Верховный Суд Республики Северная Осетия –Алания
судья Амбалова Ж.Х.
№12-33/2021 дело № 72- 98/2021
РЕШЕНИЕ
02 августа 2021 года г. Владикавказ
Судья Верховного Суда РСО-Алания Дзуцева Ф.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 ...5 на решение судьи Советского районного суда г. Владикавказа от 15 апреля 2021 года об оставлении без удовлетворения жалобы ФИО1 ...6 на постановление инспектора Отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г. Владикавказ от 19 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 ...4,
у с т а н о в и л:
Постановлением инспектора ДПС ГИБДД МВД России по г. Владикавказу Республики Северная Осетия-Алания от 19 октября 2020 года ФИО1 ...7. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 KoAП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Владикавказ от 15 апреля 2021 года указанное постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 ...8. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РСО-Алания, ФИО1 ...9 выражает несогласие с вынесенными в отношении него актами, считая их незаконными, просит их отменить, а дело направить в районный суд на новое рассмотрение.
ФИО1 ...10 и представитель ГИБДД МВД России по г. Владикавказ в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
При рассмотрении дела должностными лицами ГИБДД МВД России по г. Владикавказ, а также судом первой инстанции установлено, что 19.10.2020 года в 17 часов 55 минут на ... ФИО1 ...11 управлял не зарегистрированным в установленном порядке транспортным средством марки «KIA Optima» с государственными регистрационными знаками Республики Армения ..., совершив таким образом административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.12.1 КоАП РФ.
Обстоятельством, послужившим основанием для привлечения ФИО1 ...12. к административной ответственности по ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, явилось отсутствие надлежащей регистрации транспортного средства, ввезенного им на территорию Российской Федерации после приобретения и регистрации транспортного средства в Республике Армения, государстве-члене ЕАЭС, как гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации.
Часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года N20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе, когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована).
Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины, установление которой является обязательным в ходе рассмотрения дела.
Правовой основой государственной регистрации транспортных средств являются Конституция Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Федеральный закон №283-ФЗ от 3 августа 2018 года "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, государственный учет не прекращен и соответствует Основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации 23 октября 1993 года №1090
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года №283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Российской Федерации государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях:
1) государственного учета транспортных средств;
2)обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
Обязанность государственного учета транспортного средства в силу вышеназванного закона возникает у его владельца в течение десяти дней, со дня временного ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.
Однако данные требования не распространяются на автомобили, участвующие в международном движении.
В силу пункта b) статьи 1 Конвенции о дорожном движении от 08 ноября 1968 года, транспортное средство считается находящимся в "международном движении" по территории какого-либо государства, если оно:
i) принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства;
ii) не зарегистрировано в этом государстве;
iii) временно ввезено в него;
однако каждая Договаривающаяся Сторона вправе не считать находящимся в "международном движении" любое транспортное средство, которое оставалось на ее территории более одного года без значительного перерыва, продолжительность которого может устанавливаться этой Договаривающейся Стороной.
Состав транспортных средств считается находящимся в "международном движении", если по крайней мере одно из транспортных средств состава отвечает этому определению.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
29 мая 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года, руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина, принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации, договорились об учреждении Евразийского экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
В силу пункта 1 статьи 6 Договора о ЕАЭС решения Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия, ЕЭК) составляют право ЕАЭС.
Согласно пункту 13 Положения о Евразийской экономической комиссии (Приложение №1 к Договору о ЕАЭС) решения Комиссии имеют нормативно-правовой характер, обязательны для государств-членов, входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов.
Порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования определены главой 37 Таможенного кодекса ЕАЭС и решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. №107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования", а также Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию. Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.
Вместе с тем, действующим законодательством, установлены исключения в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств-членов ЕАЭС.
Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подписан 10 октября 2014 года и начал действовать со 2 января 2015 года (далее - Договор).
