ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/2016 от 08.08.2016 Селемджинского районного суда (Амурская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судья Селемджинского районного суда Амурской области Василенко О.В.,

рассмотрев жалобу главы администрации пгт. Экимчан Боброва А.В. на постановление главного государственного инспектора Селемджинского района по пожарному надзору ФИО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Боброва Андрея Владимировича, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Селемджинскому району УНДПР ГУ МЧС России по <адрес>ФИО проведена проверка администрации пгт. Экимчан, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Селемджинского района по пожарному надзору ФИО составлен протокол об административном правонарушении в отношении Боброва Андрея Владимировича по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Постановлением главного государственного инспектора Селемджинского района по пожарному надзору ФИО от ДД.ММ.ГГГГ Бобров Андрей Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 6.000 рублей.

В жалобе, поданной на указанное постановление, а которой также заявлено о несогласии с актом проверки и протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, глава администрации пгт. Экимчан Бобров А.В. просит их отменить, ссылаясь на следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ в период с 10.00 часов по 12.30 часов отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Селемджинскому району ГУ МЧС России по Амурской области в отношении администрации пгт. Экимчан была проведена проверка, однако в акте не указан вид проверки.

Кроме того в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ указано, что глава администрации Бобров А.В. с копией распоряжения о проведении проверки ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 часов, а акт проверки составлен ДД.ММ.ГГГГ в 12.30 часов, что является нарушением ст. 10 п. 16 ФЗ № 294 от 26.13.08 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля», при проведении внеплановой проверки по имеющимся основаниям (по истечению сроков выполнения ранее выданного предписания, по требованию прокуратуры либо по поручению Правительства РФ) руководитель проверяемого объекта уведомляется за 24 часа.

При проведении плановой проверки руководитель проверяемого объекта уведомляется за три рабочих дня. Так же в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ указано объект проверки Администрация рабочего посёлка пгт. Экимчан, <адрес>, в выявленных нарушениях в ходе проверки указаны абсолютно иные объекты, на которых выявлены нарушения, такие как берег реки Селемджа, бесхозные строения по <адрес>. Выявленные нарушения основаны на невыполнении пунктов ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», требования выполнения данных норм не относятся к полномочиям органа государственной контроля (надзора), Отделения надзорной деятельности по Селемджинскому району ГУ МЧС России по Амурской области, от имени которого проводили проверку эти должностные лица.

В распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ основанием для проведения проверки является поручения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, однако в поручении указано, что все проверки должны были быть окончены до ДД.ММ.ГГГГ. В предписании по устранению нарушений обязательных требований пожарный безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, отсутствует дата его вынесения. Указано, что проверка проведена в период с 11 часов 00 минут по 12 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, а в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ указано время проведения проверки с 10 часов по 12 часов 30 минут. ДД.ММ.ГГГГ основании распоряжения главного государственного инспектора отделения НД и ПР по Селемджинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, а также проверки от ДД.ММ.ГГГГ указано основание проведения проверки распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ.

С выявленными нарушениями, указанными в предписании заявитель жалобы также не согласен, п. 2 предписания выявленных нарушений дублирует п. 1, а также применения к ним одного и того же нормативного правового акта Российской Федерации п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоотравления в РФ», ст.63 п.2 ФЗ от 22.07.08 г № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В ст. 63 п.2 ФЗ от 22.07.08 г № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях токарной безопасности» указано что: разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Строения и огороженная территории расположенная по адресу пгт. Экимчан <адрес> имеет хозяев и является частной собственностью. Хозяйке данной собственности ФИО2, Администрация рабочего посёлка Экимчан неоднократно выдавались предписания по приведению строения и территории в соответствии с нормами пожарной безопасности.

Строение, расположенное по адресу <адрес>, является собственностью отдела имущества Администрации Селемджинского раина, а также имеет хозяев и частично является частной собственностью по данному строению и прилежащей к нему территории Администрация рабочего посёлка пгт. Экимчан неоднократно направляла информацию в отдел имущества Администрации Селемджинского района. Объекты указанные в акте проверки и предписании не являются муниципальной собственностью Администрация рабочего посёлка пгт. Экимчан и предъявленные к Администрации рабочего посёлка пгт. Экимчан по ним требования являются незаконными.

Постановлением Администрации рабочего посёлка пгт. Экимчан установлены водоисточники, предназначенные для пожаротушения, их количество соответствует нормам пожарной безопасности и необходимости в оборудовании пирса для забора воды в естественном водоёме <адрес> отсутствует. Кроме того река Селемджа является горной рекой и не имеет постоянного уровня воды, а в зимнее время из-за мелководья промерзает. Устройство подъездными площадками (пирса) с твердым покрытием размером не менее 12х12 м установки пожарных автомобилей в любое время года является невозможным. И выполнить п. 3 отсутствует какая-либо возможность. П.2 ст. 63 ФЗ № 123 от 22.07.08 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указано об обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, а не об оборудовании дополнительных источников водоснабжения, обеспечение надлежащего состояния имеющихся водоисточников администрацией выполняется в полном объеме. В протоколе об административном правонарушении без номера, вынесенном ДД.ММ.ГГГГ не указано, в присутствии кого он составлен, неверно указано место работы Боброва Андрея Владимировича (администрация Экимчанского сельсовета), что является нарушением ст. 28.2 п.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.

В постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ указано, рассмотрение ведётся в отношении гражданина РФ Боброва Андрея Владимировича, а не в отношении должностного лица. Также в описательной части постановления доказательством, подтверждающим совершение Бобровым Андреем Владимировичем административных правонарушений являются: акт проверки органа государственной контроля (надзора): органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ, однако ему вручили акт от ДД.ММ.ГГГГ В результативной части постановления указан виновник Бабров Андрей Владимирович, как гражданин, a не как должностное лицо, а применены санкции статьи штраф в размере 6000 рублей как к должностному лицу, что является не правомерно, так как по ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к гражданам применяется мера наказания в виде предупреждения либо штрафа от 1000 до 2000 тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п.4 ст. 21, п.2 ст. 23 ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля, п. 3 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - просит признать незаконными результаты проверки отделением надзорной деятельности, и профилактической работы по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> в отношении администрации рабочего поселка (поселка городского типа) Экимчан и отменить акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписание , протокол без номера об административном правонарушении, постановление назначении административного наказания.

В письменном отзыве главный государственный инспектор Селемджинского района по пожарному надзору ФИО с жалобой не согласился, ссылаясь на следующие доводы.

По поручению заместителя Правительства Российской Федерации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. № отделением Надзорной деятельности по Селемджинскому району была проведена внеплановая выездная проверка администрации рабочего посёлка городского типа Экимчан, на предмет подготовки населенного пункта к пожароопасному летнему периоду 2016г. В ходе проверки были выявлены нарушения норм пожарной безопасности. Доказательством, выявленных нарушений, является Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГг. По выявленным нарушениям был выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока выполнения ДД.ММ.ГГГГ. Также было возбуждено административное производство на основании выявленных нарушений норм пожарной безопасности, в отношении должностного лица, главы администрации пгт. Экимчан Боброва Андрея Владимировича, составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. В объяснениях, данных Бобровым А.В. при составлении протокола об административном правонарушении, указано: «мероприятия не проведены в связи с ограниченным финансированием», сам факт нарушений, Бобровым А.В. не оспаривался. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности должностным лицом в виде административного штрафа 6000 (шесть тысяч) рублей.

Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ составлен согласно форме приложения 3 Минэкономразвития РФ приказ от 24 мая 2010 г. N 199 о внесении изменения в приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915), в которой вид проверки не указывается. Вид проверки, в отношении администрации рабочего посёлка городского типа Экимчан, указан в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ, внеплановая выездная, выписанное на основании поручения заместителя Правительства Российской Федерации ФИО1 от 02.02.2016г. №АХ-П4-471. В копии распоряжение от ДД.ММ.ГГГГг., приложенной к жалобе, указана плановая выездная, что является технической ошибкой, т.к. в оригинале распоряжения от ДД.ММ.ГГГГг. указана внеплановая выездная. Копию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГг. глава администрации рабочего посёлка городского типа Экимчан Бобров А.В. получил ДД.ММ.ГГГГг. в 12 часов 30 минут и был уведомлен о предстоящей внеплановой проверке под роспись в данном распоряжении, то есть за трое суток до начала внеплановой проверки.

