РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Кузовлева И.С. Дело № 12-341/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Калининградского областного суда
ФИО1,
при секретаре Зининой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО2 на не вступившее в законную силу постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 5 июля 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Транс Гарант» прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Заслушав объяснения представителя Калининградской областной таможни по доверенности - старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО2, представителя Калининградской областной таможни по доверенности – ФИО3, поддержавших доводы жалобы, исследовав материалы дела,суд
УСТАНОВИЛ:
19 марта 2018 года старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО2 в отношении ООО «Транс Гарант» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившемся в том, что 23 октября 2017 года на Московский таможенный пост Калининградской областной таможни ООО «Транс Гарант» в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны (ИМ 78) подана декларация на товары (далее - ДТ) № на иностранный товар: «перец свежий», без дальнейшей обработки, ботаническое название «Capsicum annuuml», для употребления в пищу, урожай 2017 года, упакован в картонные ящики, перец свежий белый – 2840 кг, изготовитель: «Vipiko Dooel», товарный знак: «Vipiko Dooel», артикул: отсутствует, модель: отсутствует, количество: 2840 кг, страна происхождения – Республика Македония, код ТН ВЭД ЕАЭС товара – 0709601002.
Товар ввезён в адрес ООО «Транс Гарант» из Республики Македонии в соответствии с внешнеторговым контрактом № от 30.08.2017, по товаросопроводительным документам: инвойсу № от 06.10.2017, международной товаротранспортной накладной (CMR) № от 06.10.2017.
В графе 44 ДТ № (код «01191») в качестве разрешительного документа указана декларация о соответствии ЕАЭС №, срок действия с 23.10.2017 года по 22.10.2018 года, выданная и зарегистрированная органом по сертификации АЖ23 на партию товара: «перец сладкий свежий», урожай 2017 года, производитель – «Vipiko Dooel» (ul. 8 mi. Septemvir BR. 123, Radovis R, Macedonia (Республика Македония)), в которой указан протокол испытаний № от 23.09.2017. Также к таможенному оформлению предоставлен сертификат происхождения товара формы А № (Республика Македония) от 06.10.2017.
24 октября 2017 года с целью соблюдения мер технического регулирования таможенным органом у ООО «Транс Гарант» запрошены следующие документы и сведения:
- договор, подтверждающий, что ООО «Транс Гарант» является уполномоченным изготовителем лицом;
- сведения о выпущенных ДТ в отношении образцов продукции в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294;
- акты отбора проб для проведения испытаний;
- протокол испытаний.
Согласно пояснению представителя ООО «Транс Гарант» от 24 октября 2017 года образцы продукции были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза представителем поставщика в ходе их рабочей поездки для согласования очередного контракта на поставку овощей и фруктов с ООО «Транс Гарант» и переданы представителям общества в г. Калининграде. Затем образцы были переданы в лабораторию для проведения испытаний и получения протокола, на основании которого и была получена декларация о соответствии ЕАЭС №, срок действия с 23.10.2017 года по 22.10.2018 года.
Декларации на ввоз образцов и акты отбора проб для проведения испытаний не представлены.
26 октября 2017 года в соответствии с пунктом 1 статьи 201 ТК ТС, в связи с несоблюдением условий выпуска товара, Московским таможенным постом Калининградской областной таможни принято решение об отказе в выпуске товара, заявленного по ДТ №.
10 ноября 2017 года ООО «Транс Гарант» с целью помещения указанного товара (в выпуске которого отказано) под таможенную процедуру «свободная таможенная зона» (ИМ 78) подана ДТ №.
Для подтверждения соответствия установленным требованиям товара ООО «Транс Гарант» представлена декларация о соответствии ЕАЭС № от 10 ноября 2017 года, сведения о которой указаны в графе № 44 ДТ № (код «01191»).
10 ноября 2017 года товар, оформленный по ДТ №, выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Как следует из пояснений специалиста ОТО и ЭК Калининградской областной таможни (служебная записка от 01.11.2017 №) ООО «Транс Гарант» не соблюдён порядок ввоза товаров в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний без предоставления сведений о документах, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям. Отсутствие фактов ввоза образцов для целей сертификации свидетельствует о том, что декларация о соответствии принята на основании недействительных протоколов испытаний. В связи с чем, декларация о соответствии ЕАЭС №, срок действия с 23.10.2017 года по 22.10.2018 года не подтверждает соблюдение мер технического регулирования в отношении товара, заявленного по ДТ №.
С учётом разъяснения отдела торговых ограничений и экспортного контроля (ОТО и ЭК) Калининградской областной таможни, декларация о соответствии ЕАЭС №, срок действия с 23.10.2017 года по 22.10.2018 года неприменима в отношении товара, заявленного по ДТ №.
