ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3430/20 от 08.07.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Буренко С.В. Дело № 12-3430/2020

Решение

«08» июля 2020 года г.Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края по доверенности ФИО1, на постановление судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 05 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Творческая лаборатория Месяц Ясный» (далее – ООО «Творческая лаборатория Месяц Ясный»),

установил:

обжалуемым постановлением от 05 марта 2020 года судьи Ленинского районного суда г. Краснодара производство по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Творческая лаборатория Месяц Ясный» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, по доверенности ФИО1, просит постановление судьи районного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая что оно незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, выслушав представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края по доверенности ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции полагает, что постановление судьи районного суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Как следует из материалов дела, здание на углу ул. Красная 93 и ул. Пашковская 71, лит. А, в г. Краснодаре, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой. 1927 г.». Объект культурного наследия поставлен на государственную охрану решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 23.12.1987 № 615 «О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края».

15.10.2019 управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) при проведении мероприятий по рассмотрению поступившей из администрации муниципального образования город Краснодар информации о размещении информационных и рекламных вывесок, противоречащих правилам благоустройства города Краснодара, на объектах культурного наследия, была выявлена установленная на фасаде здания со стороны улицы Красной рекламно-информационная конструкция «Месяц Ясный». Управлением размещение вышеуказанных информационных вывесок не согласовывалось.

Выполненные работы привели к изменению внешнего облика объекта культурного наследия.

Самовольно проведенные работы в отношении объекта культурного наследия могут негативно повлиять на его состояние, проведение таких работ образует состав административного правонарушения.

Установлено, что указанная рекламно-информационная вывеска размещена на фасаде здания со стороны помещений, в которых ООО «Творческая лаборатория Месяц Ясный» осуществляет деятельность.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления 27 января 2020 года в отношении ООО «Творческая лаборатория Месяц Ясный» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем в соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частями 1, 3, 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Прекращая производство по делу, судья районного суда посчитал, что размещенная на объекте культурного наследия «Дом жилой, 1927 г., архитектор ФИО2» рекламно-информационная конструкция «Месяц Ясный» установлена на основании письма управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 30.10.2009 <№..>, связи с чем действия привлекаемого лица не нарушают требования законодательства об охране объектов и пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «Творческая лаборатория Месяц Ясный» состава административного правонарушения.

С данным выводом судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как предусмотрено статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены судьей при рассмотрении дела без внимания.

Согласно ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35.1 Закона № 73-Ф3 не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5.1 Закона № 73-Ф3, на территории памятника запрещается проведение работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия. Сохранение объекта культурного наследия - меры, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ч. 1 ст. 40 Закона № 73-Ф3). В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона № 73-Ф3, работы по сохранению объекта культурного наследия, проводятся на основании задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации, согласованной органом охраны, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии с ч. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Также, согласно предмету охраны исторического поселения город Краснодар, утвержденного приказом администрации Краснодарского края от 01.03.2019 № 26-кн. объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 1927 г.» находится на территории исторического поселения регионального значения город Краснодар.

Согласно ст. 60 Закона № 73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с Законом № 73-Ф3. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с Законом № 73-Ф3. Градостроительным кодексом РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно ч. 8 ст. 20 Закона № 3223-K3 все субъекты градостроительной деятельности в историческом поселении обязаны соблюдать режим градостроительной деятельности, в том числе беречь и сохранять объекты культурного наследия и среду исторического поселения, качество исторического, архитектурного и природного ландшафта поселения.

В силу ст. 16 Закона № 3223-K3 эксплуатация, размещение и (или) установка афиш, вывесок, телевизионных антенн, электрических и телефонных кабелей, вентиляционных систем и иного оборудования на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия производится по согласованию и в порядке, установленном краевым органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок согласования информационных вывесок на объектах культурного наследия определен приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 24.05.2012 № 50 «Об утверждении административного регламента управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края по предоставлению государственной услуги «Согласование размещения и (или) установки, а также эксплуатации рекламных конструкций, афиш, вывесок, телевизионных антенн, электрических и телефонных кабелей, вентиляционных систем и иного оборудования в отношении объектов культурного наследия».

Материалами дела установлено, что при размещении со стороны улицы Красной рекламно-информационной конструкции «Месяц Ясный» указанный порядок соблюден не был.

15.10.2019 года управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) при проведении мероприятий по рассмотрению поступившей из администрации муниципального образования город Краснодар информации о размещении информационных и рекламных вывесок, противоречащих правилам благоустройства города Краснодара, на объектах культурного наследия, была выявлена установленная на фасаде здания со стороны улицы Красной рекламно-информационная конструкция «Месяц Ясный».

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судьей районного суда не было учтено, что в соответствии с письмом управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 30.10.2009 № 78-3975/09-01-18 размещение вышеуказанной рекламно-информационной конструкции возможно до проведения в отношении объекта культурного наследия «Дом жилой, 1927 г., архитектор ФИО2» комплексных реставрационных работ.

Как следует из пояснений директора ООО «Творческая лаборатория Месяц Ясный», приобщенных к материалам настоящего дела об административном правонарушении, им в 2014 году организованы и проведены следующие работы в отношении объекта культурного наследия «Дом жилой, 1927 г., архитектор ФИО2»: покраска части фасада здания над входом, на всю высоту здания до крыши; оборудование входной группы освещением и озеленением; декоративная покраска дикого камня на входной группе; реставрация ступеней.

Вышеуказанные работы управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края обосновано считает комплексными реставрационными работами, поскольку в силу ст. 43 Закона № 73-ФЗ под реставрационными работами понимаются производственные и иные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия «Дом жилой, 1927 г., архитектор ФИО2» представляет собой историко-культурную ценность, поскольку обладает особыми архитектурными элементами: небольшие раскреповки по концам, создающие впечатление ризалитов; в раскреповках, фланкирующих угловую часть здания, предусмотрены высокие узкие окна, освещающие лестничные клетки.

Таким образом, достоверно установлено, что ООО «Творческая лаборатория «Месяц Ясный» в нарушение согласования управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 30.10.2009 <№..>, продолжает эксплуатацию рекламно-информационной конструкции «Месяц Ясный» после проведения комплекса реставрационных работ в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 1927 г., архитектор ФИО2», расположенного по адресу: г. Краснодар, угол ул. Красной, 93 и ул. Пашковской, 71, лит. А. (со стороны улицы Красная), чем нарушило обязательные требования, установленные ст. 16 Закона № 3223-КЗ.

С учетом изложенного, следует прийти к выводу о том, что, материалами дела подтверждаются наличие состава административного правонарушения, факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, основания для составления протокола и полномочия должностного лица, составившего протокол.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 05 марта 2020 года нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции, в том числе вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного, судья вышестоящего суда полагает необходимым постановление судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

жалобу представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края по доверенности ФИО1, на постановление судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 05 марта 2020 года – удовлетворить.

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 05 марта 2020 года - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе.

Судья

краевого суда Пегушин В.Г.