикаментов, соблюдает правила отпуска лекарственных средств. Доводит до сведения работникам аптечного пункта приказы, инструкции, правила и другие документы, относящиеся к деятельности аптечного пункта и обеспечивать их своевременным выполнением. Обеспечивает хранение лекарственных средств и мед. изделий в соответствии с их свойствами и требованиями, приказами и норм. актами МЗ РФ; обеспечивает сохранность товарно - материальных ценностей в пункте; осуществляет формирование розничных цен на лекарственные препараты, в том числе включенные в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов и несет ответственность за правильное формирование розничных цен на лекарственные препараты, в том числе включенные в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов.

 С функционально-должностной инструкцией заведующей пунктом ФИО4 была ознакомлена 01.11.2013 года, о чем имеется её подпись (л.д.51-52).

 Из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что заведующая аптечным пунктом наделена организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, и на неё возложена обязанность осуществления формирования розничных цен на лекарственные препараты, в том числе включенные в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов, она несет ответственность за правильное формирование розничных цен на лекарственные препараты, в том числе включенные в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов.

 В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

 Исходя из изложенных норм, заведующая аптечной организацией (аптечным пунктом) Климовского РАЙПО ФИО4 относится к должностным лицам и может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч. 4 КоАП РФ.

 Однако мировым судьёй, при вынесении оспариваемого постановления, данные обстоятельства не были учтены, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление является не законным и подлежащим отмене.

 В силу статьи 30.7. ч.1 п. 4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

 Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек.

 Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. ст. 30.8, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

 Р Е Ш И Л:

 Жалобу Департамента здравоохранения Брянской области в лице директора ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 38 Климовского судебного района Брянской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 37 Климовского судебного района Брянской области от 2 июля 2014 года, - удовлетворить.

 Постановление мирового судьи судебного участка № 38 Климовского судебного района Брянской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 37 Климовского судебного района Брянской области от 2 июля 2014 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1 ч. 4 КоАП РФ в отношении ФИО4, - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

 Решение вступает в законную силу с момента его принятия, обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

 Председательствующий:                                     Евсеенко В.Н.