ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/2021 от 03.09.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Бусарова В.С. № 12-33/2021

21-445/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Астрахань

3 сентября 2021 г. судья Астраханского областного суда Лаврова С.Е.,

при помощнике судьи Кондратьеве С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р»

на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 7 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р»,

у с т а н о в и л :

постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Астраханской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 18 сентября 2020 г. № 16/88-20 акционерное общество «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25000 руб.

Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 7 июня 2021 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» ставится вопрос об отмене решения суда по основанию нарушения норм процессуального права, отсутствия состава административного правонарушения.

Заслушав представителей АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» ФИО1, ФИО2, ФИО3, начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Астраханской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО4, прокурора Шамшутдинова З.З., изучив материалы дела и дополнительно представленные доказательства, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Материалами дела установлено, что АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» на праве собственности эксплуатирует три объекта: нефтепроводную систему КТК. Корректировка. А-НПС-4А, нефтепроводную систему КТК. Корректировка. А-НПС-5А и нефтепроводную систему КТК. Корректировка. НПС «Астраханская».

Указанные системы отнесены к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду II категории.

В составе нефтеперекачивающих станций эксплуатируется три пруда-испарителя, каждый из которых состоит из карт для пресных сточных вод и для солесодержащих сточных вод.

Согласно проектной документации, на карты прудов-испарителей предусмотрено поступление бытовых и производственно-дождевых стоков. Пруды-испарители стоят на балансе юридического лица в качестве основных средств, изготовлены из бетона с гидроизоляционными добавками проникающего действия и противофильтрационным экраном из геотекстильного материала на основе натриевого бентонита.

В ходе проверки соблюдения АО «КТК-Р» требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности на территории Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что эксплуатация прудов-испарителей осуществляется юридическим лицом с нарушением требований федерального законодательства.

Эксплуатация АО «КТК-Р» вышеуказанных гидротехнических сооружений осуществляется в отсутствие расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС; разработанных в установленном законом порядке критериев безопасности и декларации безопасности гидротехнического сооружения (п. 5 ст. 8, п. 3 ст. 9 Закона № 117-ФЗ); материальных и финансовых резервов на случай аварии ГТС (п. 7 ст. 9 Закона № 117-ФЗ); заключенного в установленном порядке договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (п. 13 ст. 9 Закона № 117-ФЗ), необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение (п. 15 ст. 9, ст. 9.1 Закона № 117-ФЗ), а также разработанных и согласованных с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения (п. 8 ст. 9 Закона № 117-ФЗ).

Ввиду того, что АО «КТК-Р» по состоянию на дату обнаружения правонарушения, то есть 27 августа 2020 г. в рабочее время по месту нахождения нефтеперекачивающих станций по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> допущена эксплуатация гидротехнических сооружений - трех прудов-испарителей с нарушением требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений, обстоятельств, препятствующих выполнению обществом требований законодательства не установлено, административный орган пришел к выводу о том, что юридическое лицо не обеспечило надлежащее исполнение требований законодательства в области обеспечения безопасности ГТС.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» к административной ответственности, предусмотренной статьи 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершения правонарушения, подтверждаются доказательствами, исследованными должностным лицом, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи и является обоснованным и справедливым.

Правила территориальной подсудности при рассмотрении дела также не нарушены, в связи с тем, что правонарушение характеризуется в виде действия - нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений и, несмотря на то, что в постановлении указанно несколько мест нахождения прудов-испарителей, эксплуатация которых производится с нарушением закона, одно из мест нахождения прудов-испарителей расположено на территории, отнесенной к юрисдикции Красноярского районного суда Астраханской области, а ввиду невозможности раздельного рассмотрения одного постановления административного органа, правила территориальной подсудности соблюдены.

Доводы жалобы акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» о том, что эксплуатируемые пруды-испарители входят в состав объектов капитального строительства (нефтеперекачивающих станций) являются элементами системы водоотведения и не относятся к ГТС, не могут быть признаны состоятельными.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 3.3 Свода Правил от 16 декабря 2019 г. № 58.13330.2019 «Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003», к гидротехническим сооружениям относятся сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая:

- плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) и приливных электростанций (ПЭС);

- водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки;

- сооружения, предназначенные для защиты от наводнений;

- сооружения, предназначенные для защиты от разрушений берегов морей и озер, берегов и дна рек и водохранилищ;

- устройства защиты от размывов на каналах;

- струенаправляющие и оградительные сооружения;

- сооружения (дамбы), ограждающие золо- и шлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;

- набережные, пирсы, причальные сооружения портов;

- сооружения морских нефтегазопромыслов, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, сооружения систем технического водоснабжения, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных.

Анализ приведенных норм действующего правового регулирования указывает на то, что определение гидротехнических сооружений представляет собой открытый перечень объектов, относимых к гидротехническим сооружениям. Обобщающими признаками являются функциональное назначение указанных объектов - использование водных ресурсов и предотвращение негативного воздействия вод и жидких отходов, а также вид объекта - сооружение. Исключение составляют только объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В рассматриваемом случае, пруды-испарители к объектам централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения не относятся ввиду того, что под централизованной системой водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоснабжения, к примеру, путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении») либо комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Учитывая назначение (накопление и естественное испарение сточных вод разной степени загрязнения), а также предусмотренное проектом устройство противофильтрационного экрана из геотекстильного материала для предотвращения фильтрации содержимого в грунт, пруды-испарители нефтепроводной системы АО «КТК-Р» попадают под определение ГТС, приведенное в статье 3 Федерального закона № 117-ФЗ и в пункте 3.3 Свода названных Правил от 16 декабря 2019 года № 58.13330.2019.

Отнесение прудов-испарителей к гидротехническим сооружениям подтверждается и рядом других нормативно-правовых актов (пункт 7.4.2. ИТС 34-2017, утвержденный приказом Росстандарта от 15 декабря 2017 года № 2847, пункт 6 Методических указаний, утвержденных Приказом Минприроды России от 14 октября 2013 года и др).

Отнесение в указанном случае прудов-испарителей к гидротехническим сооружениям не исключает их принадлежность к объектам водоснабжения или водоотведения, однако ввиду того, что указанные объекты не относятся к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, на них распространяются требования к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений.

Доводы жалобы юридического лица о том, что ранее актом проверки Ростехнадзора № 10-107 МГСН/2016 от 24 октября 2016 г., указано, что устранены пункты 37-29 предписания от 7 июля 2016 г., устанавливавшие обязанность общества подготовить декларацию на ГТС и осуществить иные мероприятия в отношении прудов испарителей, предусмотренные Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений», не влекут отмены оспариваемого решения, поскольку на момент проведения проверки Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры в августе 2020 г. имелись нарушения требований федерального законодательства при эксплуатации АО «КТК-Р» прудов-испарителей.

Доводы жалобы АО «КТК-Р» о том, что должностным лицом не рассмотрено письменное ходатайство от 18 сентября 2020 г. о прекращении производства по делу, не могут быть признаны состоятельными, поскольку из текста оспариваемого постановления и пояснений начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Астраханской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО4 в суде второй инстанции, следует, что должностным лицом дана оценка названному ходатайству и приложенных к нему документов.

Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

решение Красноярского районного суда Астраханской области от 7 июня 2021 г. оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.