ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-33/2023 от 12.07.2023 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №12-33/2023

РЕШЕНИЕ

город Мирный 12 июля 2023 года

Судья Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) Косыгина Л.О.,

с участием и.о. прокурора г. Мирного РС (Я) Рогожина А.В., должностного лица, привлекаемого к административной ответственности Степановой А.Н., ее представителя действующей на основании доверенности Маныловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора г. Мирного Рогожина А.В. на постановление от <дата>, вынесенное заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) Ивановой В.П., в отношении должностного лица – директора Муниципального автономного учреждения «Управление спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» Степановой Ай-Куоты Николаевны, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Ивановой В.П. от 23 мая 2023 года в отношении должностного лица – директора Муниципального автономного учреждения «Управление спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» Степановой А.Н. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, и.о. прокурора г. Мирного Рогожин А.В. подал протест, в котором ставится вопрос о его отмене и возвращении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение. Указывает, что пунктом 4.3.5 соглашения от <дата> заключенного между администрацией МО «город Мирный» и МАУ «УСКиМП» предусмотрено проведение закупок товаров, работ и услуг через ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» в соответствии с постановлением Правительства РС (Я) от <дата> «О мерах по реализации Закона РС (Я) «О государственном бюджете РС (Я) на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов», иных положений о возможности проведения закупочных процедур соглашение о предоставлении субсидии не содержит.

В судебном заседании прокурор Рогожин А.В. в полном объеме поддержал доводы протеста.

Должностное лицо Степанова А.Н. и ее представитель Манылова Т.В. просят в удовлетворении протеста прокурора отказать, постановление от 23 мая 2023 года оставить без изменения.

Представитель должностного лица Министерства финансов РС (Я) в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив доводы протеста, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

Часть 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

В силу абз. 6 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление предусмотренных названным пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Постановлением администрации МО «город Мирный» от <дата> утверждена Муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории МО «Город Мирный» на 2018 - 2024 годы». Город Мирный вошел в число моногородов Республики Саха (Якутия) и стал участником федерального стратегического и приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на право реализации федеральной субсидии. Муниципальной программой предусмотрено благоустройство общественных пространств, в том числе - зоны отдыха на р. Ирелях в районе мкр. Заречный в г. Мирный Мирнинского района РС (Я).

Согласно паспорту, разделу 6 Муниципальной программы, реализация программы осуществляется с условиями:

- проведение закупок товаров, работ и услуг через ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия) с 2021 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от <дата> «О мерах реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 2022 годов»,

- в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Так, из п. 26 Постановления Правительства РС (Я) от 25.12.2019 № 376 «О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» следует, что главным распорядителям (получателям) средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядках и соглашениях о предоставлении из государственного бюджета местным бюджетам межбюджетных трансфертов следует предусмотреть требования о централизации закупок и об осуществлении таких закупок через государственное казенное учреждение «Центр закупок Республики Саха (Якутия)», если целевым назначением является - реализация национальных (региональных) проектов на территории Республики Саха (Якутия).

Как следует из материалов дела, 15.12.2020 между администрацией МО «город Мирный» в лице главы Антонова К.И. и МАУ «Управление спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» в лице директора Степановой А.Н. заключено соглашение о предоставлении из бюджета МО «город Мирный» целевой субсидии на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды».

Предметом соглашения является предоставление из бюджета МО «город Мирный» субсидии на благоустройство общественного пространства г. Мирного – зоны реки Ирелях в районе микрорайона Заречный в целях реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды».

Субсидия предоставляется Учреждению по аналитическому коду Субсидии 934 0503 232 F2 55550 523 в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» подпрограммы «Создание условий для повышения качества и комфорта территории муниципальный образований РС (Я) государственной программы РС (Я) «Формирование современной городской среды на территории РС (Я)», утвержденной Указом Главы РС (Я) от <дата> на строительство объектов.