В силу пункта 35 Условий и переходных положений (приложение N 3 к Договору) автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 данного Приложения, зарегистрированные на территории Республики Армении, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктами 30 и 31 Условий, а также согласно пп. к) п. 1 Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее - решение от 20 декабря 2017 года №107) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в позициях ... и указанных в пунктах 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения № 2 к решению от 20 декабря 2017 года № 107, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 ..., не применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, установленные пунктами 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения № 2 к решению от 20 декабря 2017 года №107.
Автомобили, указанные в пункте 30 Условий, в других государствах- членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении №2 к решению от 20 декабря 2017 года №107.
В Договоре о присоединении Армении в ЕАЭС от 29.05.2014 года (абзац 2 и 3 пункта 40, раздел 5 «Вопросы таможенно-тарифного регулирования» указано, что «Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств-членов ЕАЭС без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию.
Исходя из требований указанной нормы такие автомобили вообще не должны были покинуть территорию Армении.
В официальной информации МВД России по вопросам допуска к участию в дорожном движении ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения (от 08.09.2020 года) также указано, что «с учетом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезенные на ее территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств-членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления».
Таким образом, с учетом особых Условий вступления Республики Армения в Евразийский экономический союз, транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущенные в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года, имеют статус иностранного товара.
При уплате разницы сумм таможенных платежей, установленных в ЕАЭС и Республике Армения, транспортные средства, имеющие статус иностранного товара, приобретают статус товаров Евразийского экономического союза (товаров Союза).
В судебном заседании в районном суде ФИО1 ...13 пояснил, что в 2019 году купил в Армении для личного использования транспортное средство марки «KIA Optima». Поскольку гражданином Армении он не являлся, для приобретения автомобиля оформил временную регистрацию. На территорию Российской Федерации въехал в 2019 году. Никаких требований по переоформлению транспортного средства со стороны представителей Таможни и госорганов к нему не предъявлялось.
Из материалов дела следует, что 07.08.2019 года транспортное средство марки «KIA Optima», ... с государственными регистрационными знаками Республики Армения ... зарегистрировано полицией Республики Армения, что подтверждается свидетельством о постановке транспортного средства на учет в Республике Армения №.... Далее ФИО1 ...14 перегнал транспортное средство в Российскую Федерацию, гражданином которой является и где постоянно проживает. Данное обстоятельство подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации номер ..., согласно которому ФИО1 ...15. ... года рождения, зарегистрирован по адресу: ...
Таким образом, учитывая, что указанное транспортное средство выпущено в свободное обращение на территории Республики Армения 07.08.2019 года, то есть, после 10 октября 2014 года, соответственно, имеет в Российской Федерации статус иностранного товара, а значит, ввоз автомобиля и его использование допускается только при условии таможенного оформления. Более того, даже наличие временной регистрации в Республике Армения не позволяет ФИО1 ...16. считаться участником международного дорожного движения, поскольку постоянного места жительства в Республике Армении, где зарегистрировано вышеуказанное транспортное средство, он не имеет.
В силу статьи 1 Конвенции о дорожном движении ФИО1 ...22 не может рассматриваться в качестве участника международного дорожного движения, поскольку не имеет постоянного места жительства в Республике Армения, откуда завезено и где зарегистрировано вышеуказанное транспортное средство.
Поскольку у ФИО1 ...23 отсутствовали необходимые регистрационные и таможенные документы, его действия правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ, административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией указанной статьи Кодекса.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 ...17 подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда, достоверность и допустимость сомнений не вызывают.
Довод жалобы о том, что ФИО1 ...18 не является субъектом административного правонарушения, а также об отсутствии объективной стороны правонарушения аналогичны позиции, высказанной в судебных заседаниях при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, они являлись предметом исследования судьей районного суда и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в судебном решении. Иная оценка обстоятельств дела привлекаемым к ответственности лицом является попыткой ухода от предусмотренной законом ответственности за допущенное правонарушение.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу решения сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Советского районного суда г. Владикавказа от 15 апреля 2021 года об оставлении без удовлетворения жалобы ФИО1 ...19 на постановление инспектора ДПС ГИБДД МВД России по г. Владикавказу от 19 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 ...20, оставить без изменения, жалобу ФИО1 ...21 - без удовлетворения.
Судья Дзуцева Ф.Б.
Определение01.10.2021