Дело 12 -33 /2016
РЕШЕНИЕ
30 сентября 2016 года г. Белокуриха
Судья Белокурихинского городского суда, Алтайского края, Черникова И.А., при ведении протокола секретарем Вишняковой Т.В.,
рассмотрев жалобу ЗЗМ на постановление и.о. начальника Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении ЗЗМ
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, в присутствии ЗЗМ, был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ- нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу обособленного подразделения организации денежной наличности.
Постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России по <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер, ЗЗМ, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Не согласившись с указанным постановлением, ЗЗМ подала в суд жалобу, в которой указывает, что представительство и филиалы являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. На основании ст. 55ГК РФ, представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц. ОАО «Водоканал» зарегистрировано по адресу <адрес>, состоит на налоговом учете по месту нахождения в МИФНС № по <адрес>. Касса по приему платежей от населения за водоснабжение и водоотведение ОАО «Водоканал», находящийся в арендованном помещении по адресу <адрес> в отношении которой проведена выездная налоговая проверка, не является филиалом или представительством общества, что подтверждается Уставом. В отношении обособленного подразделения организации, не являющегося его филиалом или представительством, самостоятельная выездная налоговая проверка проводиться не может. Несоблюдение налоговым органом норм налогового законодательства влечет признание таких ненормативных актов недействительными. Правовые основания для назначения выездной налоговой проверки обособленных подразделений общества у налогового органа отсутствовали, в связи с чем, принятые по результатам такой выездной налоговой проверки решения являются недействительными, в связи с чем, просит постановление отменить.
В судебное заседание ЗЗМ не явилась, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, просила постановление изменить в части назначения наказания, назначить ей административное наказание в виде предупреждения, ссылаясь на то, что она работает на предприятии, относящееся к среднему предпринимательству, ранее к административной ответственности не привлекалась, в связи с чем по смыслу ст. 4.1.1 КоАП РФ, административный штраф может быть заменен на предупреждение.
Её защитник ДАВ, допущенный по устному заявлению, суду пояснил, что сведения в едином реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ОАО «Водоканал» отсутствуют, заявил ходатайство об освобождении ЗЗМ от административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.
Заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, свидетелей ОСМ, БЕМ, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 15.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) за нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, предусмотрена административная ответственность.
На основании ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Центральном банке Российской Федерации» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 03.02.2015) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее по тексту Указание Банка) определяет, в том числе, порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами.
В соответствии с п. 2 Указания Банка, для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям.
Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом обособленному подразделению в порядке, установленном юридическим лицом.
В п. 3 Указания Банка указано, что уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее - организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.
Пунктом 4 предусмотрено, что кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
В силу п. 4.1 Указания Банка, кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
Пунктом 4.2 так же предусмотрено, что кассовые документы оформляются:
главным бухгалтером;
бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее - бухгалтер);
руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).
В соответствии с п. 4.3 Указания Банка кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), а также кассиром.
В соответствии с п. 4.6 указанного Указания, записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).
Документы, предусмотренные настоящим Указанием Банка, могут оформляться на бумажном носителе или в электронном виде ( п. 4.7).
