ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/2016 от 11.05.2016 Звениговского районного суда (Республика Марий Эл)

Решение

г. Звенигово 11 мая 2016 года

Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Смирнов А.В., с участием: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Падисова А.С., его защитника К.Н.Л., заместителя директора по лесохозяйственной деятельности ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» К.В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Падисова А. С., <.....> на постановление по делу об административном правонарушении от <дата>,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» К.В.В. от <дата>Падисов А.С. привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, Падисов А.С. обратился с жалобой в суд, в которой указал, что оно вынесено незаконно, с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку в рассматриваемом случае в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как <дата> в 10 часов 50 минут он, как работник ООО «<.....>», по поручению своего работодателя находился на территории ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» совместно с судебным приставом-исполнителем и с представителем ПАО «<.....>» в целях исполнения решения Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата> о приведении в соответствии ширины просеки охранной зоны воздушной линии электропередач 10 кВ ВЛ-1010 от ПС «<.....>» с отпайкой на <.....> на основании договора подряда от <дата>, заключенного между ОАО «<.....>» и ООО «<.....>» на проведение работ по расчистке трасс воздушных линий электропередач от насаждений в пределах охранных зон для нужд «<.....>». Указанное в обжалуемом постановлении дерево им было срублено в присутствии судебного-пристава, заказчика и представителей ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» именно в связи с порученной ему работодателем работой на основании договора подряда и именно целях исполнения приведенного выше судебного решения. Просит по этим основаниям постановление отменить, производство по делу прекратить.

Подробное обоснование доводов приведено в письменной жалобе.

В судебном заседании заявитель Падисов А.С. и его защитник К.Н.Л. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили ее удовлетворить.

Заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» К.В.В. с жалобой не согласилась, считает постановление законным и обоснованным.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные материалы, выслушав мнение участвующих в судебном заседании лиц, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу положений частей 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статья 8.39 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что <дата> в 10 часов 50 минут Падисов А.С. совершил незаконную рубку одного сырорастущего дерева породы сосна, диаметром 24 см, в <адрес> ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», чем нарушил режим особо охраняемой природной территории, установленный п.п. «е» п. 2 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которому на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

Указанные действия Падисова А.С. должностным лицом квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ, в качестве доказательств его вины в совершении правонарушения приведены протокол об административном правонарушении от <дата> и объяснение Падисова А.С., содержание которого соответствует доводам его жалобы.

Вместе с тем, с данными выводами должностного лица согласиться нельзя, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Так, согласно п. 1 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях относятся к категории защитных лесов, в соответствии с ч. 1 ст. 51 ЛК РФ они подлежат охране от пожаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах, которые согласно ч. 1 ст. 53 ЛК РФ включают в себя и предупреждение лесных пожаров, то есть противопожарное обустройство лесов, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос (ч. 1 ст. 53.1 ЛК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.

Подпунктом «а» п.п. 3, 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> (далее – Правила) предусмотрено, что меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «а» п. 8 Приказа Рослесхоза от <дата> «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе, в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.

Согласно ст. 89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков, правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, отнесены к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в ч. 2 ст. 83 ЛК РФ, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно уставу о ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» предметом его деятельности является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории национального парка в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Минприроды России, положением о национальном парке, иными нормативными правовыми актами и Уставом. Целями деятельности Учреждения является сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 ЛК РФ для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допускается осуществление рубок лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов- линий электропередач.

Согласно п. 18 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от <дата>, в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

Из приобщенных к жалобе материалов следует, что <дата> между <.....> и ОАО «<.....>» подписаны соглашения (55/13) и (56/13) об установлении сервитута, согласно условиям которого собственник земли предоставил ОАО «<.....>» право постоянного ограниченного пользования частью земельного участка, проходящего по территории ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации линейных объектов, создания противопожарных разрывов, прокладки и содержания в безлесном состоянии охранных зон вдоль линейных объектов.

В соответствии с действующим проектом организации и ведения лесного хозяйства ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» и лесохозяйственного регламента, охранные зоны линий электропередач, проходящих в границах земельных участков, находящихся в пользовании ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», составляют 10 метров (по 5 метров по обе стороны от объекта), что не обеспечивает безаварийное функционирование и эксплуатацию линий электропередач в целях обеспечения безопасности граждан в части обеспечения бесперебойного и надежного энергоснабжения социально-значимых объектов Звениговского и <адрес>ов Республики Марий Эл, пожарную безопасность лесов при эксплуатации линейных объектов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под предупреждением от чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Пункты а, б ст. 14 данного Федерального закона устанавливают, что к обязанностям организаций от чрезвычайных ситуаций относится планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Невыполнение мероприятий по прокладке и содержанию в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов влечет невозможность обеспечения безопасности граждан в части обеспечения бесперебойного и надежного энергоснабжения социально-значимых объектов <адрес>

Невыполнение требований природоохранного законодательства создает реальную угрозу возникновения лесных пожаров на территории ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» в результате падения деревьев на линии электропередач либо наступления иных чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ эксплуатация линий электропередач является самостоятельным видом использования лесов.

Одной из основных задач функционирования энергетической системы Российской Федерации является обеспечение энергетической безопасности и бесперебойного и надежного функционирования объектов электроэнергетики.

В целях реализации указанных задач на субъекты электроэнергетики возложена обязанность по содержанию и обслуживанию электрических сетей.

Согласно п. 4 ст. 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков, что также закреплено в пунктах 21, 23, 24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>.

В соответствии с пунктами 34, 35 Правил просеки, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередач, обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Согласно п. 5 Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

В соответствии с приложением к Правилам охранные зоны для воздушных линий электропередачи устанавливаются в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередач), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: для проектного класса номинального напряжения от 1 до 20 кВт - 10 метров. При проектном номинальном классе напряжения 35 кВ охранная зона устанавливается на расстоянии 15 метров.

Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> также установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Обязанность по надлежащему содержанию линии электропередач 10 кВ ВЛ-1010 от ПС «<.....>» с отпайкой на <.....>, включающую, в том числе вырубку деревьев для обеспечения их безопасной работы в охранной зоне, возложена на ОАО «<.....>», в собственности которого находятся эти линии.

Поэтому, <дата> Звениговским районным судом Республики Марий Эл удовлетворен иск Марийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, принято решение:

- о присуждении к исполнению обязанности ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» произвести отвод площадей лесных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка , на котором осуществляется эксплуатация линий электропередач, в том числе эксплуатация воздушной линии электропередач 10кВ ВЛ-1010 от ПС 110/10 кВ «<.....>» с отпайкой на <.....>, с целью назначения в рубку в соответствии с требованиями положений ЛК РФ, Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от <дата>, в срок до <дата>;

- о присуждении к исполнению обязанности ОАО «<.....>» в лице филиала «<.....>» привести в соответствие ширину просеки охранных зон линий электропередач, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка 12:140000000:74, на котором осуществляется эксплуатация линий электропередач, в том числе эксплуатация воздушной линии электропередач 10кВ ВЛ-1010 от ПС 110/10 кВ «<.....>» с отпайкой на <.....>, в соответствие с требованиями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в срок до <дата>.

В связи с принятым судебным решением, <дата> судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в целях обязать ОАО «<.....>» в лице филиала «<.....>» привести в соответствие ширину просеки охранных зон линий электропередач, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка 12:140000000:74, на котором осуществляется эксплуатация линий электропередач, в том числе охранной зоны воздушной линии электропередач 10кВ ВЛ-1010 от ПС 110/10 кВ «<.....>» с отпайкой на <.....>, в соответствие с требованиями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

<дата> между ОАО «<.....>» и ООО «<.....>» был заключен договор на проведение в срок до <дата> работ по расчистке трасс воздушных линий электропередач от насаждений в пределах охранных зон для нужд «<.....>», в том числе охранной зоны воздушной линии электропередач 10кВ ВЛ-1010 от ПС 110/10 кВ «<.....>» с отпайкой на <.....>.

Из объяснений мастера ООО «Кедр» Падисова А.С. в судебном заседании следует, что он <дата> в <дата> срубил дерево в <адрес> ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», находящееся в охранной зоне линии электропередач 10 кВ ВЛ-1010 от ПС «<.....>» с отпайкой на <.....>, именно как работник ООО «<.....>» в связи с исполнением решения суда от <дата> и в связи с заключенным <дата> договором подряда.

Согласно пояснениям в судебном заседании заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» К.В.В., присужденная судом к исполнению обязанность об отводе площадей лесных участков в охранных зонах линий электропередач с целью назначения в рубку ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» выполнена, определены деревья, подлежащие рубке, составлены соответствующие технологические документы.

К.В.В. пояснила также, что по делу об административном правонарушении не имеется доказательств тому, что срубленное Падисовым А.С.<дата> в <дата> в <адрес> ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» дерево находилось вне охранной зоны линии электропередач 10 кВ ВЛ-1010 от ПС «<.....>» с отпайкой на <.....> и не было отведено в рубку во исполнение решения суда от <дата>.

Иных доказательств, которые можно было бы исследовать в судебном заседании при рассмотрении жалобы, не представлено, согласно пояснениям К.В.В. не имеется.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица о том, что гражданин Падисов А.С.<дата> в <дата> совершил незаконную рубку сырорастущего дерева в <адрес> ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» и тем самым нарушил установленный режим особо охраняемой природной территории, установленный п.п. «е» п. 2 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", не подтверждаются имеющимися в деле об административном правонарушении доказательствами.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поэтому, с учетом установленных обстоятельств производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении Падисова А.С. подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» К.В.В. от <дата> в отношении Падисова А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.В. Смирнов