ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-342/202123 от 07.09.2021 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу 12-342/2021 23RS0042-01-2021-003999-28

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Новороссийск 07 сентября 2021 г.

Судья Приморского районного суда г. Новороссийска Семенов Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска», ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 2312501001, почтовый адрес: г. Новороссийск, Мысхакское шщоссе, д. №48, ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении №03-23-1027-П-3, вынесенное старшим государственным инспектором по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республике Адыгея 17 июня 2021 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении №03-23-1027-П-3, вынесенным старшим государственным инспектором по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республике Адыгея (далее «инспектор») 17.06.2021 г., муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Новороссийска» (далее «МУП») признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении №03-23-1027-П-3, вынесенное инспектором 17.06.2021 г. и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях МУП состава инкриминированного административного правонарушения. В обосновании своей позиции ФИО1 сослался на неправильное определение инспектором обстоятельств дела. 09.10.2020 г. МКУ «Управление строительства» заключило с ООО «Эколос-ПректСтрой» муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд по объекту: «Реконструкция систем водоотведения, канализационных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод от с. Большие хутора с. Абрау-Дюрсо; ливневая канализация и очистные сооружения поверхностного стока от жилой застройки (земельные участки с кадастровыми номерами <№> и <№>). Во исполнении муниципального контракта, МУП вернуло администрации муниципального образования г. Новороссийск (АМО) очистные сооружения, в связи с чем, на момент проведения проверки, у МУП отсутствовала обязанность по соблюдению экологических требований при проведении работ по реконструкции систем канализации.

ФИО1 и государственный инспектор в судебном заседании не явились, хотя о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом.

Исследовав и оценив представленные доказательства, прихожу к выводу об обоснованности жалобы ФИО1

Как видно из постановления по делу об административном правонарушении №03-23-1027-П-3, вынесенного старшим государственным инспектором по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республике Адыгея 17.06.2021 г., муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Новороссийска» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

МУП вменено в вину то, что в результате проверки, проведенной в период времени с 01 по 28 апреля 2021 г. на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении МУП, установлено, что на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование №23-06.-3.00.001-Р-РСБХ-С-2016-03735/00 от 29.12.2016 г. МУП является водопользователем р. Озерейка. В нарушении требований Федерального закона от 10.01.2020 г. №7-ФЗ, МУП не установило периодичность к для ОС с. Абрау-Дюрсо код объекта НВОС №03-0123-007768-П, не обеспечило исполнение обязанности по разработке программы производственного экологического контроля за указанным объектом, а именно в программе ПЭК отсутствуют сведения о: источниках образования сточных вод; мероприятиях по учету объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод и их качества; программа проведения измерений качества строчных и (или) дренажных вод; план-график проведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; сроках проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных водных объектов в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Пунктом 2 ст. 67 Федерального Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Согласно п. 3 этой же статьи программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Пунктом 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Федерального закона Российской Федерации определено, что требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п 9.2. Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 г. №74, подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов" должен содержать: мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205; программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, разработанную в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205; план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков; программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 28.05.2021 г. подтверждается, что в ходе проверки МУП установлено, что на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование №23-06.-3.00.001-Р-РСБХ-С-2016-03735/00 от 29.12.2016 г. МУП является водопользователем р. Озерейка. В нарушении требований Федерального закона от 10.01.2020 г. №7-ФЗ, МУП не установило периодичность к для ОС с. Абрау-Дюрсо код объекта НВОС №03-0123-007768-П, не обеспечило исполнение обязанности по разработке программы производственного экологического контроля за указанным объектом, а именно в программе ПЭК отсутствуют сведения о: источниках образования сточных вод; мероприятиях по учету объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод и их качества; программа проведения измерений качества строчных и (или) дренажных вод; план-график проведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; сроках проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как видно из протокола об административном правонарушении от 09.06.2021 г. МУП вменяется в вину неисполнение обязанностей по разработке программы производственного экологического контроля для объекта НВОС №03-0123-007768-П.

Представленным суду свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, подтверждается постановка на учет очистных сооружений, расположенных по адресу: г. Новороссийск, п. Абрау-Дюрсо, код объекта 03-0123-007768-П, объем 358 куб. м., лит III, инвентарный номер 3819, дата ввода объекта в эксплуатацию – 27.05.1949 г., принадлежащих администрации муниципального образования г. Новороссийск.

По договору аренды имущества водопроводного и (или) канализационного комплекса от 02.12.2013 г. №02.2-808/13 объекты водопроводно-канализационного хозяйства, расположенные на территории муниципального образования г. Новороссийск, переданы в аренду МУП.

Согласно условиям дополнительного соглашения №2 к договору аренды имущества водопроводного и (или) канализационного комплекса №02.2-808/13 от 02.12.2013 г., заключенного 28.12.2020 г., а также акта приема-передачи от 28.12.2020 г., в связи с реконструкцией муниципальных объектов канализационного комплекса, МУП вернул администрации муниципального образования г. Новороссийск объекты канализационного комплекса с. Абрау-Дюрсо, которым присвоен код 03-0123-007768-П.

Как установлено п. 3 ст. 1.5 КоАП Российской Федерации, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

В соответствии с п. 4 этой же статьи неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принимая во внимание, что на момент проведения плановой выездной проверки в отношении МУП, последнее не являлось арендатором НВОС №03-0123-007768-П, прихожу к выводу об отсутствии в действиях МУП состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП Российской Федерации.

С учетом требований п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающего, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, считаю необходимым отменить постановление №03-23-1027-П-3, вынесенное 17.06.2021 г. в отношении МУП и прекратить в отношении него дело об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП Российской Федерации.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении №03-23-1027-П-3, вынесенное 17 июня 2021 г. в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска» о привлечении его к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска» по ст. 8.1 КоАП Российской Федерации прекратить на основании п.п. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти дней со дня получения его копии.

Судья Н.С. Семенов