В соответствии со ст.12 п.4 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" глава администрации рабочего посёлка городского типа Экимчан Бобров Андрей Владимирович был ознакомлен с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГг. перед началом проведения внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут о чем имеются данные в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГг. и в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ в виде росписи.

В акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ указан юридический адрес объекта защиты администрации рабочего посёлка городского типа Экимчан Селемджинский район пгт. Экимчан, <адрес>, однако распоряжение подразумевает проверку всей обслуживаемой территории администрации рабочего посёлка городского типа Экимчан, как документов так и обследования территории.

В поручение заместителя Правительства Российской Федерации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. № указано о результатах доложить до ДД.ММ.ГГГГ, однако данный срок является не окончательным, а отчетным. В связи с климатическими особенностями северных населенных пунктов Селемджинского района, а также позднего схода снежного покрова в 2016г., проверка была проведена в указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ сроки, что не нарушает действующего законодательства.

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки вручено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГг. с указанием срока устранения нарушений и вручено под роспись главе администрации рабочего посёлка городского типа Экимчан Боброву Андрею Владимировичу. В акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ в графе прилагаемые документы данное предписание указано с номером и датой его вручения.

В отношении дублирования п.п. 1 и 2 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО указал, что планы и программы по очистки территорий от сухой травы, мусора и реализация этих мероприятий, являются отдельными требованиями пунктов по выполнению мер пожарной безопасности и являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления, согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ; ст. 63 п. 2 Федерального закона от 22.07.08г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" п. 80). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"ст. 63 п. 2).

В пгт. Экимчан, Селемджинского района имеется река Селемджа, которая является естественным водоемом для забора воды пожарными автомобилями, для целей пожаротушения в любое время года. Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года п. 9.4 СП. 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», что и предписывает пункт 3 предписание от ДД.ММ.ГГГГг. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Исходя из изложенного считает, что привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ главы администрации рабочего посёлка городского типа Экимчан Боброва Андрея Владимировича является законным и обоснованным, так как нарушения норм пожарной безопасности фактически подтверждено.

Несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации рабочего посёлка городского типа Экимчан Бобровым Андреем Владимировичем на основании п.487-491 Правил противопожарного режима в Российской Федерации был составлен паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров в котором указано, что все мероприятия по подготовке населенного пункта к пожароопасному периоду выполнены.

Просит оставить без изменения постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы администрации рабочего посёлка городского типа Экимчан Боброва Андрея Владимировича привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КОАП РФ.

Глава администрации пгт. Экимчан Бобров А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Главный государственный инспектор Селемджинского района по пожарному надзору ФИО в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие участников производства по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Изучив доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Срок подачи жалобы соблюден.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом в силу ч. 3 данной статьи судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, - составляющая часть общественной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11ч. 30 мин. Бобров А.В., являясь главой пгт. Экимчан, нарушил требования пожарной безопасности, а именно:

- в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 2 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в планы схемы и программы развития не включил мероприятия, направленные на очистку территории от сухой травы, создания источников противопожарного водоснабжения в пгт. Экимчан;

- в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 2 ст. 63 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» мероприятия, направленные на очистку территорий от сухой травы, реализовал не в полной мере (имеются бесхозные участки, которые не очищены от сухой травы в пгт. Экимчан в районе <адрес>

- не создал условия для забора в любое время года воды из источника наружного водоснабжения (р. Селемджа, в районе пгт. Экимчан, не оборудована пирсом, для забора воды для целей пожаротушения) в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Как следует из письменного объяснения Боброва А.В. в протоколе об административном правонарушении: «Мероприятия не проведены в связи с ограниченным финансированием».

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон «О пожарной безопасности») под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 Закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Согласно статье 63 Закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 Закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

Административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, и частями 3-8 настоящей статьи.

Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействие указанных в ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления (ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организации осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Довод жалобы о том, что внеплановая выездная проверка, проведенная на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконной, поскольку осуществлена в нарушение ч. 16 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ отклоняется по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» распоряжение руководителя органа контроля, изданное на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора является основанием проведения внеплановой проверки.

Внеплановая выездная проверка, проведенная на основании распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору, была назначена и проведена с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с целю контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты.

