ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-340/2014 от 22.07.2014 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

 Дело №12-340/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 22 июля 2014 года

 Судья Кировского районного суда г. Омска Тарасов Д.А., при секретаре Петришиной О.В., с участием законного представителя БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 21» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> каб. 311 апелляционную жалобу Министерства образования Омской области на постановление мирового судьи судебного участка № 106 в Кировском судебном районе в г. Омске от 23 июня 2014 года,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением мирового судьи судебного участка № 106 в Кировском судебном районе в г. Омске от 23 июня 2014 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.30 КоАП РФ, в отношении БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 21» за отсутствием состава административного правонарушения.

 Выражая несогласие с вынесенным постановлением, в апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит постановление мирового судьи отменить. В обоснование ссылается на то, что при составлении учебного плана для обучающихся, завершивших освоение уровня начального общего образования в 2013/2014 учебном году (4", 43 классы), СОШ № 21 руководствовалось учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденными приказом Минобразования России от 10.04.2002 № 29/2065-п. При этом ни на момент разработки учебных планов, ни на момент проверки СОШ № 21 специальным (коррекционным) не являлось. Кроме того, учебные планы С(К)ОУ были разработаны на основе нормативных документов 1997 - 1999 годов, но в этот же период федеральным органом государственной власти в сфере образования государственный образовательный стандарт установлен не был, а в указанных документах не содержалось требование о реализации на уровне начального общего образования предмета «Иностранный язык». Для обучающихся, осваивающих государственный образовательный стандарт, приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (ФКГОС). Для реализации ФКГОС приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 утверждены федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений (л.д.162-164).

 В судебное заседание представитель Министерство образования Омской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 177).

 Законный представитель БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 21» ФИО1 просил постановление мирового судьи оставить без изменения.

 Изучив материалы дела, заслушав законного представителя БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 21» ФИО1, судья установил.

 Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2); при этом обязательным является основное общее образование, получение которого детьми обеспечивается родителями или лицами, их замещающими (часть 4).

 С 01.09.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Между тем, заявленные в качестве правонарушения действия юридического лица БОУ г.Омска «СОШ № 21» возникли в период действия Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года 3266-1 «Об образовании».

 Согласно п.1 ст.7 Закона РФ «Об образовании» установлены федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

 Согласно п.4, 5, 6 названной статьи указанные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ, к соотношению частей образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основных образовательных программ; к результатам освоения основных образовательных программ. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов отнесены к ведению федеральных органов исполнительной власти.

 Однако действующим в настоящее время законодательством не установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, а приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 - федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, которыми установлено, что они учитывают образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Вместе с тем, указанные Стандарты предусматривают применение федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации N 1312 от 09.03.2004, в который не заложены специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в специальных (коррекционных) учреждениях VII вида, такие как: увеличение сроков обучения, программа коррекционной работы, разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы, особые материально- технические условия реализации основной образовательной программы и др.

 Федеральным базисным учебным планом среди прочего предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык» (2 часа в неделю со второго по четвертый класс, всего 204 часа) и «Основы религиозных культур и светской этики» (1 час в неделю в четвертом классе, всего 34 часа).

 В ходе проверки, проведенной Министерством образования Омской области, установлено, что БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 21» составлен учебный план для обучающихся 3, З-3 классов 2012/2013 учебного года, утвержденный директором Учреждения 15.08.2012, а также учебный план для обучающихся 4-2, 4-3 классов 2013/2014 учебного года, утвержденный директором Учреждения 15.08.2013. Однако указанные учебные планы не предусматривают изучение предметов «Иностранный язык» и «Основы религиозных культур и светской этики». Фактически указанные предметы не изучались, что подтверждается записями в классных журналах 3-х классов 2012/2013 учебного года, 4-х классов 2013/2014 учебного года, расписанием занятий на 2012/2013, 2013/2014 учебные годы.

 Выявленные нарушения требований федерального базисного учебного плана согласно протоколу об административном правонарушении от 23 мая 2014 года вменены БОУ г.Омска «СОШ № 21» в качестве правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.30 КоАП РФ.

 Вместе с тем такие специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в специальных (коррекционных) учреждениях VII вида, заложены в базисные учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденные приказом Министерства образования от 10.04.2002 N 29/2065-п.

 В настоящее время данный приказ является действующим, введение в действие приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана» его не отменяет, не содержит указаний о необходимости перехода специальных (коррекционных) школ VII вида на федеральный базисный учебный план.

 Право установления региональных требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, а также к образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в том числе и по примерным учебным программам определенных предметов, органам государственной власти субъекта Российской Федерации не предоставлено.

 Как следует из материалов дела БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 21» при разработке учебного плана на 2012 - 2013 и 2013 - 2014 годы руководствовалось учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденными приказом Министерства образования от 10.04.2002 N 29/2065-п.

 Кроме того, в соответствии с ч.б ст.11 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступившего в силу с 01.09.2013, в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

 Согласно п.1 ст.79 ФЗ от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

 Каких либо специальных требований для обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья БОУ г.Омска «СОШ № 21» в федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования от 09.03.2004 N 1312, предназначенных для общеобразовательных учреждений, о необходимости перехода на который указывает Министерство образования Омской области, не включено, адаптированных образовательных программ для обучения указанных детей не разработано, применение образовательным учреждением общих образовательных программ к детям с ограниченными возможностями без учета их индивидуальных особенностей не допустимо.

 В соответствии со ст.79 ФЗ от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

 При этом под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в названном ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 Для специальных (коррекционных) учреждений VII вида в рамках федерального базисного учебного плана 2004 года отсутствуют учебники, учебные пособия, методическая литература для обучения детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения по всем учебным предметам основной образовательной школы, не проведена подготовка педагогов, т.е. отсутствуют необходимые материально- технические условия для перехода школы к реализации федерального базисного учебного плана 2004 года.

 Провозглашение права на образование в числе основных конституционных прав предопределяет обязанность государства, исходя из конституционно значимой цели - обеспечения (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) максимально широкого доступа граждан к образованию, предпринимать необходимые меры для наиболее полного осуществления этого права, в том числе создавать условия для получения гражданами с ограниченными возможностями здоровья (имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии) образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (п.6 ст.5 Закона РФ «Об образовании»). В специально созданных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются специальные образовательные программы, разработанные на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников (п.2 ст.17 и п. 10 ст.50 данного Закона).

 Особенности реализации общеобразовательных программ в специальных образовательных учреждениях обусловлены объективными обстоятельствами, связанными с ограниченными возможностями здоровья обучающихся, воспитанников.

 Согласно п.1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях БОУ г. Омска «СОШ № 21» вины.

 Мировой судья, придя к правильному выводу об отсутствии в действиях БОУ г. Омска «СОШ № 21» состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.30 КоАП РФ, в соответствии с ст.1.5, ч. 2 ст.24.5 КоАП РФ правильно прекратил производство по делу.

 Каких-либо нарушений требований материального и процессуального закона, безусловно влекущих отмену вынесенного постановления, не усматривается.

 Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

 Р Е Ш И Л:

 Постановление мирового судьи судебного участка № 106 в Кировском судебном районе в г. Омске от 23.06.2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования Омской области - без удовлетворения.

     Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только в порядке надзора.

 Судья: