ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/2017 от 31.07.2017 Лермонтовского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 12-33/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2017 г. г. Лермонтов

Судья Лермонтовского городского суда Ставропольского края Федотова Т.М.

при секретаре Ряполовой С.Н.,

с участием: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

24 мая 2017 года Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено постановление о назначении административного наказания № 17/АР/241/4. Указанным постановлением ФИО1 , как заместитель генерального директора по экологии и капстроительству ОАО «ГМЗ», признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с постановлением о назначении административного правонарушения ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в обосновании которой указала следующее.

Как следует из Постановления, ею нарушены требования ст.35, ст.39, ст.51, ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 10-12, ст.14, ст.26 Федерального закона № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», требования «Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», утвержденного Постановлением Правительства РФ №1425 от 07.12.1996 года, при этом нет фактов, указывающих на допущенные нарушения требований вышеперечисленных статей нормативно-законодательных документов, о чем было изложено в Возражениях от 23.05.2017 г. к Протоколу об административном правонарушении №17/АР/241/1. Выводы расследования по возбужденному делу об административном правонарушении №17/АР/106/1 от 10.04.2017 г. не подтверждены доказательствами и не соответствуют действительности.

В картах хвостохранилища РАО за период с 1954 по 1991 годы размещались отходы переработки урановых руд предприятия «Алмаз», что отражено в Акте первичной регистрации радиоактивных отходов №1-24/158 от 06.11.2013 г.

ОАО «Гидрометаллургический завод» осуществляет вывод из эксплуатации хвостохранилища РАО в соответствии с Лицензией ГН-04-303-2778 от 30.08.2013 г. (срок действия до 30.08.2018 г) дающей право на вывод из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов и признании ОАО «Гидрометаллургический завод» Госкорпорацией «РОСАТОМ» - организацией пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии.

Рекультивация хвостохранилища РАО осуществляется в соответствии с проектом «Рекультивация хвостохранилища ГМЗ и урановых рудников №1 и №2 бывшего предприятия «Алмаз» (г. Лермонтов, Ставропольский край)» который предусматривает использование нейтрализованного фосфогипса в качестве инертного материала, способного перекрыть радиационное воздействие.

Департаментом Росприроднадзора совместно со специалистами филиала ЦЛАТИ по ЮФО-ЦЛАТИ по Кавказским Минеральным Водам на территории хвостохранилища РАО 2 раза произведен отбор проб и образцов материала (Акт №17/АР/106/3 от 23.03.2017 г. и Акт №17/АР/106/7 от 07.04.2017 г.).

Определен класс опасности отобранного материала -5, но не приведены критерии, по которым этот материал признан отходом.

Фосфогипс нейтрализованный, образующийся на ОАО «ГМЗ» в соответствии с технологическим регламентом по производству экстракционной фосфорной кислоты, далее подготавливаемый для закрытия карт хвостохранилища РАО в соответствии со стандартом предприятия СТП-450-13 «Фосфогипс нейтрализованный, обезвоженный, уплотненный для рекультивации хвостохранилища РАО» и для продажи в качестве смеси рекультивационной в соответствии с СТО-48590531-002-2016 (зарегистрирован ФБУ «Ставропольский ЦСМ» №065/007643) является побочным продуктом и с 01.01.2016 г. учитывается на балансе предприятия, о чем дано объяснение в Акте обследования территории №17/АР/106/2 от 23.03.2017 г. и информационной справке о деятельности предприятия, предоставленного на Определение &&17/АР/106/5 от 30.03.2017 г.

В соответствии с п.3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» побочный продукт - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. Примечание к п.3.16 - Побочный продукт не является отходом.

На предприятии нет отхода - строительная известь. На промплощадке предприятия была отобрана проба отхода - осадок гашения извести при производстве известкового молока. В процессе проведения расследования не установлен факт размещения этого отхода на хвостохранилище РАО.

Рекомендации и предложения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Рекультивация хвостохранилища ГМЗ и урановых рудников №1 и №2 бывшего предприятия «Алмаз» (г. Лермонтов, Ставропольский край)» №575-Э от 23.05.2013 г. по п.2 части 5. предназначены для разработчиков проекта.