Из материалов административного дела следует, что с копией распоряжения о проведении проверки администрации пгт. Экимчан в соответствии с требованиями п. 16 ст. 10 указанного закона глава администрации Бобров А.В. был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Проверка была проведена с участием главы администрации пгт. Экимчан Боброва А.В., после проведения проверки главой администрации пгт. Экимчан Бобровым А.В. был подписан Акт о её проведении без каких-либо процессуальных замечаний.

Как следует из копии распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации рабочего поселка Экимчан с целью исполнения поручения заместителя Правительства РФ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, вид проверки определен как – внеплановая выездная проверка, в связи с чем, доводы жалобы в данной части также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Решение вопросов местного значения межпоселенческого характера осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно (статья 2 настоящего Федерального закона).

Пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

В пункте 2 статьи 62 настоящего Федерального закона указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Положениями ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов:

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Как следует из материалов дела, до настоящего времени предусмотренная Правилами пожарной безопасности площадка (пирс) для строений, расположенных в Экимчан в непосредственной близости к естественному источнику противопожарного водоснабжения (река Селемджа) для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года не возведена, что является нарушением требований пожарной безопасности, предусмотренных п. 94 ППБ 01-03.

По смыслу приведенных выше положений федерального законодательства и иных нормативных правовых актов федерального значения ответственность за нарушение указанных требований может быть возложена на органы местного самоуправления сельского поселения, призванные создавать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Отсутствие возможностей решать вопросы местного значения, принимая для этого все зависящие от администрации пгт. Экимчан меры, из материалов дела не усматривается. Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, которое могло быть достигнуто своевременно с учетом грамотного подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей в области соблюдения требований пожарной безопасности. Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 63 указанного Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Пунктом 78 указанных Правил предписано, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

Законом Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области» предусмотрено, что контроль за обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения, в т.ч. за очисткой населенных пунктов от несанкционированных свалок отходов установлен на муниципальном уровне.

Административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, относится к предмету регулирования на уровне муниципальных административных комиссий.

Согласно ст. 4.7.1 «Нарушение требований муниципальных правовых актов в сфере благоустройства» и ст. 9.5 «Административные комиссии» закона Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ непринятие мер по очистке от мусора, опавшей листвы, сухой травянистой растительности, порубочных остатков деревьев и кустарников земельных участков, находящихся в собственности (владении, пользовании) граждан, а также территорий, прилегающих к указанным земельным участкам; непринятие мер по скашиванию травы на земельных участках, находящихся в собственности (владении, пользовании) физических и юридических лиц, а также на территориях, прилегающих к указанным земельным участкам, относится к компетенции муниципальных административных комиссий.

В силу изложенных норм законоположений расположение на территории поселения объектов недвижимого имущества, не принадлежащих на праве собственности данному поселению, не является основанием для освобождения администрации пгт. Экимчан от выполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах рабочего поселка Экимчан, к которым относится очистка территории от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Поэтому доводы жалобы в данной части также подлежат отклонению.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Пунктами 2, 3 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности относятся разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, а также разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Таким образом, мероприятия по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности относятся к вопросам местного значения муниципального образования пгт. Экимчан и подлежат неукоснительному исполнению.

Довод жалобы о том, что в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ Бобров А.В. привлекается к административной ответственности как гражданин, а не как должностное лицо, также опровергается материалами дела.

Из описательной части копии постановления следует, что Бобров А.В., являясь главой пгт. Экимчан, допустил нарушения нормативных документов по пожарной безопасности в РФ. В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ также отражена занимаемая Бобровым А.В. должность - глава администрации.

Указание в жалобе на допущенные описки, в частности даты составления протокола об административном правонарушении, не может повлечь отмену обжалуемых актов, поскольку не влияет на установление всех значимых по делу обстоятельств, на основании которых лицо подлежит привлечению к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах, вывод органа пожарного надзора о наличии в действиях главы администрации пгт. Экимчан состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является правильным. Административное наказание должностному лицу за совершенное правонарушение в виде штрафа в размере 6 000 рублей назначено в пределах санкции, предусмотренной указанной нормой закона, с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора Селемджинского района по пожарному надзору ФИО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Боброва Андрея Владимировича, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, а жалобу главы администрации пгт. Экимчан Боброва А.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения.

Судья О.В.Василенко