ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/2021 от 11.05.2021 Саянского городского суда (Иркутская область)

Дело № 12-33/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Саянск 11 мая 2021 года

Судья Саянского городского суда Иркутской области Даутмерзаева Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу законного представителя юридического лица - <данные изъяты>Пономарева И.Л.,

на постановление мирового судьи судебного участка № 83 г.Саянска Иркутской области от 18.03.2021, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 83 г.Саянска Иркутской области от 18.03.2021 МКУ «Саянская дорожная служба» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, законный представитель <данные изъяты>» Пономарев И.Л. обратился с жалобой в Саянский городской суд Иркутской области об отмене постановления мирового судьи и прекращении производству по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что при вынесении решения по делу мировой судья не в полной мере исследовал представленные материалы дела, не дал оценку иным доказательствам, свидетельствующим об отсутствии состава и события правонарушения. Указав, что положениями пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлены нормативные сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик, составляющие от 4 до 12 часов. Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента её обнаружения. Из приведенных нормативных положений следует, что для установления факта нарушения сроков зимней скользкости и окончания снегоочистки необходимо установить группу дороги исходя из её транспортно-эксплуатационных характеристик, зафиксировать момент обнаружения скользкости дороги и рассчитать срок, в течение которого необходимо её ликвидировать, произвести контрольное актирование. Вместе с тем, полагал, что мировым судьей не дана оценка тому обстоятельству, что в протоколе не указано, что на момент его составления истекло время для устранения снежного наката, так как состав рассматриваемого административного правонарушения в действия юридического лица - <данные изъяты> возможен только после истечения установленного срока для устранения недостатков, и непринятия всех зависящих от него мер по их устранению. В судебном заседании инспектор О. пояснил, что после истечения времени для устранения снежного наката, указанного в предписании, он выезжал на место совершения правонарушения. Дорога была очищена, однако данный факт им зафиксирован не был и в материалы дела не представлен. Кроме этого, судом не принято во внимание, что в нарушение пункта 9.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 толщину снега (рыхлого, талого или уплотненного) и уплотненного снежного покрова инспектор дорожного надзора с его слов измерял в трех местах, а не в 5 характерных точках в границах 1м2 площади элемента в соответствии с требованиями ГОСТ. Документальное подтверждение данного факта инспектором не было представлено, а также не указана методика проводимых измерений согласно п. 9.5.1 ГОСТ Р 50597-2017. Из фототаблицы с измерительным прибором невозможно установить, что в каком именно месте имеется толщина снежного наката, так как отсутствует привязка к местности. Также полагал, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, в котором местом совершения правонарушения указан участок автодороги: Иркутская область, г. Саянск, перекресток улицы Советской Армии и улицы Советская, тогда как согласно постановлению администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 15.12.2020 №110-37-1207-20 улица Советской Армии переименована в улицу Василы Карамовны ФИО1. То есть, в административном протоколе не верно описано событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, что само по себе в данном случае делает невозможным привлечение юридического лица к административной ответственности. Тот факт, что инспектор о переименовании улицы не уведомлялся, не является состоятельным, поскольку данная обязанность со стороны органа местного самоуправления нигде и ничем не закреплена, данная информация является общедоступной, размещена на официальном сайте администрации города, опубликована в средствах массовой информации, таблички размещены на зданиях в декабре 2020 года.

Жалоба законным представителем <данные изъяты>Пономаревым И.Л. подана в срок, установленный КоАП РФ.

Законный представитель <данные изъяты>Пономарев И.Л., жалобу поддержал, пояснив, что им были выполнены все необходимые действия по очистке дороги в установленное время.

Защитник Пономарева И.Л. - Т. поддержала жалобу, настаивала на отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу, поскольку протокол об административном правонарушении составлен с нарушением, не содержит необходимых доказательств вины <данные изъяты>

Проверив с учетом требований части 3 ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, выслушав заявителя, его защитника, судья приходит к выводу о том, что имеются основания для отмены обжалуемого постановления мирового судьи и удовлетворения жалобы исходя из следующего.

Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, установлена ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

По данному делу мировым судьей эти требования закона не выполнены.

