РЕШЕНИЕ
г.Самара 18.12.2013
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Жданович А.С.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, действующего на основании доверенности от дата,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области ФИО2, действующего на основании доверенности от дата,
при секретаре судебного заседания: Игнатюк М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №12-342/2013 по жалобе ФИО1 в интересах ФИО3 на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №..., вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области дата,
УСТАНОВИЛ:
дата руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области ПЛЛ было вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №..., в соответствии с которым должностное лицо ООО «***» *** ФИО3 был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.15 КоАП РФ, к нему применена мера ответственности в виде административного штрафа в размере *** руб.
дата представитель *** ООО «***» ФИО3 обратился в суд с жалобой, указав, что дата Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области был проведен осмотр интернет-сайта Общества с ограниченной ответственностью «***» по адресу: *** и составлен акт осмотра Интернет-сайта. По результатам данного осмотра в заключении УФАС по Самарской области сделан вывод о том, что на сайте ООО «***» не представлена информация, предусмотренная п.п. «а», «б», «в», «г», «е», «ж», «з» п. 20, п. 23 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденной Постановлением Правительства РФ от дата №....
Вышеуказанное обстоятельство послужило основанием для привлечения общества и должностного лица общества - генерального директора ФИО3 к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.15 КоАП РФ.
дата должностное лицо общества - генеральный директор ФИО3 признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере *** руб., что подтверждается постановлением по делу №....
С постановлением УФАС по Самарской области от дата по делу об административном правонарушении №... о привлечении должностного лица Общества - *** ФИО3 заявитель не согласен и считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу п. 21 Стандартов информация, указанная в подпунктах "а" - "в" пункта 20 настоящего документа, за исключением абзаца пятого подпункта "в", подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год.
Срок опубликования фактической информации регламентируется п. 4 Стандартов, согласно которого данная информация раскрывается по окончании отчетного периода, а именно фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.
Информация, установленная п. «а»-«б» п. 20 Стандартов относится к категории фактической информации.
Пункт 21 Стандартов, устанавливающий способы и периодичность размещения информации, не устанавливает промежутков времени, в течение которого после окончания отчетного периода должна быть опубликована данная информация.
Следовательно, дата (за *** г.) и дата (за *** г.) являются датами окончания отчетного периода для размещения информации, указанной в п.п. «а» - «б» п. 20 Стандартов.
Из материалов дела следует, что ООО «РТ-ЭТ» надлежащим образом размещало информацию, предусмотренную п.п. «а» - «б» п. 20 Стандартов, по окончании отчетного периода (не реже одного раза в год), что подтверждается следующими доказательствами:
В *** г.:
-Официальное печатное издание «***» от дата №... (***) (за период с дата по дата);
-Официальный сайт ООО «***» размещено в соответствии с п. 3(1) Стандартов 29-30.05.2012.
ООО «***» в срок, предусмотренный п. 3(1) Стандартов, уведомило УФАС по Самарской области, о факте раскрытия информации, что подтверждается письмом Исх. №... от дата.
В 2013 г.:
-Официальное печатное издание «***» от дата №... (***);
-Официальный сайт ООО «***» в соответствии с п. 3 (1) Стандартов 29-30.05.2013 - за период с дата по дата;
ООО «***» в срок, предусмотренный п. 3(1) Стандартов, также уведомило УФАС по СО, о факте раскрытия информации, что подтверждается письмом Исх. №... от дата.
Таким образом, информация (п.п. «а-б» п. 20 Стандартов), раскрытая ООО «РТ-ЭТ» дата (за *** год) в печатном издании, дата в электронных средствах массовой информации в сети «Интернет» в соответствии с требованиями п. 4 Стандартов, раскрыта в соответствии с требованиями закона и следовательно, не образует события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
В отношении раскрытия фактической информации, указанной в подпункте «г» п. 20 Стандартов, заявитель указывает следующие обстоятельства.
В соответствии с подпунктом «г» п. 20, п. 21 Стандартов, информация об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам в разрезе территориальных сетевых организаций по уровням напряжения, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации ежемесячно, до 10 числа.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В Постановлении по делу об административном правонарушении (абзац 8 стр. 8 Постановления) УФАС по Самарской области установил, что у ООО «***» не в полном объеме раскрыта информация, указанная в п.п. «г» п. 20 Стандартов. Административное правонарушение совершено на территории Самарской области по п.п. «г» п. 20 Стандартов - с дата по дата.
Как указывает заявитель, ООО «***» ежемесячно до *** числа размещает на официальном сайте информацию об объеме фактического полезного отпуска электрической энергии по тарифным группам («прочие потребители») по уровням напряжения в разрезе субъекта РФ в целом (Самарская область).