ОАО «ГМЗ» осуществляет производственный экологический контроль в соответствии с «Программой производственного экологического контроля» (ПЭК), разработанной в соответствии с требованиями ст.67 № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. в редакции № 219- ФЗ от 21.07.2014 г. и утвержденной 08.02.2017 г. Копия ПЭК была предоставлена по запросу в процессе проведения административного расследования. На сегодняшний день законодательно не установлена форма отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК.

При проведении административного расследования должностная инструкция заместителя генерального директора по экологии и капитальному строительству не запрашивалась, и не предоставлялась, при этом в Постановлении цитируется ее содержание.

Указывает, что ОАО «ГМЗ» не осуществляет размещение отходов и, соответственно, отсутствуют факты несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, т.е. отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ из чего следует, что она как заместитель генерального директора по экологии и капстроительству не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Просит суд отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу о назначении административного наказания № 17/АР/241/4 от 24.05.2017 г., производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 полностью поддержала свою жалобу по изложенным в ней основаниям и просила ее удовлетворить.

Представитель Департамента Росприроднадзора по доверенности в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и направил возражения относительно жалобы ФИО1 из которых следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, явилось непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, которые выражаются в следующем, а именно служебная записка от 20.02.2017 г., согласно которой ОАО «ГМЗ.» 31.01.2017 г. представило в Департамент ежегодный отчет по форме № 2-ТП (отходы) за 2016 год. Однако лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности у Общества отсутствует.

Согласно данным отчета № 2-ТП (отходы) за 2016 год ОАО «ГМЗ» использует отходы 4 класса опасности «осадок гашения извести при производстве известкового молока» в количестве 52,54 тонн, «шлак сварочный» в количестве 0,1 тонн.

Для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ и проведено административное расследование. В ходе проведения расследования было установлено, что основной деятельностью ОАО «ГМЗ» является производство и реализации минеральных удобрений. В процессе осуществления данной деятельности на предприятии образуются отходы 5 класса опасности (фосфогипс).

Согласно проектной документации, представленной ОАО «ГМЗ», предприятие осуществляет рекультивацию хвостохранилиша. Для рекультивации используются отходы производства и потребления 4-го и 5-го классов опасности, в том числе фосфогипс и строительная известь.

В соответствии со справкой о количестве переработанного апатитового концентрата, извести строительной, образовавшегося нейтрализованного фосфогипса, ОАО «ГМЗ» за 2015-2017 годы передало на хвостохранилище для размещения:

- фосфогипс - 145511,6 тонн за 2015 год, 111090,3 тонн за 2016 год, 25647,2
тонн за I квартал 2017 года;

- строительная известь 1348,8 тони за 2015 год, 1044,5 тонн за 2016 год, 265,1 за 1 квартал 2017 года.

Согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 05.05.2015 № 000239-0, основным отходом производства Общества является «фосфогипс», годовой норматив которого составляет 224202,298 тонн. Однако в представленном отчете № 2-111 (отходы) за 2016 год сведения об образовании указанного вида отхода в 2016 году отсутствуют.

Более того, факт размещения отходов производства и потребления (фосфогипс) установлен в ходе проведения осмотра территории хвостохранилища, что подтверждается актом обследования территории от 23.03.2017 г. № 17/АР/106/2, фототаблицей.

Также установлено, что хвостохранилище расположено в центральной части особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказские Минеральные Воды в 3-й зоне горно-санитарной охраны лечебных минеральных вод федеральных курортов КМВ. Также согласно публичной кадастровой карте хвостохранилище расположено на земельном участке с КИ 26:32:010101:63, правообладателем которого является ОАО «ГМЗ». Данный земельный участок расположен в границах 3-й зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки.

Также согласно информации, представленной Департаментом по недропользованию по СКФО от 05.04.2017 г. № 01-06-06/301, хвостохранилище, расположенное на земельном участке с КН 26:32:010301:63, находится на территории нераспределенного фонда недр Новоблагодарненского участка Ессентукского месторождения минеральных подземных вод.

При этом, в соответствии с межгосударственными стандартами ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель» для рекультивации нарушенных земель могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных,

Исходя из содержания вышеуказанных норм государственного стандарта, обязательных к применению в силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», рекультивация нарушенных земель как на техническом, так и на биологическом этапе возможна только с использованием вскрышных почв и пород. Использование отходов для целей рекультивации законом не предусмотрена. Рекультивация нарушенных земель с использованием отходов производства и потребления 4 и 5 класса опасности, в том числе отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятия (фосфогипс и строительная известь), фактически является захоронением (размещением) отходов.

