ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-341/19 от 14.11.2019 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

№12-341/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 ноября 2019 года г.Улан-Удэ

Советский районного суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Далбановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя Мишековой Е.В. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по делу ..., вынесенное в отношении должностного лица ФИО1 по ч. 2 ст.15.15.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

На основании постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по делу ..., вынесенного заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по ..., производство по делу об административном правонарушении ... в отношении должностного лица - ФИО1, замещающей должность заместителя министра финансов Республики Бурятия, прекращено. ФИО1 объявлено устное замечание.

На указанное постановление представителем ФИО1 - Мишековой Е.В. подана жалоба в Советский районный суд г.Улан-Удэ, в которой заявитель просит отменить вынесенное постановление. В обоснование жалобы заявитель указала, что в действиях должностного лица ФИО1 отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Мишекова Е.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что ФИО1 нарушений закона допущено не было.

Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении жалобы заявителю отказать.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Объект данного правонарушения связан с посягательством на нормальный порядок бюджетного кредитования в Российской Федерации. Объективная сторона данного правонарушения связана с нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ. Субъекты правонарушения по данной статье - должностные лица и юридические лица. Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Российской Федерации, субъекту Российской Федерации муниципальному образованию или юридическому лицу может быть предоставлен бюджетный кредит на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно пункту 1 статьи 93.3 БК РФ предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по ... от ДД.ММ.ГГГГ... в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве финансов Республики Бурятия проведена проверка выполнения условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, заключенных в ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством финансов Российской Федерации (кредитор) и Министерством финансов Республики Бурятия (заемщик) заключены Соглашения о предоставлении бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).

Бюджетные кредиты предоставлены для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, согласно Правилам предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Правила ...), Правилам предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Правила ...), а также условиям вышеуказанных соглашений.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил ... и подпунктом «з» пункта 5 Правил ... бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации предоставляется при условии принятия субъектом Российской Федерации, в том числе, обязательства по согласованию с Минфином России (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно указанным положениям Правил ... и ... подпунктами «л» пунктов 3.2 Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и подпунктом «м» пункта 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность Заемщика - Минфина РБ обеспечить согласование с Минфином России (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете Республики Бурятия в случае, если указанные изменения приводят к изменению его дефицита.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, установлено, что обязанность Заемщика по согласованию с Минфином России (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете Республики Бурятия в случае, если указанные изменения приводят к изменению его дефицита - это одно из существенных условий предоставления бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия.

Также из материалов дела следует, что в 2017 году между Минфином России и Минфином РБ заключены дополнительные соглашения о проведении реструктуризации к действующим указанным соглашениям:

- дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ... к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 1 которого, обязательства (задолженность) по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, составили 264 372 000,00 рублей, в том числе по основному долгу - 264 372 000,00 рублей;

- дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ... к Соглашению отДД.ММ.ГГГГ,согласно пункту 1 которого, обязательства (задолженность) по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, составили 345 618 000,00 рублей, в том Iчисле по основному долгу - 345 618 000,00 рублей;

- дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ... к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 1 которого, обязательства (задолженность) по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, составили 727 875 000,00 рублей, в том числе по основному долгу - 727 875 000,00 рублей (далее – дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пунктам 6 дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ стороны договорились о том, что обязательства Заемщика по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации, указанные в подпунктах «л» пунктов 3.2 Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и подпункте «м» пункта 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат исполнению им и после заключения настоящих дополнительных соглашений.

В 2018 году в Закон Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ...-V «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» вносились ряд изменений, приводящих к изменению дефицита республиканского бюджета, в том числе Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ...-VI «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», согласно которому дефицит бюджета утвержден в размере 1 927 683,5 тыс. рублей.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... проект закона Республики Бурятии «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», разработанный Минфином РБ, одобрен и принято решение о его внесении на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия.

Указанным проектом Закона Республики Бурятии «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено изменение дефицита республиканского бюджета (1927 683,5 тыс. рублей) относительно первоначальной редакции Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ...-V «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», согласно которой дефицит составлял 2 451 467,7 тыс. рублей, а также относительно предшествующей редакции Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год. и на плановый период. 2019 и 2020 годов» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой дефицит составлял 2 707 576,5 тыс. рублей.

