№12-340/20
70MS0020-01-2020-003060-81
Р Е Ш Е Н И Е
20.11.2020 судья Ленинского районного суда г. Томска Мухина Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске жалобу государственного инспектора Томской области по пожарному надзору ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Томска от 27.08.2020, вынесенное в отношении областного государственного автономного учреждения культуры «Томский областной ордена трудового красного знамени театр драмы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Томска от 27.08.2020 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении областного государственного автономного учреждения культуры «Томский областной ордена трудового красного знамени театр драмы» (далее – ОГАУК «Театр драмы», учреждение, театр) прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе государственный инспектор Томской области по пожарному надзору ФИО1 просит постановление мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение. Выражает несогласие с выводами судьи об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения. Указывает, что руководитель учреждения не выполнил установленные ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности. В материалах дела отсутствуют доказательства, что на момент передачи в оперативное управление ОГАУК «Театр драмы» учредителем здания имелись нарушения в области пожарной безопасности. Театр является дотационным предприятием, его финансирование на 60% осуществляется из областного бюджета, на 40% - из собственных средств. Для соблюдения требований пожарной безопасности юридическое лицо не было лишено возможности привлечь иные средства, кроме как испрашиваемые из бюджета, доказательств выделения денежных средств из собственных источников финансирования в соответствии с уставной деятельностью либо принятия таких мер не приведено, как и не приведено доказательств невозможности привлечения собственных средств либо их недостаточности. Пункты 1 – 12, 15, 16, 18, 19, 28, 30 - 38 предписания №53/1/1 относятся к исправной работе средств пожарной автоматики и не требовали проведения реконструкции здания, значительных финансовых затрат. ОГАУК «Театр драмы» стал обращаться в соответствующие органы о дополнительном финансировании только в 2019 г., июне-июле 2020 г., то есть после вынесения предписания и истечения срока его исполнения. Учреждением предписание не оспорено, с ходатайством о продлении срока исполнения предписания в орган государственного пожарного надзора не обращалось, в известность о причинах невозможности выполнения предписания не ставило.
В судебном заседании должностное лицо - государственный инспектор Томской области по пожарному надзору ФИО1 жалобу поддержал, по доводам, в ней изложенным.
Защитники ОГАУК «Театр драмы» ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей от 18.08.2020 и от 20.10.2020, полагали постановление мирового судьи подлежащим оставлению без изменения. Представили письменные возражения, указали, что ОГАУК «Театр драмы» в соответствии с порядком и сроками составления проекта бюджета Томской области на очередной финансовый год еще 17.06.2019 обращалось к учредителю – в Департамент по культуре Томской области с просьбой предусмотреть выделение бюджетных ассигнований для обеспечения соответствия требованиям пожарной безопасности. Учреждение регулярно, систематически и своевременно предпринимало и продолжает предпринимать все возможные меры к устранению требований предписания. Театром из средств, полученных от собственного дохода, по состоянию на сентябрь 2020 года затрачено 1213633,89 руб., выделить собственные средства в ином количестве, учреждение не в состоянии. В период введенного в Томской области режима «Повышенная готовность» с 18.03.2020 зрелищные и культурные мероприятия не проводились, денежные средства учреждением не зарабатывались. Здание театра строилось в 1977 году, на тот момент соответствовало действующим требованиям пожарной безопасности. В настоящее время нормативные акты в области пожарной безопасности изменились, устранить нарушения возможно только путем кардинальной модернизации пожарной сигнализации и инженерных систем путем проведения реконструкции (капитального ремонта) здания.
Кроме письменных возражений, защитниками представлена служебная записка на имя директора театра с приложением копий договоров с организациями, осуществляющими деятельность в области пожарной безопасности, актом, фототаблицей, в соответствии с которыми по состоянию на 12.11.2020 учреждением устранены еще 11 пунктов предписания №53/1/1 от 05.07.2020, а именно пункты: 2, 4, 5, 6, 14, 19, 25, 30, 31, 34, 39.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так и на Конституции Российской Федерации, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководитель обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, согласно которому должностные лица органов Государственной противопожарной службы, при исполнении государственной функции, имеют право: выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (пункт 8).
Частью 12 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, что при проведении Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Томской области в период с 14.06.2019 по 24.06.2019 проверки за соблюдением установленных требований пожарной безопасности в помещениях ОГАУК «Театр драмы» по адресу: <...>, выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности (71 пункт), в связи с чем, 24.06.2019 представителю учреждения выдано предписание №69/1/1 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.06.2020.
