ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-340/18 от 30.01.2019 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

<адрес> 30 января 2019 года

Судья Тосненского городского суда <адрес>ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу временно исполняющего обязанности генерального директора АО «ЛОКС» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием от ДД.ММ.ГГГГ АО «ЛОКС» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 (трехсот тысяч) рублей.

Постановлением установлено, что в ходе плановой, выездной проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, проведенной Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на основании распоряжения № ПВ-13/16-14-13 от 05.07.2018г. в отношении АО «ЛОКС», установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут АО «ЛОКС» по месту нахождения филиала «Тосненский водоканал» по адресу: <адрес>, в нарушение п.8.2 условий пользования недрами к лицензиям на пользование недрами ЛОД 03326 ВП и ЛОД 03327 ВП, п.10 ч.2 ст.22, ст.23 Федерального закона от 21.0.1992 "О недрах", допустило несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах при осуществлении пользования недрами, а именно, допустило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ЛОД 03326 ВП по пунктам 4.3, 4.4, 4.5, 7.5:

- проект геологоразведочных работ не представлен на экспертизу, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки в соответствии с п.4.3 условий пользования недрами не представлялось;

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запасы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу, отсутствуют; материалы по оценке запасов на государственную экспертизу не сдавались;

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ АО «ЛОКС» имеет задолженность по сдаче геологического отчета по объекту работ, зарегистрированному под гос. Рег. (со сроком сдачи отчета I квартал 2018 года), в территориальный и федеральный фонды геологической информации (письмо ФБУ «ТФГИ по СЗФО» от ДД.ММ.ГГГГ, письмо ФГБУ «Росгеолфонд» от ДД.ММ.ГГГГ № ГК-15/2309);

- формы статистической отчетности 2-гр, 7-гр, 4-ЛС за 2016-2017 гг. пользователем недр не сдавались;

а также с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ЛОД 03327 ВП по пунктам 4.3, 4.4, 4.5, 7.5:

- проект геологоразведочных работ не представлен на экспертизу, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки в соответствии с п.4.3 условий пользования недрами не представлялось;

- по состоянию на 25.07.2018г. запасы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу, отсутствуют; материалы по оценке запасов на государственную экспертизу не сдавались;

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ АО «ЛОКС» имеет задолженность по сдаче геологического отчета по объекту работ, зарегистрированному под гос. Рег. (со сроком сдачи отчета I квартал 2018 года), в территориальный и федеральный фонды геологической информации (письмо ФБУ «ТФГИ по СЗФО» от ДД.ММ.ГГГГ, письмо ФГБУ «Росгеолфонд» от ДД.ММ.ГГГГ № ГК-15/2309);

- формы статистической отчетности 2-гр, 7-гр, 4-ЛС за 2016-2017гг. пользователем недр не сдавались.

В жалобе временно исполняющего обязанности генерального директора АО «ЛОКС» ФИО1 содержится просьба об изменении данного постановления, замене административного штрафа на предупреждение либо снижении размера административного штрафа с предоставлением рассрочки уплаты штрафа на 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование жалобы указывается о чрезмерной строгости назначенного наказания, наличии оснований для назначения наказания в виде предупреждения либо снижения размера назначенного штрафа.

Дело рассмотрено в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ в отсутствие законного представителя АО «ЛОКС» - временно исполняющего обязанности генерального директора ФИО1, поскольку о месте и времени рассмотрения дела извещен, в суд не явился, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

В судебном заседании защитник АО «ЛОКС» ФИО2 жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Пояснил, что общество признало свою вину, раскаяние является деятельным, правонарушение обществом совершено впервые, общество осуществляет социально-значимую деятельность – обеспечивает питьевой водой население <адрес>, у контрагентов перед обществом имеются большие задолженности, уплата назначенного административного штрафа негативно скажется на финансовом положении общества.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника АО «ЛОКС» ФИО2, судья приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ наступает за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 11 Федерального закона от 21.0.1992 "О недрах" (далее – Закон о недрах) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В соответствии со ст.12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования.

Пунктом 10. ч. 2 ст. 22 Закона о недрах предусмотрена обязанность пользователя недрами по выполнению условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Статьей 23 Закона о недрах установлены такие основные требования по рациональному использованию и охране недр как: обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Как следует из материалов дела, АО «ЛОКС» предоставлена лицензия на пользование недрами ЛОД 03326 ВП с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение участка недр для водоснабжения Рябовского городского поселения. Участок недр расположен по адресу: <адрес>, Рябовское городское поселение. Лицензия выдана Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу (Севзапнедра) и зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ за .

В соответствии с условиями пользования недрами к лицензии ЛОД 03326 ВП недропользователю предоставлены в пользование следующие скважины:

С<адрес>: 59021’43” с.ш.; 31°07’09” в.д.

Скв. № П-7396: 59° 26’ 16” с.ш.; 31° 47’ 12” в.д.

С<адрес>: 59°24’19” с.ш.; 31°47’11” в.д.

Скв. № П-10768: 59° 2444” с.ш.; 31° 07’34” в.д.

С<адрес>: 59°26’31” с.ш.; 31°02’03” в.д.

С<адрес>: 59°2442” с.ш.; 31° 15’29” в.д.