Письмом Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... указанный законопроект внесен на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия. Представителем Правительства Республики Бурятия при рассмотрении в Народном Хурале Республики Бурятия вышеуказанного проекта закона назначена заместитель министра финансов Республики Бурятия ФИО1

Постановление Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... и документы по вышеуказанному законопроекту направлены в Минфин России письмом Главы Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ..., т.е. после фактического внесения законопроекта на рассмотрение в законодательный орган государственной власти Республики Бурятия - Народный Хурал Республики Бурятия. Согласно указанному письму направление предполагаемых изменений осуществляется «в соответствии с Соглашениями об условиях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита».

В соответствии с письмом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ..., направленного по результатам рассмотрения указанного проекта закона о внесении изменений в закон о республиканском бюджете, усматривается превышение целевых показателей соглашений по реструктуризации по уровню общего объема государственного долга Республики Бурятия и уровню долга по рыночным заимствованиям.

Таким образом, установлено, что Заемщиком - Минфином РБ нарушено условие предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия, а именно в нарушение пункта 1 статьи 93.3 БК РФ, подпункта «ж» пункта 4 Правил ..., подпункта «з» пункта 5 Правил ..., подпункта «л» пунктов 3.2 Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, подпункта «м» пункта 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено обязательство по согласованию с Минфином России (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете Республики Бурятия в случае, если указанные изменения приводят к изменению его дефицита.

Изложенные фактические обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении ... от ДД.ММ.ГГГГ.

Не соглашаясь с вынесенным постановлением, заявитель указывает на то, что законодательство, действовавшее на момент подписания соглашений, не требовало согласования с Минфином России предполагаемых изменений в закон о бюджете Республики Бурятия в случае, если указанные изменения приводят к изменению его дефицита, до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, указанное требование содержалось в соглашениях, в связи с чем, данные доводы заявителя не принимаются во внимание.

Доводы представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, на отсутствие в материалах дела доказательств ненадлежащего исполнения ФИО1 своих обязанностей, проверены и не могут быть приняты во внимание, так как Министерство финансов РБ обладает статусом финансового органа, обеспечивающим формирование и реализацию бюджетной, финансовой и кредитной политики Республики Бурятия, исполнительно-распорядительные функции по управлению республиканскими государственными финансами, обладает полномочиями по непосредственной разработке и внесению в установленном порядке предложений по основным направлениям финансовой, бюджетной, кредитной, налоговой политики, является ответственным органом за разработку и исполнение программы государственных внутренних заимствований и программы государственных внешних заимствований РБ, за подготовку проекта республиканского бюджета, а заместитель министра финансов РБ, осуществляя функции представителя власти, несет персональную ответственность по реализации бюджетной, кредитной политики и исполнение программы внешних и внутренних заимствований РБ.

В целом приведенные в жалобе доводы не опровергают установленные в ходе проведенной проверки обстоятельства, а потому основанием для отмены постановления не являются. Оценив представленные пояснения и материалы дела, должностное лицо обосновано отклонило доводы защитника Мишековой Е.В., поскольку они не исключают событие и состав допущенного административного правонарушения.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии с ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Факт совершения административного правонарушения заместителем министра финансов Республики Бурятия ФИО1, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ подтверждается совокупностью имеющихся в деле материалов, которые исследованы при рассмотрении дела и им должностным лицом дана надлежащая оценка.

Таким образом, должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях заместителя министра финансов Республики Бурятия ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ N 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, и малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В связи с указанным, с учетом оценки конкретных обстоятельств совершения вменяемого правонарушения, принимая во внимание устранение выявленных нарушений, а также отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, так как согласно Закону Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», в редакции рассматриваемого Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ...-VI «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 202О годов» (последняя редакция в отчетном финансовом году), уровень дефицита бюджета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не превысил установленный порог - 10 %, в связи с чем, к Заемщику не применена мера ответственности в виде досрочного погашения задолженности в объеме превышения предельных значений дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренная пунктом 10 Правил реструктуризации ... и пунктом 5 дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом Управления Федерального казначейства по ... правомерно признано малозначительным правонарушение, совершенное ФИО1

Таким образом, что оснований для отмены, изменения постановления от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, все обстоятельства совершенного правонарушения были учтены при вынесения постановления должностным лицом, постановление содержит правильные выводы, действия квалифицированы верно. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по ... от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 по ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя Мишековой Е.В. - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Судья Е.А.Богомазова