Более того, ОАО «ГМЗ» не включено в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Также ОАО «ГМЗ» не выполнило рекомендации и предложения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Рекультивация хвостохранилища ГМЗ и урановых рудников № 1 и № 2 бывшего предприятия «Алмаз» (г. Лермонтов, Ставропольский край), утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по ставропольскому краю от 23.05.2013 г. № 575-Э. В связи с чем, наличие данной проектной документации, обосновывающей рекультивацию применением отходов, не является основанием (разрешающим документом) для осуществления подобного вида деятельности - рекультивация нарушенных земель с использованием отходов производства и потребления.

Согласно п. 6 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В нарушение данного положения ОАО «ГМЗ» не выполняет требования, предъявляемые к содержанию программы производственного экологического контроля.

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В соответствии с Приказом № 15 от 20.01.2014 г. «О назначении ответственных в области охраны окружающей среды» лицом ответственным за природоохранную деятельность (обеспечение экологической безопасности) назначен заместитель генерального директора по экологии и капитальному строительству ОАО «ГМЗ», ФИО1 .

В соответствии с Должностной инструкцией заместителя генерального директора по экологии и капитальному строительству ОАО «ГМЗ», ФИО1 (Утв. Генеральным директором ОАО «ГМЗ» от 16.08.2011 г.) в должностные обязанности ФИО1 в области экологии входит координация отдела охраны окружающей среды (экологического отдела) и ГСП, а так же организационное руководство работами по охраны окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лип - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными, опасными веществами.

Субъектами данного административного правонарушения являются, в том числе юридические лица, не соблюдающие экологические и санитарно-эпидемиологические -требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Заявитель приводит довод о том, предприятие не осуществляет размещение отходов производства и потребления на земельном участке с КН 26:32:010101:63. Данный довод противоречит материалам административного дела.

Согласно проектной документации, представленной лично ОАО «ГМЗ», для рекультивации используются отходы производства и потребления 4-го и 5-го классов опасности, в том числе фосфогипс и строительная известь.

Также согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 05,05.2015 № 000239-О, основным отходом производства Общества является «фосфогипс», годовой норматив которого составляет 224202,298 тонн.

Более того, факт размещения отходов производства и потребления (фосфогипс) установлен в ходе проведения осмотра территории хвостохранилища, что подтверждается актом обследования территории от 23.03.2017 г. № 17/АР/106/2, фототаблицей.

Также согласно протоколу биотестирования проб отхода от 14.04.2017 г. № 24.1 фосфогипс нейтрализованный относится к отходу 5 класса опасности - практически неопасные отходы.

Более того, как следует из письма АО «ВНИПИпромтехнологии» от 19.12.2016 г. «нейтрализованный фосфогипс, используемый в комплексе работ по рекультивации объектов наследия добычи и переработки урановых руд, на весь период их выполнения является «используемым отходом».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилища, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Размещение отходов -хранение и захоронение отходов.

Таким образом, Общество осуществляет размещение отходов на земельном участке с КН 26:32:010101:63.

Указывает, что порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не усматривается, поскольку совершенное административное правонарушение свидетельствует о пренебрежительном отношении к нормам законодательства об охране окружающей среды, обеспечивающим безопасность здоровья граждан, представляет общественную опасность и не может быть признано малозначительным.

Таким образом, Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу считает, что постановление от 24.05.2017 г. № 17/АР/241/4, вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, а виновное лицо правомерно привлечено к административной ответственности, просит суд отказать в удовлетворении жалобу ФИО1 в полном объеме.

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, и возражения на них, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Привлекая 24.05.2017 г. ФИО1 к административной ответственности, специалист Департамент Росприроднадзора, как контролирующего органа, исходил из того, что в соответствие с приказом № 15 от 20.01.2014 г. лицом ответственным за природоохранную деятельность (обеспечение экологической безопасности) назначена заместитель генерального директора по экологии и капитальному строительству ОАО «ГМЗ» ФИО1 В соответствие с должностной инструкцией, в должностные обязанности ФИО1 в области экологии входят: координация отдела охраны окружающей среды (экологического отдела) и ГСП, а так же организационное руководство работами по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов. На этом основании специалист Департамента Росприроднадзора пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

С такими выводами нельзя согласиться, по следующим основаниям:

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 1 указанного Закона отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статьей 51 Закона Об охране окружающей среды предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под экологическими (природоохранными) требованиями понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Как установлено административным органом в ходе административного расследования и видно из материалов административного дела, Департаментом Росприроднадзора по результатам проведенного административного расследования, возбужденного по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ОАО «ГМЗ», установлено, что в результате деятельности ОАО «ГМЗ» образуется отход фосфогипс, который размещается в качестве рекультивационного материала на хвостохранилище.

