ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-342/2022 от 13.04.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Леконцев А.П. дело № 21-202/2022

(дело в суде первой инстанции № 12-342/2022)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

рассмотрев 13 апреля 2022 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Макарова Евгения Александровича на постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ Ространснадзора от 27 декабря 2021 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «Лидер» - специалиста, осуществляющего досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр Макарова Е.А.,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ Ространснадзора П. от 27 декабря 2021 года должностное лицо общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «Лидер» (далее по тексту также ООО «ПТБ «Лидер») - Макаров Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Оспаривая постановление должностного лица административного органа, Макаров Е.А. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой просил об изменении постановления и снижении размера административного штрафа.

По результатам рассмотрения жалобы, решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 февраля 2022 года постановление должностного лица УГАН НОТБ Ространснадзора от 27 декабря 2021 года оставлено без изменения, жалоба Макарова Е.А. - без удовлетворения.

Выражая несогласие с состоявшимися по делу об административном правонарушении постановлением и решением, Макаров Е.А. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Коми, в которой просит об их отмене, и прекращении производства по делу либо снижении размера административного штрафа до 3000 рублей, указывая в обоснование своих доводов, что он не является должностным лицом в понимании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на которое может быть возложена административная ответственность, поскольку не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями.

Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1, статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.

Поверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как установлено материалами дела, на основании решения УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 08 ноября 2021 года № 103 в период с 01 декабря по 10 декабря 2021 года должностными лицами УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора в целях контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности проведена плановая выездная проверка открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

В рамках названной проверки, 07 декабря 2021 года на объекте транспортной инфраструктуры – железнодорожный вокзал на станции Сыктывкар (реестровый номер ЖДВ116176) проведен эксперимент «Условный нарушитель» в ходе которого уполномоченный представитель УФСБ России по Республике Коми с тест-предметом (пистолет Макарова), размещенным в капюшоне куртки, беспрепятственно прошел в здание железнодорожного вокзала через КПП с прохождением досмотровых процедур. Тест предмет работниками субъекта транспортной инфраструктуры и /или привлеченным подразделением транспортной безопасности не выявлен. «Условный нарушитель» прошел в вестибюль, где постоял, затем прошел в кассовый зал № 2 и вернулся в вестибюль, к помещению дежурного помощника начальника вокзала.

Таким образом, в ходе эксперимента установлено, что на объекте транспортной инфраструктуры – железнодорожный вокзал на станции Сыктывкар не исполняются требования по обеспечению транспортной безопасности, выразившиеся в необнаружении инспектором по досмотру ООО «ПТБ Лидер» Макаровым Е.А. предметов и веществ, включенных в перечни и не выявлении им объекта досмотра, требующего проведения дополнительного досмотра; допущении инспектором по досмотру в зону транспортной безопасности ОТИ или ее части предметов и веществ указанных в Перечнях, являющихся оружием или его составными частями, в случае, когда ограниченные к обороту предмет и вещества не принадлежат определенным участникам оборота либо специальные разрешения на оборот этих предметов и веществ отсутствуют, а также физического лица при которых находились такие предметы и вещества; невыявлении инспектором по досмотру подготовки к совершению АНВ при исполнении возложенных на него должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, чем нарушены части 1, 9 статьи 12.2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пункты 3, 13, абзац 4 пункта 60, пункта 61, абзаца 4 пункта 67 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года № 227.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении специалиста, осуществляющего досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр Макарова Е.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующим его привлечением к административной ответственности по указанной статье.

