ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/2021 от 01.02.2021 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

дело № 12-33/2021

УИД 27MS0057-01-2020-000709-40

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

п. Переяславка 1 февраля 2021 года

Судья суда района имени Лазо Хабаровского края Коваленко А.О., с участием с участием помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края Хлебовой Н.А., защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, Аверьянова А.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сторожука Павла Анатольевича, по жалобе представителя должностного лица Аверьянова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» от 25.12.2020 о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» от 25.12.2020 должностное лицо – глава муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сторожук П.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.63 КоАП РФ, ему назначено наказание в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель должностного лица Аверьянов А.А. подал жалобу, в которой просит прекратить дело за отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-Ф3 органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. На основании п. 4 ст. 2 № 210-Ф3 административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги. Таким образом, права по реализации муниципальной услуги наступают с момента принятия администрацией района имени Лазо административного регламента. Административный регламент (порядок оказания муниципальной услуги был принят 18.09.2020 Постановлением администрации муниципального района имени Лазо . 15.09.2020 из прокуратуры района имени Лазо поступило заявление ФИО8 в которой она просит дать юридическую оценку действиям межведомственной комиссии по отказу в рассмотрении ее заявления и обязать администрацию района провести оценку ее жилищных условий. 28.09.2020 главой муниципального района имени Лазо был дан ответ на обращение. Учитывая, что на момент направления заявления ФИО8 07.07.2020 в администрации района имени Лазо отсутствовал регламент, в соответствии с которым должна была быть оказана муниципальная услуга (порядок оказания муниципальной услуги), то ее заявление поступившие 15.09.2020 было рассмотрено как гражданина, впервые обратившегося за предоставлением муниципальной услуги. Поэтому по заявлению ФИО8 от 15.09.2020 были собраны документы, разъяснены нормы законодательства и было предложено обратиться с заявлением в межведомственную комиссию с заявлением. К ответу была приложена форма заявления, которая утверждена Приложением № 1 административного регламента, а также указан номер телефона для обращения по возникшим вопросам (были даны разъяснения как гражданину впервые обратившегося за предоставлением муниципальной услуги).

Глава муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сторожук П.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания жалобы извещен надлежащим образом. Сведений о причинах неявки не представлено, ходатайств об отложении слушания дела не заявил.

Неявка лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является препятствием к рассмотрению дела.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу, Аверьянов А.А. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, пояснил, что поскольку на момент обращения ФИО8 в администрации района имени Лазо отсутствовал регламент предоставления муниципальной услуги, фактически по ее заявлению в предоставлении муниципальной услуги было отказано, потому ее заявление от 31.08.2020, поступившее из прокуратуры, было расценено не как жалоба на отказ в предоставлении муниципальной услуги, а как обращение лица, впервые обратившегося за предоставлением муниципальной услуги.

Прокурор Хлебова Н.А. в судебном заседании пояснила, что оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется, поскольку оно является законным и обоснованным, доводы жалобы повторяют правовую позицию, изложенную при рассмотрении дела мировым судьей, которой дана соответствующая правовая оценка, действия лица квалифицированы верно.

Выслушав пояснения, рассмотрев дело об административном правонарушении, не связывая себя доводами жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению – влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Глава администрации муниципального района имени Лазо в соответствии с Уставом муниципального района имени Лазо, решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 17.07.2019 «Об избрании главы муниципального района имени Лазо Хабаровского каря», распоряжением администрации муниципального района имени Лазо от 19.07.2019 «О вступлении Сторожука П.А. в должность главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края» Сторожук П.А. является главой муниципального района имени Лазо, возглавляет администрацию указанного муниципального образования, руководит ее работой, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, формирует администрацию муниципального района в соответствии со структурой, утвержденной Советом депутатов, издает распоряжения о создании отделов, комитетов, управлений и других ее структурных подразделений, назначает и отстраняет от должности руководителей этих органов; в соответствии с действующим законодательством руководит и осуществляет контроль за деятельностью всех структурных подразделений администрации муниципального района имени Лазо, муниципальных предприятий и учреждение.

Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что муниципальная услуга – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, а также в пределах предусмотренных Законом№ 131-ФЗ прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления другихмуниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

К вопросам местного значения, согласно ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом является муниципальной услугой.

Согласно пункту 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Материалами дела установлено, что 07.07.2020 ФИО8 обратилась в администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края с заявлением о проведении оценки соответствия помещения установленным требованиям и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (или реконструкции).

Администрация муниципального района имени Лазо при рассмотрении заявления ФИО8 от 07.07.2020 не создала межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домом, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, административный регламент предоставления данной муниципальной услуги не утвердила.

20.07.2020 заместитель главы администрации муниципального района имени Лазо, руководитель управления обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района имени Лазо ФИО14, не являясь членом межведомственной комиссии, по заявлению ФИО8 от 07.07.2020 самостоятельно принял решение об оставлении его без исполнения, в нарушение п.п. 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено право заявителей, обратившихся за получением муниципальной услуги, на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения муниципальной услуги.

В силу п. 5 ст. 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в случае отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Статьей 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы.

Согласно части 1 статьи 11.2 Федерального закона № 210-Ф3, жалоба подается в письменной форме, на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий муниципальную услугу. Жалоба на решение и действий (бездействие) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, подаются в вышестоящий орган (при наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего муниципальную услугу.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.2 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

Согласно части 7 указанной статьи по результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает одно из следующих решений: удовлетворяет жалобу либо отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в части 7 настоящей статьи, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы (ч. 8 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-Ф3). В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части 8 настоящей статьи, дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром либо организацией, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной или муниципальной услуги (ч. 8.1). В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части 8 настоящей статьи, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения (ч. 8.2).