Учитывая изложенное, по мнению таможенного органа, разрешительный документ, а именно, декларация о соответствии ЕАЭС №, срок действия с 23.10.2017 года по 22.10.2018 года, представленная в отношении товара, заявленного по ДТ №, в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, следует рассматривать в качестве недействительного документа.
По окончании административного расследования определением и.о. заместителя начальника Калининградской областной таможни от 25 апреля 2018 года материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья районного суда вынес постановление от 5 июля 2018 года, изложенное выше.
В жалобе на указанное постановление старший уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО2 ставит вопрос об его отмене и возвращении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на ошибочность выводов судьи об отсутствии события административного правонарушения, поскольку представив декларацию о соответствии ЕАЭС №, срок действия с 23.10.2017 года по 22.10.2018 года, ООО «Транс Гарант» обязано предоставить и документы, на основании которых был выдан данный документ. ООО «Транс Гарант» не соблюдён порядок ввоза товаров в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний без предоставления сведений о документах, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям. Отсутствие фактов ввоза образцов для целей сертификации свидетельствует о том, что декларация о соответствии принята на основании недействительных протоколов испытаний.
Проверив законность и обоснованность постановления судьи районного суда по делу об административном правонарушении, суд полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо предоставление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
В соответствии с примечанием 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путём, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Согласно положениям Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), действовавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Транс Гарант» к административной ответственности, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в частности, документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункта 1 статьи 183, статья 188 ТК ТС).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при её таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится, в частности, продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза
В силу пункта 3 Положения к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся:
а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза;
б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень;
в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена Таможенного союза, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры;
г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Таможенного союза, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров) под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, в том числе таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, заявляемую при завершении иных таможенных процедур, за исключением продукции (товаров), ввозимой (ввезенной) в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний при условии представления в таможенный орган копии договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром)) или письма такого аккредитованного органа по сертификации (аккредитованной испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимой (ввезенной) продукции (товаров).
Таким образом, данная норма Положения называет ввоз товаров в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний лишь как случай, при котором не требуется предоставление сведений о документах, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, из чего не следует, что все товары, которые использовались в качестве проб и образцов для проведения исследований должны ввозиться именно в таком порядке.
Кроме того, названное Положение не регулирует получение разрешительных документов на ввоз продукции (товаров), а регулирует лишь порядок их ввоза. Порядок получения разрешительных документов регулируется Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и техническими регламентами. При этом, статья 29 Федерального закона «О техническом регулировании» указывает на необходимость представить в таможенный орган только декларацию о соответствии и не наделяет таможенный орган правом проверки процедуры проведения испытаний образцов, если декларация соответствует установленным требованиям.
Данные о том, что представленная в таможенный орган декларация о соответствии не была зарегистрирована в установленном порядке или выдана неуполномоченным лицом, в деле отсутствуют.
Напротив, судом первой инстанции установлено и в поданной жалобе данные обстоятельства не оспариваются, что декларация о соответствии ЕАЭС № от 23 октября 2017 года на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Транс Гарант» к административной ответственности, имела статус действующей, данные о декларации и протоколе испытаний внесены в официальный реестр Федеральной службы по аккредитации.
Аналогичные обстоятельства в отношении названной декларации о соответствии установлены также вступившими в законную силу решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 27 апреля 2018 года по делу № 5-365/18 и решением судьи Калининградского областного суда от 28 июня 2018 года по делу № 12-242/2018 г.
С учётом изложенного, в данном деле судья районного суда при вынесении обжалуемого постановления обоснованно не согласился с выводом таможенного органа о недействительности декларации о соответствии ЕАЭС № от 23 октября 2017 года, в связи с чем доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Кроме того, выпуск вышеуказанного товара таможенным органом 10 ноября 2017 года после предъявления дополнительно полученной декларации о соответствии ЕАЭС № от 10 ноября 2017 года подтверждает безопасность этого товара и его соответствие техническим регламентам.
В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено по жалобе должностного лица административного органа в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В данном деле таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Доводы, изложенные в жалобе, связанные с иным толкованием норм права и иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Таким образом, поскольку судьёй районного суда в обжалуемом постановлении сделан правильный вывод о том, что в действиях ООО «Транс Гарант» отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса является основанием для прекращения производства по делу за отсутствием события административного правонарушения, постановление судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 5 июля 2018 года, вынесенное в отношении ООО «Транс Гарант» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО2 – без удовлетворения.
Судья Калининградского
областного суда ФИО1