В период времени с 17.06.2020 по 15.07.2020 на основании распоряжения от 09.06.2020 №53 должностным лицом, осуществляющим государственный надзор в области пожарной безопасности, проведена проверка исполнения Учреждением предписания от 24.06.2019 №69/1/1, по результатам которой установлено, что ОГАУК «Театр драмы» не выполнило пункты 2, 4, 6 - 11, 13, 15 - 18, 19, 21 - 26, 32, 33, 34, 36, 38, 47, 50, 51, 52, 53, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 66, 68, 69, 70 предписания в срок, установленный до 01.06.2020, что послужило основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, составления протокола об административном правонарушении№ 40 от 22.07.2020, в котором описано административное правонарушение, выразившееся в невыполнении ОГАУК «Театр драмы» в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Приведенные обстоятельства подтверждаются предписанием № 69/1/1 от 24.06.2019, распоряжением от 09.06.2020№53, актом проверки№53от 15.07.2020 и фототаблицей к нему.
Из материалов дела также следует, что 15.07.2020 ОГАУК «Театр драмы» направлены в адрес Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Томской области сведения об исполнении пунктов 1, 3, 5, 12, 14, 20, 22, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 37, 39, 40 - 45, 46, 48, 49, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 67, 71 предписания №69/1/1. Факт исполнения данных пунктов предписания №69/1/1 подтверждается соответствующими отметками о выполнении должностного лица в самом предписании.
С учетом изложенного мировой судья пришел к выводу, что ОГАУК «Театр драмы», получив предписание №69/1/1 от 24.06.2019 органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, приступило к его исполнению и в срок, установленный предписанием, устранило 32 нарушения из 71.
Данные обстоятельства подтверждаются выданным ОГАУК «Театр драмы» 15.07.2020 предписанием об устранении в срок до 15.02.2021 нарушений требований пожарной безопасности №53/1/1, содержащим оставшиеся не устраненных 39 видов (пунктов) нарушений, указанных в названном предписании №69/1/1 от 24.06.2019.
Установив факт исполнения в установленный срок ОГАУК «Театр драмы» ряда пунктов предписания, которые юридическое лицо имело возможность выполнить собственными силами, а также тот факт, что в целях исполнения ряда пунктов предписания, выполнение которых связано с изменением системы охранной сигнализации, изменением инженерных систем здания и реконструкции здания, зависящих от привлечения дополнительного финансирования, ОГАУК «Театр драмы своевременно обратился к учредителю за обеспечением финансирования этих мероприятий, мировой судья пришел к выводу о том, что ОГАУК «Театр драмы» выполнило все зависящие от него меры по исполнению предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
С выводом мирового судьи об отсутствии вины ОГАУК «Театр драмы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения следует согласиться.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие событие правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; в соответствии с частью 2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.
Из материалов дела следует, что Учреждение к указанному в предписании сроку не исполнило пункты предписанных по устранению нарушений, которые касаются модернизации, изменения пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы противопожарной защиты, создания системы противодымной вентиляции, изменения инженерных систем здания и реконструкции здания с соответствующим составлением проектной документации, то есть те масштабные работы, которые бесспорно являются объемными и дорогостоящими, требующими значительных финансовых и временных затрат, таких как реконструкция здания. Это в том числе пункты 1, 3, 7, 9-13, 15-18, 20-24, 26-29, 36-38 предписания №53/1/1.
В обоснование доводов о невозможности исполнения предписания в данной части в материалы дела театром представлены следующие документы: запрос в Департамент по культуре и туризму Томской области, являющийся учредителем театра от 17.06.2019 №01-16/241 на выделение бюджетных ассигнований, в размере 13804048,28 руб. на 2020 год на реконструкцию здания театра в связи с проведением плановой проверки ОГАУК «Театр драмы» органом, осуществляющим государственный пожарный надзор; ответ начальника Департамента по культуре и туризму Томской области от 20.06.2019 №61-02 -1215, согласно которому на 2019 год выделены средства на разработку проектной документации на капитальный ремонт здания ОГАУК «Театр драмы», в размере 11364,1 тыс. руб.; запрос в Департамент по культуре и туризму Томской области от 09.10.2019 №01-16/428, о дополнительном финансировании, с приложением предварительного расчета на проектно-сметные работы; запрос в Департамент по культуре и туризму Томской области, являющийся учредителем театра от 15.07.2020 №01-16/257 о дополнительном финансировании, с приложением предварительного расчета на проектно-сметные работы; запрос в Департамент по культуре и туризму Томской области от 20.07.2020 №01-16/261, в связи с выявлением нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указанных в акте проверки от 15.07.2020№53и предписании об устранении нарушения обязательных требований от 15.07.2020 № 53/1/1, о дополнительном финансировании на реконструкцию здания театра, с приложением предварительного расчета на проектно-сметные работы.