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главного бухгалтера ОАО «Водоканал» ЗЗМ переведена на должность главного бухгалтера ОАО «Водоканал» с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу раздела 2 должностной инструкции главного бухгалтера ОАО «Водоканал» на нее возложены следующие обязанности: организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности, учет поступающих и выбывающих денежных средств, контроль за соблюдением порядка оформления первичных бухгалтерских документов и проведения проверок организации бухгалтерского учета и документальных ревизий в подразделениях предприятия; работа по соблюдению финансовой и кассовой дисциплины и др.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании поручения сотрудниками Межрайонной ИФНС России № по <адрес> проведена проверка полноты учета выручки денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обособленного подразделения ОАО «Водоканал», расположенного по адресу <адрес> и установлено что кассовая книга не ведется. Полученная от покупателей выручка в кассу обособленного подразделения не оприходована. Таким образом, обособленное подразделение не выполняет необходимые операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления, не оформляет приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу, не вносятся записи в кассовую книгу и не передает копию листа кассовой книги в порядке, установленном юридическим лицом, с учетом срока составления последним бухгалтерской отчетности, в связи с чем, невнесение в кассовую книгу обособленного подразделения записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления, что является неоприходованием(неполным оприходыванием) этих денежных средств в кассу обособленного подразделения организации.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма выручки в размере <данные изъяты> в кассе обособленного подразделения организации ОАО «Водоканал» не оприходована в кассу в день получения наличности, в результате чего, ОАО «Водоканал» нарушены пункты 3,4,4.1, 4.2, 4.6 Указания №-У от ДД.ММ.ГГГГ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Субъектами правонарушения, как следует из ч. 1 ст. 15.1КоАП РФ, являются должностные и юридические лица.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ определено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу обособленного подразделения ОАО «Водоканал» денежной наличности свидетельствует о неисполнении главным бухгалтером ОАО «Водоканал» ЗЗМ требований Указаний Банка от ДД.ММ.ГГГГ, при чем доказательств, свидетельствующих, что она приняла исчерпывающие меры для обеспечения соблюдения требований Указания Банка материалы дела не содержат. Так же как и не представлено таких доказательств, что ЗЗМ не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, что с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины заявителя.
В подтверждение, что ЗЗМ совершено административное правонарушение, предусмотренное 15.1 КоАП РФ, принимаются во внимание в качестве доказательств: поручение на исполнение Государственной функции от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств в обособленном подразделении ОАО «Водоканал» со сведениями об ознакомлении генерального директора ОАО «Водоканал»( л.д. 1); акт № проверки полноты учета выручки с началом проверки ДД.ММ.ГГГГ-окончания проверки ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 7), дополнительными сведениями к акту № проверки полноты учета выручки ( л.д. 4), расчет суммы выручки, являющегося приложением № к акту № от ДД.ММ.ГГГГ( л.д. 5), акт о проверке наличных денежных средств кассы от ДД.ММ.ГГГГ( л.д. 6), должностная инструкция главного бухгалтера ( л.д. 62- 65), протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ со сведениями о том, что с обстоятельствами, изложенными в протоколе ЗЗМ была согласна - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ЕАЮ в совершении данного административного правонарушения.
Доводы ЗЗМ, указанные в жалобе, о том, что в ходе выездной налоговой проверки были не соблюдены нормы налогового законодательства, что в отношении обособленного подразделения, не являющегося его филиалом или представительством самостоятельная выездная проверка проводится не может, так же были исследованы судом и признаны несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права, так как проверка полноты учета выручки денежных средств налоговым органом, проведена в соответствии с требованиями законодательства.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, выводы о виновности ЗЗМ сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.
Санкция ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Доводы ЗЗМ о возможности применения к ней положений ст. 4.1.1 КоАПРФ проверены судом и не могут быть применены.
Действительно, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается в случаях, предусмотренных ст. 4.1.1 КоАПРФ. Так, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 4.1 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Суду не представлены сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства о включении в ОАО «Водоканал» в указанный реестр.
Таким образом, ЗЗМ не является лицом, в отношении которой могут быть применены положения ст. 4.1.1КоАПРФ.
Что касается ходатайства об освобождении наказания в связи с малозначительностью.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Административное правонарушение в виде нарушения порядка работы ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу обособленного подразделения организации денежной наличности посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в области финансов, налогов и сборов, правила государственной разрешительной системы.
Исследовав, конкретные обстоятельства совершенного ЗЗМ правонарушения, установив факт наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Наказание ЗЗМ назначено с соблюдением ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ
РЕШИЛ:
Жалобу ЗЗМ на постановление и.о. начальника Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о привлечении ЗЗМ к административной ответственности по ч.1 ст. 15.1.КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>, - оставить без удовлетворения, а постановление - без изменения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Белокурихинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья И.А.Черникова