Размещение информации в вышеуказанном формате ООО «РТ-ЭТ» связано с отсутствием договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенных с территориальными сетевыми организациями на территории Самарской области в рассматриваемый отчетный период. ООО «РТ-ЭТ» не обладало и не обладает информацией о территориальных сетевых организациях. Услуги по передаче электрической энергии в порядке, определенном п. 28 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», в рамках заключенных договоров энергоснабжения на территории Самарской области оказываются Гарантирующими поставщиками.
Полагает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
В связи с изложенным, просит суд признать незаконным постановление по делу №..., вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от дата о привлечении должностного лица ООО «***» *** ФИО3 к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере *** руб., прекратить производство по делу об административном правонарушении №....
В судебном заседании представитель должностного лица ФИО1 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил признать обжалуемое постановление незаконным, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области ФИО2 полагал, что обжалуемое постановление является законным, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
дата должностное лицо Самарского УФАС России, рассмотрев материалы дел об административном правонарушении должностного лица ООО «***» - *** ФИО3, вынес постановление о наложении штрафа, в котором установило нарушение подпунктов «а,б,г» пункта 20 Стандартов раскрытия информации.
Энергосбытовые организации в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» являются субъектами розничных рынков электрической энергии.
В соответствии с п. 2 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
Из выписки из ЕГРЮЛ от дата, Устава ООО «***» (ст. 2.2) следует, что ООО «***» является *** организацией, осуществляющей деятельность на территории Самарской области.
Таким образом, ООО «РТ-ЭТ» является субъектом розничного рынка электрической энергии и обязано раскрывать информацию, предусмотренную п. 9, 20, 23 вышеуказанных Стандартов.
В силу ст. 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно п. 1 Стандартов под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
На основании п. 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
В соответствии с п. 3 (1) Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.
Согласно п. 20 Постановления Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» энергоснабжающие, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают: а) цену на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю; б) основные условия договора купли-продажи электрической энергии, в том числе: срок действия договора; вид цены на электрическую энергию (фиксированная или переменная); форму оплаты; формы обеспечения исполнения обязательств сторон по договору; зону обслуживания; условия расторжения договора; ответственность сторон;
иную информацию, являющуюся существенной для потребителей; в) информацию о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, в том числе: информацию о гарантирующем поставщике, включая зону его обслуживания, место нахождения, почтовый адрес, телефоны, факс, адрес электронной почты; перечень лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности; информацию о банковских реквизитах; информацию об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения; г) информацию об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам в разрезе территориальных сетевых организаций по уровням напряжения; д) информацию о расчете нерегулируемой составляющей в ставке покупки потерь электроэнергии и коэффициента бета (доли покупки потерь по регулируемой цене); е) информацию о ежемесячных фактических объемах потребления электрической энергии (мощности) по группам потребителей; ж) информацию об инвестиционной программе; з) информацию о порядке определения расчетной мощности потребителей (исходя из заявленного объема электрической энергии), оплачивающих электроэнергию по одноставочным тарифам.
В силу п. 21 Стандартов информация, указанная в подпунктах "а" - "в" пункта 20 настоящего документа, за исключением абзаца пятого подпункта "в", подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год.
Срок опубликования фактической информации регламентируется п. 4 Стандартов, согласно которого данная информация раскрывается по окончании отчетного периода, а именно фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.
Информация, установленная п. «а»-«б» п. 20 Стандартов относится к категории фактической информации.
Пункт 21 Стандартов, устанавливающий способы и периодичность размещения информации, не устанавливает промежутков времени, в течение которого после окончания отчетного периода должна быть опубликована данная информация.
Следовательно, дата (за *** г.) и дата (за *** г.) являются датами окончания отчетного периода для размещения информации, указанной в п.п. «а» - «б» п. 20 Стандартов.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам ООО «***» надлежащим образом размещало информацию, предусмотренную п.п. «а» - «б» п. 20 Стандартов, по окончании отчетного периода (не реже одного раза в год), что подтверждается следующими доказательствами:
В *** г.:
-Официальное печатное издание «***» от дата №... (***) (за период с дата по дата);
-Официальный сайт ООО «***» размещено в соответствии с п. 3(1) Стандартов 29-дата.
ООО «РТ-ЭТ» в срок, предусмотренный п. 3(1) Стандартов, уведомило УФАС по Самарской области, о факте раскрытия информации, что подтверждается письмом Исх. №... от дата.
В 2013 г.:
-Официальное печатное издание «***» от дата №... (28605);
-Официальный сайт ООО «***» в соответствии с п. 3 (1) Стандартов 29-дата - за период с дата по дата;
ООО «РТ-ЭТ» в срок, предусмотренный п. 3(1) Стандартов, также уведомило УФАС по СО, о факте раскрытия информации, что подтверждается письмом Исх. №... от дата.