Из материалов административного дела также следует, что на земельном участке с кадастровым номером 26:32:010101:63, расположено хвостохранилище бывшего предприятия по переработке урановых руд ЛПО «Алмаз» ныне ОАО «ГМЗ», на котором размещены в пункте долговременного хранения радиоактивные отходы. Хвостохранилище находится в стадии рекультивации. В соответствии с проектом «Рекультивация хвостохранилища ГМЗ и урановых рудников № 1 и № 2 бывшего предприятия «Алмаз» проведена государственная экологическая экспертиза проектной документации «Рекультивации хвостохранилища ГМЗ и урановых рудников № 1 и № 2 и согласно приказу № 574-э от 27 мая 2013 г. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ставропольскому краю, проектная документация по рекультивации хвостохранилища одобрена и рекомендована к применению сроком действия в 5 лет. Заключение предусматривает в качестве противорадиационного экрана использование слабопроницаемых материалов и укладывание на поверхность хвостохранилища нейтрализованного фосфогипса. Фосфогипс нейтрализованный является побочным продутом, образующимся в процессе производства минеральных удобрений.

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования 10 мая 2013 г. утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Рекультивация хвостохранилища ГМЗ и урановых рудников № 1 и № 2 бывшего предприятия «Алмаз, устанавливающее соответствие проектной документации экологическим требованиям, установленными техническими регламентами и законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно акта № 1-24/158 от 06.11.2013 г. на хвостохранилище бывшего предприятия по переработке урановых руд ЛПО «Алмаз» ныне ОАО «ГМЗ» <...> имеются в наличии и размещены в пункте долговременного хранения радиоактивные отходы. Хвостохранилище находится в стадии рекультивации. Проектом рекультивации предусмотрено, что в качестве противорадиационного экрана предусматривает использование слабопроницаемых материалов и укладывание на поверхность хвостохранилища нейтрализованного фосфогипса. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ОАО «ГМЗ» выдана лицензия сроком до 30 августа 2018 года, которая дает право на вывод из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов. Согласно свидетельства № ГК-С017 ОАО «ГМЗ» признан пригодной организацией эксплуатировать объекты использования атомной энергии и осуществлять деятельность в области использования атомной энергии. С целью использования в качестве рекультивационного материала фосфогипса, 29.05.2013 г. разработан и согласован стандарт предприятия.

Анализ вышеуказанных документов свидетельствует о том, что выводы, изложенные в постановлении о привлечении ОАО «ГМЗ» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, о захоронении на хвостохранилище отходов производства, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку фосфогипс используется на хвостохранилище в качестве рекультивационного материала, что полностью соответствует программе рекультивации, а в соответствии с актом обследования от 23.03.2017 г. строительная известь на хвостохранилище не размещается.

Таким образом, не установлено событие правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ОАО «ГМЗ».

ФИО1 приказом 20 л/с от 20.01.2014 г. принята на должность заместителя генерального директора по экологии и капитальному строительству ОАО «ГМЗ» г. Лермонтова.

Согласно должностной инструкции заместителя генерального директора по экологии и капитальному строительству ОАО «ГМЗ», утвержденной 16.08.2011 г., на нее возложены обязанности в области экологии и координации деятельности отдела охраны окружающей среды и организационное руководство работами по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

В постановлении № 17/АР/241/4 о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, административным органом не указано, какие именно действия либо бездействия должностного лица послужили основанием для привлечения ее к административной ответственности, что исключает возможность установить наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

По смыслу ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, так как лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах постановление подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.10 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении – удовлетворить.

Постановление главного специалиста эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 мая 2017 г. № 17/АР/241/4, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица заместителя генерального директора ОАО «Гидрометалургический завод» ФИО1 - отменить, производство по административному делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения суда в Ставропольский краевой суд

Судья Т.М. Федотова