Основанием для привлечения <данные изъяты> к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, послужили обстоятельства того, что 27.01.2021 в 15 часов 10 минут <данные изъяты> являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, на участке автодороги по адресу: Иркутская область, г.Саянск, перекресток улицы Советской Армии и улицы Советская, в нарушение требований пункта 8.1 ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» не организовало проведение своевременных мероприятий по ликвидации зимней скользкости в виде уплотненного снежного наката, который составил 7,5 см., которая выявлена государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Зиминский» О. в рамках надзора за дорожным движением, что подтверждается актом выявленных недостатков от 27.01.2021 с фототаблицей и протоколом об административном правонарушении <номер изъят> составленном 28.01.2021 в 15.00 часов в отношении <данные изъяты> (л.д. 3-6, 11-16).

Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно пункту 8.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1., в соответствии с которой видами снежно-ледяных образований на покрытии проезжей части, обочин и тротуаров является уплотненный снег, снежный накат, который образует зимнюю скользкость. Во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IA - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 (2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.

Под моментом обнаружения зимней скользкости понимается дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность (пункт 3.4 ГОСТ Р 50597-2017).

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с пунктом 53 выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № <номер изъят> основным видом деятельности <данные изъяты> является подметание улиц и уборка снега. Постановлением администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 04.10.2018 № 110-37-1020-18 создано <данные изъяты> учредителем которой является муниципальное образование «город Саянск». Предметом и целью деятельности <данные изъяты> является содержание территории общего пользования городского округа и муниципального образования «город Саянск».

Признавая привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо <данные изъяты> виновным в совершении инкриминируемого административного правонарушения, мировой судья указал на несоблюдение им требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, в случаях если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. С таким выводом мирового судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может на основании следующего.

Согласно приказу Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N 402 в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят, в частности, механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; распределение противогололедных материалов; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка; поддержание в чистоте и порядке, обслуживание и восстановление автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения противогололедных материалов.

Основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период установлены Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденным распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-р, и являющимся отраслевым дорожным методическим документом, обязательным для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 1.2 указанного Руководства работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТа Р 50597-93 (утратившему силу с 01.09.2018, в связи с изданием Приказа Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, утвердившего ГОСТ Р 50597-2017, действующему в настоящее время) и соответствовать заданному уровню содержания.

Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия: профилактические, цель которых не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием; повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок.

Для организации работ по борьбе и предотвращению образования зимней скользкости необходимо учитывать ее вид, погодные условия, предшествующие и сопутствующие образованию скользкости, и тенденцию их изменения.

Согласно представленным законным представителем <данные изъяты>Пономаревым И.Л. по путевым листам <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ на улицах города Саянска, в том числе на участках автомобильных дорог улиц Советская, ФИО1 в период времени с 08.00 до 17.00 часов производилась очистка дорог; путевым листам <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ на улицах города Саянска, в том числе на участках автомобильных дорог улиц Советская, ФИО1 в период времени с 08.00 до 17.00 часов производился вывоз снега на полигон с улицы ФИО1 5 единицами техники, очистка от снега отвалом, посыпка щебнем, что также подтверждается графиком уборки улично-дорожной сети на территории городского округа МО «город Саянск».

Согласно данным, представленным Комплексной лабораторией по мониторингу загрязнения окружающей среды Саянск, следует, что 25.01.2021 с 00 часов 30 минут до 15 часов 35 минут выпали осадки в виде слабого обложного снега, количество выпавших осадков составило 0,8 мм; 25.01.2021 с 21 часов 17 минут до 26.01.2021 12 часов 45 минут выпали осадки в виде слабого обложного снега, количество выпавших осадков составило 0,4 мм; 27.01.2021 - без осадков. В связи с чем в данной ситуации имелась реальная необходимость определенного временного промежутка для ликвидации последствий указанных метеорологических явлений, в том числе на дорогах, перекрестках, пешеходных переходах в городе Саянске. Для устранения последствий использовалась необходимая техника, что подтверждается путевыми листами.

В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 33181-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания" (далее ГОСТ 33181-2014) зимнее содержание автомобильных дорог - комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах в зимний период года, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.

В силу п. 5.2 ГОСТ 33181-2014 сроки очистки проезжей части от снежно-ледяных образований, в том числе от снежных валов, должны быть установлены в национальных стандартах государств - членов Содружества Независимых Государств.

Положениями пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлены нормативные сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик, составляющие от 4 до 12 часов. Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог.