Таким образом, информация (п.п. «а-б» п. 20 Стандартов), раскрытая ООО «***» дата (за *** год) в печатном издании, дата в электронных средствах массовой информации в сети «Интернет» в соответствии с требованиями п. 4 Стандартов, раскрыта в соответствии с требованиями закона и следовательно, не образует события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Следовательно, вывод административного органа о допущенном ООО «***» правонарушении, выраженном в неполном опубликовании информации за ***, *** год (п.п. «а-б» п. 20 Стандартов) по состоянию на дата, является ошибочным, а событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, отсутствует.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В отношении раскрытия фактической информации, указанной в подпункте «г» п. 20 Стандартов, суд учитывает следующие обстоятельства.
В соответствии с подпунктом «г» п. 20, п. 21 Стандартов, информация об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам в разрезе территориальных сетевых организаций по уровням напряжения, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации ежемесячно, до 10 числа.
Как указывает заявитель, ООО «РТ-ЭТ» ежемесячно *** 10 числа размещает на официальном сайте информацию об объеме фактического полезного отпуска электрической энергии по тарифным группам («прочие потребители») по уровням напряжения в разрезе субъекта РФ в целом (адрес).
Размещение информации в вышеуказанном формате ООО «***» связано с отсутствием договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенных с территориальными сетевыми организациями на территории Самарской области в рассматриваемый отчетный период. ООО «РТ-ЭТ» не обладало и не обладает информацией о территориальных сетевых организациях. Услуги по передаче электрической энергии в порядке, определенном п. 28 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», в рамках заключенных договоров энергоснабжения на территории Самарской области оказываются Гарантирующими поставщиками.
Между тем, информация, предусмотренная подпунктом «г» пункта 20 Стандартов раскрытия информации, в разрезе территориальных сетевых организаций ООО «РТ-ЭТ» на официальном сайте организации не раскрывалась.
Нормы Стандартов раскрытия информации являются императивными и обязательными для исполнения.
В соответствии с пунктом 8 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что вина Общества в совершении административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами.
Факт совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела. Доказательства, опровергающие фактические обстоятельства, установленные проверкой и отражённые в оспариваемом постановлении в материалах отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по своевременному исполнению требований законодательства, в его действиях присутствует и доказан состав правонарушения, предусмотренной ст.9.15 КоАП РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что вина Общества в совершении административного правонарушения (п.п. «г» п. 20 Стандартов) установлена и подтверждена соответствующими доказательствами.
Факт совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела. Доказательства, опровергающие фактические обстоятельства, установленные проверкой и отражённые в оспариваемом постановлении в материалах отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по своевременному исполнению требований законодательства, в его действиях присутствует и доказан состав правонарушения (по п.п. «г» п. 20 Стандартов), предусмотренной ст.9.15 КоАП РФ.
Однако, суд полагает, что в данном случае имеются основания для применения положений ст.2.9. КоАП РФ.
ООО «***» исходя из содержания официального печатного издания «Волжская Коммуна» от дата №... (***), раскрыло содержание и характер раскрываемой на сайте информации, а именно: «Цены на электрическую энергию (мощность) для потребителей ООО «***», за исключением населения, и приравненных к нему категориям потребителей, являются свободными (договорными). Нерегулируемая цена покупки электрической энергии (мощности), включающая нерегулируемую цену электроэнергии (мощности) на оптовом рынке, тариф на услуги по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, а так же плату за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, рассчитывается гарантирующим поставщиком и публикуется на своем официальном сайте в сети «Интернет».
Соответствующие составляющие нерегулируемой цены электрической энергии (мощности) в разрезе субъектов РФ, а также регулируемая цена поставки электрической энергии (мощности) населению Республики Башкортостан, размещены на официальном сайте ООО «***» http://www.***.ru».
Таким образом, в действиях ООО «***» при наличии размещенной информации об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам/уровням напряжения в разрезе субъекта РФ (территория Самарской области), не усматривается пренебрежительное отношение (формального состава административного правонарушения) к выполнению своих обязанностей.
Кроме того, действия заявителя не повлекли за собой значительного ограничения прав потребителей электроэнергии, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела письма потребителей (в частности письмо ОАО «***» от дата №..., письмо ОАО «***» от дата №...).
Учитывая обстоятельства дела, суд считает, что, несмотря на наличие с объективной стороны факта нарушения заявителем требований действующего законодательства, существенная угроза общественным отношениям административным органом не доказана.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, суд приходит к выводу о том, что правонарушение, совершенное заявителем, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, направленность на нарушение закона судом не установлена в связи с чем, суд расценивает данное правонарушение как малозначительное, и на основании статьи 2.9 КоАП полагает возможным отменить оспариваемое постановление, освободить заявителя от административной ответственности, объявив заявителю устное замечание.
При наличии указанных обстоятельств, объявление устного замечания является достаточной и целесообразной мерой реагирования государства и достигнет целей предупреждения совершения новых правонарушений этим правонарушителем.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 в интересах *** ООО «***» ФИО3 удовлетворить.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от дата о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №... отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить; освободить виновное лицо от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности правонарушения и ограничиться объявлением генеральному директору ООО "***" ФИО3 устного замечания.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.С. Жданович