ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/2023-2022 от 19.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Мировой судья Зыбина И.О.

Дело № 12-33/23-2022

Дело № 5-592/2021

46MS0053-01-2021-002206-55

РЕШЕНИЕ

19 января 2022 г. г. Курск

Судья Ленинского районного суда г. Курска Капанина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе начальника отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны филиала ПАО «МРСК Центр» - Курскэнерго Шеканкова Виктора Леонидовича на постановление и.о. мирового судьи судебного участка судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - начальник отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны филиала ПАО «МРСК Центр» - Курскэнерго Шеканков В.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и в силу малозначительности совершенного правонарушения освобожден от административной ответственности; производство по делу прекращено с объявлением устного замечания.

Не согласившись с указанным постановлением, Шеканков В.Л. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить; указав, что филиал ПАО «МРСК Центр» - «Курскэнерго», являющийся сетевой организацией, не обязан выполнять действия по категорированию, предоставлять сведений в орган местного самоуправления для отнесения организации к категории по гражданской обороне и предложения об установлении II категории по гражданской обороне. Ссылка на то, что филиал ПАО «МРСК Центр» - «Курскэнерго» имеет основной показатель для отнесения к категории по гражданской обороне – численность работников, продолжающих работы в военное время более 200 человек, также не влечет за собой обязанности по категорированию. Выполнение требований абз. 2 п. 5 Правил отнесения организаций к категориям по ГО возможно только при наличии показателей, утвержденных Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и в отношении только тех организаций, которые в этих показателях указаны.

В судебном заседании Шеканков В.Л., доводы жалобы поддержал в полном объеме; указав, что филиал ПАО «МРСК Центр» - «Курскэнерго» входит в сферу деятельности Минэнерго России. Им, как должностным лицом филиала, предоставлялась информация в ПАО «МРСК Центр», которое предоставляет информацию в Министерство энергетики Российской Федерации, которое относится к Федеральным органам исполнительной власти РФ, в связи с чем филиал ПАО «МРСК Центр» - «Курскэнерго» не должен подавать сведения в орган местного самоуправления. Мобильное задание было выдано Министерством энергетики РФ. Кроме того, филиал ПАО «МРСК Центр» - «Курскэнерго» является сетевой организацией, на которую не распространяется обязанность по категорированию.

Ранее опрошенные в судебном заседании ФИО3 и ФИО4, пояснили, что филиал ПАО «МРСК Центр» - «Курскэнерго» подпадают под категорирование, поскольку имеет мобильное задание; штатная численность работников в военное время от 200 до 1000 человек; организация обеспечивает мероприятия по гражданской обороне.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст.20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения выступают отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Предметом правонарушения являются требования и мероприятия в области гражданской обороны.

Объективную сторону правонарушения составляют действия либо бездействие, связанные с невыполнением мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Субъектами правонарушений являются должностные лица и юридические лица, нарушающие правила эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правила использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу ст. 6 Федерального закона «О гражданской обороне», Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны; руководит организацией и ведением гражданской обороны; издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны; определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ; муниципальных образований в области гражданской обороны, в том числе определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий; местного уровня по гражданской обороне.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне», организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого: функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 № 804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

Приказом МЧС России от 28.11.2016 № 632 утверждены показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 Положения о гражданской обороне основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ; разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ; организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время; учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Из п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 № 804 следует, что организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или которые находятся в их сфере ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления; организации, деятельность которых не связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и которые не находятся в сфере их ведения, представляют сведения, предусмотренные показателями, и предложения об установлении категории по гражданской обороне в органы местного самоуправления, осуществляющие мероприятия по гражданской обороне на территории муниципального образования, где указанные организации осуществляют свою деятельность.

Как усматривается из материалов дела, проведенной ГУ МЧС России по Курской области плановой выездной проверкой от ДД.ММ.ГГГГ-ГО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении филиала ПАО «МРСК Центр» - «Курскэнерго» (<адрес>), было установлено, что должностное лицо - начальник отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны Филиала ПАО «МРСК Центр» - «Курскэнерго» Шеканков В.Л. не выполнил мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории филиала ПАО «МРСК Центр» - «Курскэнерго», возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, установленные Федеральным законом «О гражданской обороне»; Положением о гражданской обороне в Российской Федерации; Правилами отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»; «Показателям для отнесения организаций к категории по гражданской обороне», а именно: филиалом ПАО «МРСК Центр» - «Курскэнерго» не были предоставлены сведения в орган местного самоуправления осуществляющий мероприятия по гражданской обороне, по месту осуществления деятельности филиала, предусмотренные показатели для отнесения организации к категории по гражданской обороне и предложения об установлении II категории по гражданской обороне. Показатели филиала: по основному показателю для отнесения к категории по гражданской обороне филиал, имеет численность работающих в военное время более 200 человек; филиал включен в Перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне на территории Курской области, утвержденный постановлением Администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-па; филиал имеет мобилизационное задание (заказ), что явилось основанием для возбуждения административного производства по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении Шеканкова В.Л. и для его признания, как должностного лица, и.о. мировым судьей виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Однако, в обжалуемом постановлении и.о. мирового судьи не дана оценка доводам Шеканкова В.Л., указанным как в жалобе, так и в ходе рассмотрения дела о том, что филиал ПАО «МРСК Центр» - «Курскэнерго» не относится ни к одной из организаций, указанных в п. 5 показателей по гражданской обороне, поскольку является сетевой организацией; и об обязанности предоставлять сведения в органы местного самоуправления, осуществляющие мероприятия по гражданской обороне на территории муниципального образования «<адрес>».

Допущенные нарушения процессуальных требований не позволили и.о. мирового судьи всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а потому постановление, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, подлежит отмене с возвращением административного дела на новое рассмотрение.

Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» следует иметь в виду, что ст. 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ составляет три месяца.

Следовательно, исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может.

При установленных обстоятельствах судья апелляционной инстанции приходит к выводу, что постановление и.о. мирового судьи судебного участка судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении начальника отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны филиала ПАО «МРСК Центр» - Курскэнерго Шеканкова В.Л. подлежит отмене, а производство по делу прекращению, за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу начальника отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны филиала ПАО «МРСК Центр» - Курскэнерго Шеканкова В.Л. удовлетворить.

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении начальника отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны филиала ПАО «МРСК Центр» - Курскэнерго Шеканкова Виктора Леонидовича отменить, производство по делу прекратить за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Судья Н.В. Капанина