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 24 декабря 2021 года № 601/АП-07/2021пр; приказом о приеме на работу Макарова Е.А. от 27 октября 2020 года; приказом о переводе Макарова Е.А. на другую работу от 16 ноября 2021 года; постовой ведомостью ООО «ПТБ «Лидер» от 07 декабря 2021 года; схемами расстановки работников ООО «ПТБ «Лидер» на вокзальном комплексе Сыктывкар; договором от 23 декабря 2019 года № 3746800, заключенным между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и обществом с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «...»; извещением обществом с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «...» от 30 декабря 2019 года № 301220; уставом ООО «ПТБ «Лидер»; протоколом опроса Макарова от 09 декабря 2021 года; свидетельством № ... Макарова Е.А. об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности; актом эксперимента от 07 декабря 2021 года; актом плановой выездной проверки от 10 декабря 2021 года № 07-43-03/1546/А; решением УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 08 ноября 2021 года № 103 о проведении плановой выездной проверки открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и иными представленными в материалы дела доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Противоречий представленные в материалы дела доказательства не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом и судом первой инстанции фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы жалобы о том, что Макаров Е.А. не является должностным лицом в понимании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на которое может быть возложена административная ответственность, поскольку не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями, подлежат отклонению.

Железнодорожный вокзал Сыктывкар включен в реестр категорированных объектов за номером ЖДВ116176 от 30 мая 2011 года, указанному ОТИ присвоена вторая категория, следовательно, ЖДВ Сыктывкар является объектом транспортной инфраструктуры, в понятия, установленных Законом № 16-ФЗ и на нем должны реализовываться требования законодательства о транспортной безопасности.

Утвержденными результатами оценки уязвимости ЖДВ Сыктывкара установлены: зона транспортной безопасности (пассажирская платформа, здание вокзала), технологический сектор зоны транспортной безопасности (электрощитовая в здании вокзала), а также сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности (пассажирская платформа и здание вокзала, за исключением электрощитовой), наличие КПП № 1 и КПП № 2, пункт досмотра № 3, пункт управления обеспечением транспортной безопасности и отсутствие перевозочного сектора зоны транспортной безопасности критических элементов.

В целях реализации части 9 статьи 12.2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года) открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (субъект транспортной инфраструктуры) организовано проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра путем привлечения общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «Кронос» по договору от 23 декабря 2019 года № 3746800.

Общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «...» привлекло к оказанию услуг в рамках исполнения названного договора третье лицо (субподрядчика) ООО «ПОТБ «Лидер», о чем открытое акционерное общество «Российские железные дороги» уведомлено извещением от 30 декабря 2019 года № 301220.

На основании изложенного, проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра на ЖДВ Сыктывкар осуществляется уполномоченными лицами из числа работников подразделений трас портной безопасности ООО «ПОТБ «Лидер».

Правила досмотра обязательны для исполнения подразделениями транспортной безопасности на ОТИ, а также иными лицами, прибывающими на ОТИ либо находящимися на ОТИ (пункт 3 Правил досмотра).

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Пунктом 1.2 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ установлено, что соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 2 Требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерация от 15 ноября 2014 года № 1208 физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, обязаны осуществлять проход (проезд) в зову транспортной безопасности в соответствии с Правилами досмотра и выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей.

В силу пункта 10 Правил досмотра решения о допуске физических лиц в зону транспортной безопасности или её часть, принимаются лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС, или лицами из числа сил обеспечения транспортной безопасности, уполномоченными на это СТИ и (или) перевозчиками, то есть лицами из числа подразделения транспортной безопасности на ЖДВ Сыктывкар.

Как следует из абзаца 6 пункта 60 Правил досмотра установлено, что работники досмотра принимают решение о наличии оснований для допуска объектов досмотра в соответствующую часть зоны транспортной безопасности.

Работники досмотра в рамках своих должностных полномочий имеют право требовать от физических лиц, следующих или находящихся на ОТИ и ТС, соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности (абзац 2 пункта 68 Правил досмотра).

Таким образом, работники досмотра наделены в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно специалист, осуществляющий досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр ООО «ПТБ «Лидер» Макаров Е.А. является должностным лицом, ответственным за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в понимании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о снижении назначенного административного штрафа до 3000 рублей также подлежат отклонению, поскольку административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено Макарову Е.А. в минимальном размере санкции части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренной для должностных лиц.

Срок давности и порядок привлечения Макарова Е.А. к административной ответственности не нарушены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ Ространснадзора от 27 декабря 2021 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица общества с ограниченной ответственностью «ПТБ «Лидер» Макарова Е.А. оставить без изменения, жалобу лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Макарова Е.А. - без удовлетворения.

Судья Д.А. Колесникова