С<адрес>: 59°24’36” с.ш.; 31° 1542” в.д.

Скв. № П-7228: 59° 24’26” с.ш.; 31° 09’ 12” в.д.

Согласно п.3.2 условий пользования недрами заявленная потребность 510, 5 куб.м/сут.

Срок действия лицензии ЛОД 03326 ВП истек во время проведения плановой выездной проверки, а именно ДД.ММ.ГГГГ, вместе с этим в период проверки были выявлены вышеприведенные нарушения условий пользования недрами к указанной лицензии.

Также АО «ЛОКС» предоставлена лицензия на пользование недрами ЛОД 03327 ВП с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение участка недр для водоснабжения Тосненского городского поселения. Участок недр расположен по адресу: <адрес>, Тосненское городское поселение. Лицензия выдана Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу (Севзапнедра) и зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ за .

В соответствии с условиями пользования недрами к лицензии ЛОД 03327 ВП недропользователю предоставлены в пользование следующие скважины:

С<адрес>: 59°ЗГ32” с.ш.; 30°54’15” в.д.

С<адрес>: 59°ЗГ24” с.ш.; 30°54’43” в.д.

С<адрес>: 59°31’35” с.ш.; 30° 55’19” в.д.

С<адрес>: 59° 31’ 14” с.ш.; 30°54’27” в.д.

С<адрес>: 59°24’31” с.ш.; 30° 5441” в.д.

С<адрес>: 59°25’52” с.ш.; 30° 55’21” в.д.

С<адрес>: 59°26’03” с.ш.; 30° 55’38” в.д.

С<адрес>: 59° 26’19” с.ш.; 30°56’09” в.д.

С<адрес>: 59° 32’29” с.ш.; 3Q0 54’04” в.д, &#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?

Срок действия лицензии ЛОД 03327 ВП истек во время проведения плановой выездной проверки, а именно ДД.ММ.ГГГГ, вместе с этим в период проверки были выявлены нарушения условий пользования недрами к указанной лицензии.

Проверка законности и обоснованности постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием от ДД.ММ.ГГГГ показала, что выводы должностного лица Департамента Росприроднадзора по СЗФО основываются на достоверных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены должностным лицом в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Обстоятельства дела и факт совершения АО «ЛОКС» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 18.09.2018г., актом проверки № ПВ-13/16-14-13 от 07.09.2018г., актом обследования территории (акватории) от 23.07.2018г., фототаблицей к акту обследования, ответом ФБУ «ТФГИ по СЗФО» от 23.07.2018г., ответом Северо-Западного территориального отделения ФГКУ «Росгеолэкспертиза», ответом Департамента по недропользованию по СЗФО, на континентальном шельфе и в мировом океане (Севзапнедра) от 25.07.2018г., ответом КПР по <адрес> от 13.08.2018г., лицензией на пользование недрами ЛОД 03326 ВП, лицензией на пользование недрами ЛОД 03327 ВП, приложениями к лицензиям, другими материалами дела.

Действия АО «ЛОКС», допустившего пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательства невозможности соблюдения обществом вышеприведенных законодательных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.

С учетом критериев виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СЗФО обоснованно сделан вывод о вине АО ЛОКС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления, не установлено.

Доводы жалобы о наличии оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены назначенного юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, нельзя признать состоятельными.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.

Указанные условия, в рассматриваемом случае, по делу отсутствуют.

Наряду с изложенным, имеются основания для изменения постановления в части назначенного обществу наказания.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.

По смыслу закона, под исключительными обстоятельствами, связанными с имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует понимать такие обстоятельства, при наличии которых назначение этому лицу штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, может повлечь неблагоприятные последствия, сопоставимые с фактическим прекращением деятельности юридического лица. Исполнение подобного рода административного наказания с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, следует рассматривать как чрезмерное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, несоразмерное административное принуждение.

С учетом изложенных выше правовых положений, характера совершенного административного правонарушения, отсутствия существенного вреда, финансового и имущественного положения общества, с учетом того обстоятельства, что основным видом деятельности АО «ЛОКС» является предоставление услуг водоснабжения и водоотведения населению и юридическим лицам на территории Санкт-Петербурга и <адрес>, конкретных обстоятельств дела, суд считает необходимым снизить назначенный обществу административный штраф, назначив его ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием от ДД.ММ.ГГГГ подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 150000 рублей.

Изложенное в жалобе заявление о предоставлении рассрочки уплаты административного штрафа судьей разрешено быть не может, поскольку в соответствии с ч.2 ст.31.5 КоАП РФ, уплата административного штрафа при наличии определенных обстоятельств может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

В данном случае, должностным лицом, вынесшим постановление, является старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, к которому после вступления постановления в законную силу АО «ЛОКС» вправе обратиться с ходатайством о рассрочке (отсрочке) уплаты административного штрафа в порядке, предусмотренном ст.31.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья

Решил:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «ЛОКС», изменить в части назначенного наказания. Назначить АО «ЛОКС» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.

В остальной части данное постановление оставить без изменения, жалобу временно исполняющего обязанности генерального директора АО «ЛОКС» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Ленинградский областной суд.

Судья ФИО3