Из приведенных нормативных положений следует, что для установления факта нарушения сроков ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки необходимо установить группу дороги исходя из ее транспортно-эксплуатационных характеристик, а также зафиксировать момент обнаружения скользкости дороги и рассчитать срок, в течение которого необходимо ликвидировать зимнюю скользкость дороги. Вместе с тем, предписанием <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным законному представителю юридического лица <данные изъяты>Пономареву И.Л. 27.01.2021 установлен 6 часовой срок для устранения нарушений п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017, а именно зимней скользкости в виде снежного наката, выявленных 27.01.2021 на проезжей части по адресу: перекресток улицы Советская и улицы Советской Армии. Однако, после истечения установленного в предписании срока для устранения недостатков и установления принятия мер по их устранению, контрольный осмотр не производился, акт не составлялся. При этом, извещением от 27.01.2021 начальник ОГИБДД МО МВД России «Зиминский» Г. известил директора <данные изъяты>Пономарева И.Л. о времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в 15 часов ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем вывод мирового судьи о несоблюдении юридическим лицом требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, обоснованным быть признан не может, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, с достоверностью подтверждающие, что 27 января 2021 года ликвидация зимней скользкости, в виде уплотненного снежного наката на участке автодороги по адресу: Иркутская область, г.Саянск, перекресток улицы Советской Армии (ФИО1) и улицы Советская имела место на протяжении более 6 часов с момента фиксации выявленного недостатка в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги.

Наряду с указанным, пунктом 2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью дано определение снежного наката, который представляет собой слой снега, уплотненного колесами проходящего автотранспорта. Он может иметь различную толщину - от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров - и плотность от 0,3 до 0,6 г/см3. Коэффициент сцепления шин с поверхностью снежного наката составляет от 0,1 до 0,25.

В материалах дела имеется акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 27.01.2021, составленный государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Зиминский» О. (л.д.3), который принят мировым судьей в качестве доказательства, подтверждающего наличие на проезжей части уплотненного снежного наката в нарушение требований пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на обслуживаемом привлекаемым к административной ответственности юридическим лицом на участке дороги: Иркутская область, г.Саянск, перекресток улицы Советской Армии (ФИО1) и улицы Советская.

Указанный акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, содержит указание о нарушении положений требований пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017, которым установлены нормативные сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик.

При этом, в данном акте отсутствуют сведения о ширине проезжей части, сцепных свойствах дорожного покрытия, состоянии обочин, месте формирования уплотненного снежного наката, периоде образования снежного наката. Не содержит данных сведений и фотоматериал (л.д. 4-5). Из представленных фотоснимков невозможно определить конкретный участок дороги, а также точное время фотофиксации правонарушения.

При таких обстоятельствах акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 27.01.2021, составленный государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Зиминский» О. в 15 часов 10 минут, и составленный на его основании протокол об административном правонарушении, не являются достаточными доказательствами, на основании которых с достоверностью могут быть установлены обстоятельства, имеющие для правильного разрешения дела, поскольку государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Зиминский» О. степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильной дороги, а проверка сроков ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, снегоуборочных работ не были установлены и проверены, что мировым судьей не было учтено при рассмотрении дела.

Суду не представлено доказательств, что меры, принимаемые юридическим лицом <данные изъяты> в ходе работ по ликвидации зимней скользкости, явились недостаточными для обеспечения надлежащего и безопасного состояния проезжей части.

Таким образом, в материалах дела об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> содержится недостаточно достоверных сведений, на основании которых может быть сделан вывод о виновности юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в совершении инкриминируемого административного правонарушения.

В соответствии пунктом 3 частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных и изложенных выше обстоятельствах на основании статьи 1.5 КоАП РФ вину привлекаемого к административной ответственности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, нельзя считать бесспорно доказанной, в связи с чем прихожу к выводу, что постановление мирового судьи в отношении <данные изъяты> подлежит отмене, производство по делу - прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ,

решил:

Жалобу законного представителя Муниципального казенного учреждения «Саянская дорожная служба» Пономарева И.Л. удовлетворить.

Постановление мирового судьи по 83 судебному участку г.Саянска Иркутской области от 18 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении <данные изъяты> - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении <данные изъяты> прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Даутмерзаева Н.В.