Частью 10 приведенной статьи установлено, что положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Из вышеприведенных положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ следует, что правоотношения, возникающие между заявителем и органом, предоставляющим государственную услугу, по поводу досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) указанного органа либо его должностного лица в рамках предоставления государственной услуги урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

К указанным правоотношениям в силу прямого указания в ч. 10 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ не подлежат применению нормы Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, что в полной мере соответствует ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ исключающей из сферы применения указанного федерального закона обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Расценив оставление заявления о предоставлении муниципальной услуги без исполнения в качестве незаконного отказа в предоставлении муниципальной услуги, ФИО8 02.09.2020 обратилась в прокуратуру района имени Лазо с заявлением о несогласии с вышеуказанным решением, которое перенаправлено для рассмотрения в администрацию муниципального района в пределах компетенции.

По итогам рассмотрения заявления ФИО8 от 02.09.2020 глава администрации муниципального района имени Лазо Сторожук П.А. дал ответ заявителю 28.09.2020, в котором уведомил заявителя о том, что необходимо обратиться с данным вопросом в межведомственную комиссию по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещение, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При этом, в нарушении вышеуказанных требований федерального законодательства глава администрации муниципального района имени Лазо Сторожук П.А. не дал оценку доводам заявления ФИО8 о том, что ответ заместителя главы администрации муниципального района имени Лазо ФИО14 по ее заявлению от 07.07.2020 не обоснован и противоречит федеральному законодательству, органом местного самоуправления не исполнена обязанность по созданию межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. Также не аргументировал указанные доводы в ответе от 28.09.2020, не указал конкретного решения по жалобе ФИО8, не разъяснил порядок обжалования ответа.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, пришел к обоснованному выводу, что должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, – главой муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сторожуком П.А. нарушен порядок рассмотрения жалобы ФИО8.

Указанные обстоятельства и вина главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сторожука П.А. в совершении правонарушения подтверждаются доказательствами по делу, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы защитника должностного лица Сторожука П.А. – Аверьянова А.А. о том, что права по реализации муниципальной услуги наступают с момента принятия администрацией района имени Лазо административного регламента, который был принят 18.09.2020 Постановлением администрации муниципального района имени Лазо , то есть после первоначального обращения ФИО8 07.07.2020, в связи с чем заявление, поступившие 15.09.2020, было рассмотрено как поданное гражданином, впервые обратившимся за предоставлением муниципальной услуги, судья находит несостоятельным ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 7(1) Постановления Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 (ред. от 03.11.2018) «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора)», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг»), регламент разрабатывается, как правило, после включения соответствующей государственной услуги в перечень государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора).

Полномочия по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» переданы Администрации района имени Лазо Хабаровского края на основании изменений, внесенных в статью 1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» статьей 2 Закона Хабаровского края от 27.03.2019 № 403 «О внесении изменений в статью 10 Закона Хабаровского края «О Законодательной Думе Хабаровского края» и статью 1 Закона Хабаровского края «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», которая вступила в законную силу с 01.04.2019.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 № 2113-р (с редакции, действовавшей с 18.09.2019 по 09.10.2020) «О Перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления» в указанный перечень включена муниципальная услуга о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 40).

Соответственно с указанного времени администрация муниципального района должна была обеспечить исполнение законодательства в части предоставления указанной услуги: создать межведомственную комиссию, разработать и утвердить административный регламент, что в разумные сроки сделано не было. Сведений об объективных причинах неисполнения законодательства в данной части материалы дела не содержат.

Вместе с тем, законность и обоснованность отказа в предоставлении муниципальной услуги ФИО8 на основании отсутствия разработанного административного регламента не является предметом рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.63 КоАП РФ, заключается в нарушении должностным лицом порядка рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо в незаконном отказе должностного лица или уклонении от принятия ее к рассмотрению. Другие признаки объективной стороны, такие как противоправные последствия, причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями, время, место и способ совершения административного правонарушения, квалифицирующего значения для данного состава не имеют.

При рассмотрении дела достоверно установлено, что ФИО8 обратилась в администрацию муниципального района имени Лазо с заявлением о предоставлении муниципальной услуги о признании ее дома не пригодным для проживания, на что получила отказ в предоставлении муниципальной услуги.

ФИО8 подала жалобу на отказ в предоставлении муниципальной услуги, в которой подробно изложила обстоятельства произошедшего и доводы, по которым находит данный ей отказ в предоставлении муниципальной услуги незаконным.

В связи с указанным, получив жалобу ФИО8 от 31.08.2020, глава муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сторожук П.А., должен был рассмотреть ее в соответствии со статьей 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», однако допустил нарушения, обозначенные ранее.

Оснований для рассмотрения обращения ФИО8 как заявления от гражданина, впервые обратившегося за предоставлением муниципальной услуги, не имелось, поскольку из текста данного обращения усматривается, что оно подано в связи с отказам в предоставлении муниципальной услуги, содержит доводы о несогласии с принятым по ее заявлению решением и просьбу обязать предоставить муниципальную услугу.

Таким образом, указанные защитником Аверьяновым А.А. обстоятельства не влекут отмену обжалуемого постановления.

Обоснованность привлечения главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сторожука П.А. к административной ответственности по части 3 статьи 5.63 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Факт административного правонарушения должным образом установлен. Наказание главе муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сторожуку П.А. назначено в соответствии с санкцией статьи 12.34 КоАП РФ в минимальном размере.

Дело рассмотрено, наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности и принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» от 25.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сторожука Павла Анатольевича – оставить без изменения, жалобу представителя должностного лица Аверьянова А.А. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья А.О. Коваленко