ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-341/18 от 17.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-341/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 17 декабря 2018 года

Ленинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Ятмановой А.Ю.,

с участием представителя МЖИ мэрии г. Ярославля по доверенности Овчинниковой С.Н.,

при секретаре Карповой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника муниципальной жилищной инспекции мэрии города Ярославля - главного муниципального жилищного инспектора Кириллова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Ярославля от 24 сентября 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.4.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района», юридический адрес: <адрес>, <данные изъяты>,

установил:

Согласно постановления по делу об административном правонарушении от 24.09.2018 г. в отношении ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района», прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, выразившегося в том, что ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района», расположенное по адресу: <адрес>, не обеспечило явку представителя ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» на проверку, назначенную на 14 августа 2018 года, согласно приказу Муниципальной жилищной инспекции мэрии г. Ярославля от 09 августа 2018 года № по дому <адрес> по вопросу нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме – балконных плит квартиры №7 и квартиры, расположенной над квартирой 7 <адрес>.

Начальник муниципальной жилищной инспекции мэрии г.Ярославля - главный муниципальный жилищный инспектор Кириллов А.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения.

Автор жалобы, ссылаясь на положения ЖК РФ, КоАП РФ, правовую позицию Верховного суда РФ, полагает, что постановление мирового судьи незаконно, необоснованно, нарушает нормы материального права и требования, предусмотренные КоАП РФ. Автор жалобы считает, что не соответствует действующему законодательству вывод мирового судьи об отсутствии у муниципальной жилищной инспекции мэрии г. Ярославля полномочий по проведению проверки ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» в рамках муниципального жилищного контроля, поскольку управляющая организация осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Мировой судья пришел к данному выводу, сославшись на отсутствие закона Ярославской области о наделении муниципальной жилищной инспекции мэрии г. Ярославля отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Кроме того, в целях реализации полномочий органов местного самоуправления по проведению муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями ЖК РФ, постановлением мэрии г. Ярославля от 27 июня 2013 года №1444 утверждено Положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Ярославля. Указанным Положением установлено, что муниципальный жилищный контроль на территории города Ярославля осуществляется муниципальной жилищной инспекцией мэрии города Ярославля. Таким образом, МЖИ мэрии города Ярославля является уполномоченным структурным подразделением органа местного самоуправления, правомочным на организацию и проведение на территории города Ярославля проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда. Заявитель считает, что лицензионный контроль и муниципальный жилищный контроль являются самостоятельными видами деятельности уполномоченных органов. Запрет на осуществление муниципального жилищного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, законодателем не установлен.

Представитель ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представлено.

В судебное заседание представитель муниципальной жилищной инспекции мэрии города Ярославля доводы жалобы поддержал в полном объеме и просил ее удовлетворить.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в полном объеме, судья полагает, что оспариваемое постановление законно и обоснованно.

Часть 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 14.24, ч. 9 ст. 15.29 и ст. 19.4.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Подпункт «б» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170.

Для привлечения лица к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения установлению подлежит, помимо прочих обстоятельств, законность проведенной в отношении управляющей компании проверки.

В соответствии со ст. 192 ЖК РФ лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

На территории Ярославской области закон о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, не принят.

Таким образом, полномочий на проведение проверки в отношении ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» орган муниципального жилищного контроля не имел.

Данное обстоятельство указывает, что проверка, по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении, должна была осуществляться в рамках лицензионного контроля, полномочиями по осуществлению которого орган муниципального жилищного контроля не располагает.

С учетом изложенного, мировой судья правильно пришел к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

По указанным выше причинам доводы жалобы и содержание иных проверенных материалов не дают оснований для отмены либо изменения оспариваемого постановления,

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 24 сентября 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района», оставить без изменения, а жалобу начальника муниципальной жилищной инспекции мэрии города Ярославля, главного муниципального жилищного инспектора Кириллова А.А. - без удовлетворения.

Судья А.Ю. Ятманова