ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/2015 от 11.08.2015 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 7-892/2015

№ 12-33/2015 судья Терещенко О.В.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 11 августа 2015 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Костине Ф.В., административное дело по жалобе на решение судьи Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13 апреля 2015 года в отношении

ООО «Новатек», №..., юридический адрес: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране природы ДАК.. от <дата> ООО «Новатек» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Защитник ООО «Новатек» - адвокат Еловего А.Ю., не согласившись с постановлением от <дата>, подал жалобу об его отмене в Калининский районный суд Санкт-Петербурга.

Решением судьи Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13 апреля 2015 года вышеуказанное постановление от <дата> – оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «Новатек» - без удовлетворения.

Защитник ООО «Новатек» Поволоцкий Е.Я. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене решения суда и постановления должностного лица.

В обоснование жалобы указал, что поскольку Общество относится к субъектам малого предпринимательства, Административный орган необоснованно вменил обществу в качестве административного правонарушения отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не представил доказательств того, что Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Законом № 89- ФЗ; вмененное Обществу непредставление отчетности, предусмотренной п. 3 ст. 18 Закона № 89- ФЗ, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно Дополнительного соглашения, в обязанность арендодателя входит обеспечение сбора и вывоза отходов 4 класса опасности, производимых арендатором ООО «Новатек» с дальнейшим переходом права собственности на собранные отходы на арендодателя, что опровергает выводы постановления, что Обществом не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 4 квартал 2013 года и 1,2 квартал 2014 года.

Проверка соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства проведена на основании распоряжения №... от <дата> «О проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя», однако ни акта проверки, ни протокола осмотра помещений, составленного с соблюденим требований положений ст. 27.8 КоАП РФ, материалы административного дела не содержат, понятые при осмотре помещений не привлекались, что свидетельствует о проведении проверки с грубыми процессуальными нарушениями и признании полученных доказательств недопустимыми,

Законный представитель ООО «Новатек» - генеральный директор ГИВ.. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен о месте и времение рассмотрения жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не направил, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие, в присутствии защитников Еловего А.Ю., Поволоцкого Е.Я.

Защитники ООО «Новатек» Еловего А.Ю., Поволоцкий Е.Я. в ходе рассмотрения жалобы поддержали доводы жалобы в полном объеме.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, выслушав мнения участников процесса, считаю решение судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.

Оспариваемым постановлением Департамента от <дата>№... о привлечении к административной ответственности на основании протокола об административном правонарушении от <дата>№... ООО "Новатек" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере <...> рублей.

Как следует из материалов дела <дата>, на момент подписания акта плановой, выездной проверки, проведенной согласно распоряжению от <дата>№... с целью осуществления государственного экологического контроля на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, размещенного на официальном сайте Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в сети Интернет в отношении ООО "Новатек", установлено, что ООО "Новатек", являясь субъектом малого предпринимательства в результате жизнедеятельности сотрудников и в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления не составила и не представило в установленный срок в уведомительном порядке отчетность за 2013 год в территориальный орган Департамента об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, образующихся у него в процессе хозяйственной и иной деятельности.

ООО «Новатек» осуществляла свою деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления, в отсутствие лимитов на размещение отходов.

ООО «Новатек» не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов за 4 квартал 2013 года и 1,2 квартал 2014 года, а именно отсутствуют документы подтверждающие размещение отходов 4 класса опасности на лицензированных предприятиях.

На образующийся у ООО «Новатек» в результате хозяйственной деятельности отход 4 класса опасности не составлен паспорт, отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок предоставления отчетности установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов".

Согласно с пунктами 5 и 14 Приказа отчетность предоставляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Согласно п. 2,3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В результате жизнедеятельности сотрудников и хозяйственной деятельности ООО "Новатек" образуются следующие отходы: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), 4 класса опасности.

Образование отходов 4 класса опасности, производимых ООО «Новатек» подтверждается актом проверки, договорами на размещение отходов хозяйствующего субъекта актами выполненных работ по вывозу и переработке отходов 4 класса опасности представленными ООО «Новатек».

ООО "Новатек" в нарушение Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 года № 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов" не представило отчетность в территориальный орган Росприроднадзора об отходах производства и потребления, образовавшихся у него, использованных, обезвреженных и размещенных им в 2013 году; осуществляла свою деятельность в отсутствие лимитов на размещение отходов; не вела учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещение отходов за 4 квартал 2013 года и 1,2 квартал 2014 года; не составила паспорт, отнесения отходов к конкретному классу опасности.

В бездействии ООО "Новатек" Департаментом правомерно установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, а именно: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, представленных, а также добытых в ходе судебного заседания доказательств по делу, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности ООО «Новатек» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения.

Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности.

При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО «Новатек» в его совершении.

Доводы заявителя оспаривающего совершения административного правонарушения, законность составления процессуальных документов, в том числе представленные ООО «Новатек» документы, указаны и оценены в обжалуемом решении суда, оснований не согласиться с которым не имеется.

Кроме того, заключенный между ООО «Новатек» и ОАО <...> договор аренды и дополнительное соглашение к нему, в части обязанности по обеспечению сбора и вывоза отходов 4 класса опасности, производимых ООО «Новатек» с дальнейшем переходом права собственности на собранные отходы, не освобождает ООО «Новатек» от предоставления в компетентные органы отчетности об образовании, использовании, обезвреживанию, размещению отходов в уведомительном порядке, а также от ведения документации в соответствии с требованиями Федерального закона № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», не соблюдение которого и образует состав административного правонарушение предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы о проведении плановой выездной проверки с нарушением действующего законодательства, а именно составление по результатам проверки акта проверки, не соответствующего требованиям ст. 27.8 КоАП РФ, в отсутствии понятых, не состоятельны, по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Требования к содержанию акта содержатся в ч. 2 ст. 16 указанного Закона, ссылки на составления акта в соответствии с требованиями ст. 28.7 КоАП РФ статья не содержит.

Таким образом, акт проверки №... от <дата> является допустимым доказательством по делу, полученным в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доводы жалобы о том, что вмененное Обществу непредставление отчетности, предусмотренным п. 3 ст. 18 Закона № 89- ФЗ, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не состоятельны по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Общество осуществляло хозяйственную деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления, с нарушениями экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

С учетом изложенного следует признать, что допущенное обществом правонарушение произошло в результате жизнедеятельности сотрудников и в процессе накопления отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушен.

Наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ, с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановление должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13 апреля 2015 года, которым постановление заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране природы ДАК.. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Новатек», оставлено без изменения - оставить без изменения.

Жалобу защитника ООО «Новатек» Поволоцкого Е.Я. - без удовлетворения.

Судья Ю.Н. Русанова