Размер субсидии рассчитывается проектно-сметным методом в соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 22 ФЗ от <дата> №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд».

При этом, в силу п. 4.3.5 соглашения МАУ «Управление спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» обязалось обеспечить проведение закупок товаров, работ и услуг через ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия) в соответствии с постановлением Правительства РС(Я) от <дата> «О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

02.06.2021 заключено дополнительные соглашения, в соответствии с которым такая обязанность не исключалась, при этом изменены сроки реализации Соглашения до 31.12.2021.

Согласно постановлению от <дата> прокурора г. Мирного Аникеева В.А. в отношении должностного лица – директора Муниципального автономного учреждения «Управление спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» Степановой А.Н., возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Вопреки условию предоставления субсидии, предусмотренном п. 4.3.5, <дата> МАУ «УСКиМП» в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на заключение договора в порядке Федерального закона от <дата> №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предметом которого является выполнение работ по благоустройству общественного пространства – зоны реки Ирелях в районе микрорайона Заречный г. Мирного. <дата> по результатам подведения итогов электронного аукциона между МАУ «УСКиМП» и ООО «Приоритет» заключен договор на выполнение названных работ.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Данные требования закона были нарушены административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Степановой А.Н. ввиду отсутствия состава, Министерство финансов РС (Я) сослалось на письма администрации МО «город Мирный» Мирнинского района РС (Я) от <дата>-КА, ГКУ РС (Я) «Центр закупок РС (Я) от <дата> и Управления архитектуры и градостроительства при Главе РС (Я) от <дата>, не приняв во внимание положения приведенных выше нормативных актов.

Пунктом 15 Указа Главы РС (Я) от <дата> (в ред. от <дата>) «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)» (вместе с «Государственной программой Республики Саха (Якутия) «Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)») установлены обязательства муниципальных образований - получателей субсидии, а именно: обеспечение проведения закупок товаров, работ и услуг через ГКУ РС(Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» с 2021 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от <дата> «О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (п. 15.18).

Административный орган указывает, что полномочия ГКУ РС (Я) «Центр закупок РС (Я)» не включают организацию и проведение конкурентной закупки товаров, работ и услуг для муниципальных заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с Законом №223-ФЗ, при этом Степанова А.Н. обращалась в адрес администрации МО «город Мирный» Мирнинского района РС (Я) с просьбой исключить из Соглашения п. 4.3.5.

Между тем, Степанова А.Н. иных мер для предотвращения нарушения условий соглашения не приняла, как справедливо отмечено в протесте прокурора, пунктами 6.2, 6.3, 6.5 Соглашения предусмотрена возможность, как расторжения, так и внесения изменений, и дополнений в Соглашение по соглашению сторон, путем оформления дополнительного Соглашения, проведения переговоров с оформлением соответствующих протоколов или иных документов. При недостижении согласия споры решаются в судебном порядке.

Административным органом не дана оценка и наличию постановления администрации МО «город Мирный» Мирнинского района РС (Я) от <дата> о внесении изменений в Постановление городской администрации от <дата> «О техническом сопровождении муниципального автономного учреждения «Управление спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» Мирнинского района РС (Я), письму Минфина России от <дата> «О закупках автономными некоммерческими организациями и изменениях в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок, в том числе в рамках национальных проектов».

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку допущенные должностным лицом нарушения носят существенный и неустранимый характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, постановление нельзя признать законным и обоснованным.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, дело об административном правонарушении в отношении должностного лица Степановой А.Н. подлежит направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела административному органу следует учесть вышеизложенное и вынести по делу постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

протест и.о. прокурора г. Мирного Рогожина А.В. – удовлетворить.

Постановление от <дата>, вынесенное заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) Ивановой В.П., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Муниципального автономного учреждения «Управление спорта, культуры и молодежной политики» МО «город Мирный» Степановой Ай-Куоты Николаевны, - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу в Министерство финансов Республики Саха (Якутия).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.О. Косыгина