Согласно представленному ОГАУК «Театр драмы» ответу начальника Департамента по культуре и туризму Томской области от 22.07.2020 №61-01-1217, в законе Томской области от 25.12.2019 №164-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрены капитальные вложения в размере 50000 000 рублей на разработку проектно-сметной документации для реконструкции здания ОГАУК «Театр драмы». Постановлением от 10.04.2020 №163а «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» финансирование указанного мероприятия секвестировано. Во исполнение постановления Администрации Томской области от 05.09.2019 №313а «Об утверждении порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации» Департаментом по культуре Томской области подготовлена бюджетная заявка на финансирование из областного бюджета объектов капитального строительства (реконструкции) государственной или муниципальной собственности в рамках реализации в 2021-2023 годах государственной программы «Развитие культуры и туризма в Томской области». В данную бюджетную заявку включен объект – реконструкция здания ОГАУК «Театр драмы».
Также ОГАУК «Театр драмы» обращалось с запросами к учредителю 30.06.2020 и 10.07.2020 о представлении сведений о выполнении мероприятий, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности. Согласно письму ОГКУ «ОБЛСТРОЙЗАКАЗЧИК» от 03.02.2020 №180-10/2, на 2020 год выделены денежные средства на выполнение проектно-сметной документации по объекту «Разработка ПСД на реконструкцию здания Театра драмы», в связи с чем у ОГАУК «Театр драмы» запрошен Градостроительный план земельного участка.
Исследовав представленные учреждением документы, мировой судья правомерно пришел к выводу о том, что в целях выполнения мероприятий, указанных в предписании органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, учредителем театра приняты меры для привлечения дополнительных бюджетных средств. Таким образом, доводы законного представителя ОГАУК «Театр драмы» о том, что устранение всех нарушений, указанных в предписании собственными силами ОГАУК «Театр драмы» не представлялось возможным, нашли свое подтверждение в ходе производства по делу.
Суд также учитывает, что в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Томской области с 18.03.2020 приостановлено функционирование театров для посетителей. Согласно приказу ОГАУК «Театр драмы» от 18.03.2020 № 01-03/71а, на основании распоряжения Департамента по культуре Томской области от 17.03.2020 № 120/01-10 директором театра принято решение об отмене спектаклей.Согласно приказу ОГАУК «Театр драмы» от 18.03.2020 № 01-03/70а, на основании распоряжения Департамента по культуре Томской области от 17.03.2020 № 120/01-10 директором театра принято решение о переводе артистов театра на онлайн режим работы.
Приведенные обстоятельства безусловно отрицательно повлияли на возможность привлечения театром собственных денежных средств для выполнения требований предписания №69/1/1.
На основании приведенных обстоятельств, судья приходит к выводу о том, что ОГАУК «Театр драмы», имея возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации в области порядка управления, за нарушение которого Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, приняло все зависящие от него меры по его соблюдению.
При этом суд учитывает, что в ходе рассмотрения настоящей жалобы, учреждением, с учетом частичного возобновления экономической культурной деятельности, представлены доказательства выполнения, в том числе с привлечением организации ООО «Технологии Безопасности предприятий», пунктов 2, 4-6, 14, 19, 25, 30, 31, 34, 39, предписания от 15.07.2020 № 53/1/1. Выполнение же оставшихся пунктов предписания связано с необходимостью глобальной реконструкции здания, возведенного в 1977 году, составлением соответствующей проектной документации. Кроме того, надзорным органом срок исполнения предписания от 15.07.2020 №53/1/1 по ходатайству ОГАУК «Театр драмы» продлен до 01.11.2021.
Таким образом, ОГАУК «Театр драмы» представлены достоверные сведения, свидетельствующие о невозможности исполнения законного предписания надзорного органа ввиду отсутствия надлежащего финансирования и принятия привлекаемым к ответственности лицом необходимых мер к разрешению данного вопроса.
В рассматриваемом случае театром исполнены пункты предписания, которые возможно было устранить без значительных материальных затрат, в отношении остальных пунктов приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение предписания.
Тогда как документы, представленные Учреждением, свидетельствуют о том, что предписание в оставшейся части не исполнено по независящим от юридического лица обстоятельствам, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что ОГАУК «Театр драмы» были приняты все зависящие от него меры по выполнению предписания, представленные учреждением в материалы дела документы свидетельствуют об отсутствии у лица, привлеченного к ответственности, умысла на неисполнение требований предписания, поскольку им были приняты своевременные и исчерпывающие меры к его исполнению, учитывая, что Учреждение является муниципальным и финансируется за счет бюджетных средств.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Томска от 27.08.2020, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Состоявшееся постановление в отношении юридического лица о прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, подлежит оставлению без изменения, жалоба государственного инспектора Томской области по пожарному надзору ФИО1 – без удовлетворения
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Томска от 27.08.2020, вынесенное в отношении областного государственного автономного учреждения культуры «Томский областной ордена трудового красного знамени театр драмы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Томской области по пожарному надзору ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Л.И. Мухина