№12-33/2014
Р Е Ш Е Н И Е
12 мая 2014года г. Камызяк Астраханская область
Судья Камызякского районного суда Астраханской области Шараева Г. Е.
при секретаре Поярковой О. О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – исполняющая обязанности главы администрации муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
ФИО1 подала на вышеназванное постановление жалобу, в которой указала, что постановление вынесено незаконно, необоснованно. Росприроднадзором допущены грубые процессуальные нарушения. В адрес администрации Росприроднадзором была направлена телефонограмма с требованием выделить специалиста администрации для проведения рейдового мероприятия. При этом администрацией был запрошен регламент, регулирующий порядок проведения рейдовой проверки, а также приказ о проведении проверки, эти документы администрации не были представлены. Полагает, что должностными лицами Росприроднадзора были нарушены требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного, муниципального контроля». Кроме того, полагает, что отсутствует состав административного правонарушения, так как отсутствует ясность какому конкретно водному объекту мог быть нанесен ущерб <данные изъяты>), непонятно, в чем выражено ее бездействие по осуществлению возложенных на Администрацию полномочий по сбору и вывозу мусора. Также полагает, что сведений о том, что какие-либо водные объекты находятся в собственности муниципального образования «Семибугоринский сельсовет», а также сведений о собственнике инспектором не представлено. Просит признать незаконным и необоснованным оспариваемое постановление, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу, ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не заявлено.
Представители Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО2, ФИО3 в судебном заседании не согласились с доводами жалобы, пояснили, что постановление законно и обоснованно, вина должностного лица ФИО1 доказана, рейдовые мероприятия проводились с целью проверки соблюдения природоохранного законодательства в границах МО «Семибугоринский сельсовет», а не в отношении конкретного лица, свалка мусора была зафиксирована на территории этого муниципального образования.
Суд, выслушав представителей Управления Росприроднадзора по <адрес>, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22 июня 2007 №116-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Согласно ст. 1 Водного Кодекса РФ водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Понятие охраны водных объектов содержится в статье 1 Водного кодекса РФ, где указано, что это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Согласно частям 1 и 2 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ч.1 ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» названные полномочия относятся к вопросам местного значения поселения.
Статья 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты>. при проведении рейдовых мероприятий в пределах водоохраной зоны водного объекта <адрес>) напротив частных домовладений № и № по <адрес> зафиксированы свалки мусора, а именно отходы пластика, бой стекла, строительного мусора и т.д., а также выявлено, что территория водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта <адрес>) со стороны трассы <данные изъяты> около <адрес> в границах муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» <адрес> мозаично захламлена мусором, который при сильных порывах ветра, обильных осадках, а также в период половодья может повлечь засорение данного водного объекта отходами производства и потреблении, в связи с чем исполняющая обязанности главы администрации муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» ФИО1 как должностное лицо не приняла своевременных, должных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования «Семибугоринский сельсовет», чем нарушила требования к охране водных объектов, которое может повлечь загрязнение и засорение водного объекта <адрес>).
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами в совокупности:
- Приказом Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ решено провести рейдовые мероприятия ДД.ММ.ГГГГ по маршруту: водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, расположенных в границах территории МО «Семибугоринский сельсовет» <адрес>.
- протоколом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксированы несанкционированные свалки мусора (твердых и жидких бытовых отходов, к протоколу осмотра приложена фототаблица от ДД.ММ.ГГГГ;
- письмом начальника отдела водных ресурсов по <адрес> Нижне-Волжского БВУ, согласно которому водный объект называется <данные изъяты>
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в отношении должностного лица - исполняющей обязанности главы администрации муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» ФИО1 по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,
- приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанностей главы администрации муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» на ФИО1, последняя с приказом ознакомлена;
- письменными объяснениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что она исполняет обязанности главы администрации муниципального образования «Семибугоринский сельсовет».
Согласно п. 19 ст. 8 Устава муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» к вопросам местного значения муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Постановлением администрации муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена генеральная схема очистки территории населенных пунктов муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» на ДД.ММ.ГГГГ., согласно п.6.1 которой для охраны окружающей среды от загрязнения и засорения отходами, упорядочения деятельности по обращению с ними необходимо исключить размещение (захоронение) отходов на территории водоохраной зоны водных объектов.
Таким образом, должностное лицо – исполняющая обязанности главы администрации муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» ФИО1, исходя из требований закона, не приняла всех зависящих от нее мер по соблюдению требований и условий законодательства в области охраны окружающей среды.
Доводы жалобы о том, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, опровергаются вышеизложенными доказательствами в их совокупности.
Суд также не может согласиться с доводами жалобы о том, что должностными лицами Росприроднадзора были нарушены требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного, муниципального контроля», а именно не были представлены документы о проведении рейдовой проверки, поскольку рейдовые мероприятия ДД.ММ.ГГГГ проводились по маршруту: водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, расположенных в границах территории МО «Семибугоринский сельсовет» <адрес>, то есть не в отношении конкретного лица.
Не влечет отмену оспариваемого постановления и доводы жалобы о том, что не представлены сведения о наличии в собственности муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» водных объектов или о собственнике, поскольку эти сведения не влияют на правильность выводов административного органа.
Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, допущенных должностным лицом при составлении административного материала, при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, в судебном заседании установлено не было.
Иных доводов, способных повлечь отмену постановления государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в жалобе не приведено.
Учитывая, что вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8. 13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нашла свое подтверждение в полном объеме, а наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела и в соответствии с санкцией данной статьи, суд находит жалобу ФИО1, не подлежащей удовлетворению, а постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток.
Судья Г. Е. Шараева
Решение не вступило в законную силу.
Судья Г. Е. Шараева