ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-342/2016 от 10.05.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2016 года г. Астрахань

Судья Кировского районного суда г. Астрахани Рахматулина Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ГБУК АО «Областная научная библиотека имени Н.К. Крупской» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кировского района г. Астрахани от 18 марта 2016 года о привлечении ГБУК АО «Областная научная библиотека имени Н.К. Крупской» к административной ответственности по части 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского района г. Астрахани от 18.03.2016 года ГБУК АО «Областная научная библиотека имени Н.К. Крупской» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ГБУК АО «Областная научная библиотека имени Н.К. Крупской» подал жалобу, в котором просит постановление мирового судьи отменить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения. Считает, что судом не установлена вина учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения, возврат неиспользованных остатков субсидии на иные цели, в отношении которых учредителем не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, произведен самим учреждением в полном соответствии с действующим законодательством без выставления требования министерства финансов Астраханской области и без принудительного изъятия.

В судебном заседании представитель ГБУК АО «Областная научная библиотека имени Н.К. Крупской» по доверенности ФИО1 доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Главный государственный инспектор Контрольно-счетной палаты Астраханской области ФИО2 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.

Установлено, что в ходе проведения проверки расходов на реализацию государственной программы Астраханской области «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2014-2018 годы» главным государственным инспектором Контрольно-счетной палаты Астраханской области ФИО2 установлено, что на 01.01.2015г. у ГБУК АО «Областная научная библиотека имени Н.К. Крупской» сложился неосвоенный остаток субсидии на иные цели в сумме 3,63 тыс. руб. В нарушение п. 13 Постановления Правительства Астраханской области от 22.08.2011 г. № 306-П «О порядке предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Астраханской области» остаток субсидии на иные цели в сумме 3,63 тыс. руб. в бюджет Астраханской области не был возвращен. Неиспользованный в 2014 г. остаток субсидий на иные цели в сумме 3,63 тыс. руб. был взыскан Министерством финансов АО в доход бюджета Астраханской области. В связи с этим был составлен протокол об административном правонарушении от 18.01.2016г. по ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Центра.

Согласно ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В соответствии со ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В ходе рассмотрения данной жалобы установлено, что мировой судья установил вину ГБУК АО «Областная научная библиотека имени Н.К. Крупской» протоколом об административном правонарушении от 18.01.2016 г., платежным поручением от 02.03.2015 г., приложением к выписке из отдельного лицевого счета учреждения на 01.01.2015 г., соглашением о предоставлении субсидий на иные цели, информацией об объеме и сроках предоставления субсидий на цели от 30.12.2013 г., дополнительными соглашениями к Соглашению о предоставлении субсидий на иные цели, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, актом по результатам контрольного мероприятия от 21.12.2015 г., уставом ГБУК АО «Областная научная библиотека имени Н.К. Крупской».

Согласно ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 13 Постановления Правительства Астраханской области от 22.08.2011 г. № 306-П «О порядке предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Астраханской области» не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии, предоставленной ГБУК АО «Областная научная библиотека имени Н.К. Крупской» в бюджет Астраханской области в очередном финансовом году. Остатки средств, перечисленных в бюджет Астраханской области, могут быть возвращены государственным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением отраслевого органа.

В соответствии с п. 14 Порядка предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 22.08.2011г. № 306-П «О порядке предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Астраханской области», неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии на иные цели, предоставленной государственному бюджетному учреждению Астраханской области, подлежат перечислению государственным бюджетным учреждением Астраханской области в бюджет Астраханской области в очередном финансовом году.

Согласно ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Распоряжением Правительства Астраханской области от 23.01.2013г. № 33-Пр «О мерах по обеспечению в текущем финансовом году эффективного использования остатков субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций, предоставленных из бюджета Астраханской области государственным бюджетным и автономным учреждениям Астраханской области» определены сроки для главных распорядителей средств бюджета Астраханской области, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных учреждений Астраханской области, в течение которых учредители обязаны завершить работу по определению потребности в остатках субсидии на иные цели, принять решение о подтверждении потребности и направления остатков субсидии на иные цели на те же цели в текущем финансовом году, а также в случае определения отсутствия потребности в средствах, провести работу с учреждениями по возврату в бюджет Астраханской области средств.

В соответствии с п. 4 распоряжения № 33-Пр учредитель в срок до 1 марта текущего финансового года в случае определения отсутствия потребности в средствах проводит работу с учреждениями по возврату в бюджет Астраханской области средств.

В соответствии с ч. 18 и ч. 19 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те же цели устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

В Астраханской области указанный порядок определен постановлением министерства финансов Астраханской области от 28.11.2011г. № 60-п «О порядке взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджета Астраханской области государственным бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям Астраханской области, лицевые счета которым открыты в министерстве финансов Астраханской области».

Согласно данному порядку, взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий с учетом следующих положений: учреждение до 1 марта финансового года, следующего за отчетным, представляет в министерство финансов Астраханской области, в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с субсидиями на иные цели, утвержденные учредителем Сведения об операциях с целевыми субсидиями, представленными учреждению (далее - Сведения) по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81 н «О требованиях к плану финансово- хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». В случае если до 1 марта финансового года, следующего за отчетным, учреждением в министерство финансов Астраханской области не представлены сведения, министерство финансов Астраханской области осуществляет взыскание остатков субсидий на иные цели, подлежащих взысканию, путем их перечисления на счет, открытый управлению Федерального казначейства по Астраханской области на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, в доход бюджета Астраханской области.

Согласно п. 18.5 Регламента (приложение к постановлению Министерства финансов Астраханской области от 26 июня 2013 № 23-п «Об утверждении регламента о порядке и условиях обмена информацией в ходе проведения операций по исполнению бюджета Астраханской области, государственных автономных и бюджетных учреждений Астраханской области») в первый рабочий день финансового года остатки субсидии на иные цели блокируются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения со статусом «без права расходования».

Именно в рамках исполнения Регламента специалистами Министерства финансов Астраханской области не было исполнено платежное поручение на перечисление неиспользованных остатков субсидии на иные цели, сформированное 14 января 2015 года (протокол непринятых платежных документов от 26.01.2015г.).

02.03.2015г. (в первый рабочий день после 01.03.2015г.) сформировано платежное поручение на перечисление неиспользованных остатков субсидии на иные цели, в отношении которых учредителем не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году.

Перечисление денежных средств произведено учредителю - министерству культуры и туризма Астраханской области с указанием текста назначения платежа. Данное платежное поручение исполнено министерством финансов Астраханской области 03.03.2016г.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии события административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и доводы, изложенные в жалобе нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего кодекса.

В соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кировского района г. Астрахани от 18.03.2016г. о привлечении ГБУК АО «Областная научная библиотека имени Н.К. Крупской» к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ГБУК АО «Областная научная библиотека имени Н.К. Крупской» по ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в виду отсутствия события административного правонарушения.

Судья: