ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-343/19 от 15.05.2019 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 12-343/19

РЕШЕНИЕ

15 мая 2019 года город Владивосток,

ул. Адмирала ФИО1, д. 23А

Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края Буланова Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе и.о. заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад № <...> г. Владивостока» ФИО2 на постановление начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края -АП/19 от дата,

УСТАНОВИЛ

Постановлением начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края -АП/19 от дата должностное лицо заказчика – и.о. заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад г. Владивостока» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 453 рубля.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2. обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что заказчик ошибочно указал в договоре не тот размер штрафа, вышеуказанный договор заключался в предельно сжатые сроки, что повлекло техническую ошибку. Просила постановление отменить, освободить ее от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.

ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Представитель ФИО2 по доверенности ФИО3 поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Начальник отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края ФИО5 в судебном заседании полагала, что вина должностного лица заказчика подтверждается материалами дела. Просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 7.32 КоАП РФ установлена ответственность за заключение контракта по результатам определения поставщика с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт.

Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Статьей 7 Федерального закона предусмотрено, что открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативность).

Согласно ст. 13 Федерального закона в соответствии с Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;

3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 данной статьи функций и полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 данного Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.

Из материалов дела судом установлено, что дата в Единой информационной системе в сфере закупок управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока размещено извещение о проведении совместного конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания детей дошкольного возраста в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях Фрунзенского района Владивостокского городского округа, а также документация к нему. Конкурсная документация согласована с заказчиками, в том числе, с и.о. заведующей Заказчика ФИО2 Начальная (максимальная) цена контракта для данного Заказчика определена в размере 2 045 300,00 рублей.

дата Заказчиком и <...>» заключен муниципальный контракт по результатам проведения вышеуказанного конкурса с ограниченным участием. Цена Контракта - 2 044 396,00 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 56 Федерального закона под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

В соответствии с ч. 3 ст. 56 Федерального закона при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения данного Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

Ч. 2 ст. 50 Федерального закона установлено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 4 статьи 34 Федерального закона установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч. 5 ст. 34 Федерального закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнение заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Пунктом 9 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В п. 5.9 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, определено, что за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик обязуется выплатить Исполнителю штраф в размере__руб. (__руб.).

Правила определения размера штрафа установлены в Постановлении . Сумма штрафа определяется в следующем порядке:

- в размере 1000 рублей, если цена договора не превышает 3 млн. рублей (включительно);

- в размере 5000 рублей, если цена договора составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

На основании норм Правил и объявленных условий конкурса с ограниченным участием, учитывая, что цена контракта менее 3 млн. рублей, Заказчик должен был установить штраф за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в размере 1000 руб.

Вместе с тем, в п. 5.9 Контракта штраф установлен в размере 5000 рублей. Также указано, что Правила определения размера штрафа установлены в Постановлении Правительства РФ .

Согласно ч. 8 ст. 34 Федерального закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд, рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Согласно п. 5.4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

- в размере 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

- в размере 5 процентов цены контракта в случае, если начальная

(максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Также указано, что Правила определения размера штрафа установлены в Постановлении .

Согласно объявленным условиям конкурса с ограниченным участием размер штрафа, исходя из цены контракта (менее 3 млн. руб.) должен составлять 10% цены Контракта - 204 439,6 рублей.

В п. 5.4 Контракта установлен штраф в размере 5 % цены контракта -(363 942,72 руб). При этом Заказчик ссылается на Правила.

П. 6 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Заказчик в п. 5.6 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, установил, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, Исполнитель обязуется выплатить штраф в размере__рублей (__руб.).

Правила определения размера штрафа установлены в Постановлении . Сумма штрафа определяется в следующем порядке:

- в размере 1000 рублей, если цена договора не превышает 3 млн. рублей;

- в размере 5000 рублей, если цена договора составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Следовательно, с учетом установленных норм и объявленных условий конкурса с ограниченным участием, учитывая, что цена контракта менее 3 млн. рублей, Заказчик должен был установить штраф за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, не имеющего стоимостного выражения, в размере 1000 руб.

Вместе с тем, в соответствии с п. 5.6 Контракта штраф установлен в размере 5000 рублей.

Таким образом, ответственность Заказчика и Исполнителя в п. 5.9, п. 5.4, п. 5.6 Контракта установлена с нарушением объявленных условий конкурса с ограниченным участием.

Кроме того, ответственность Заказчика перед исполнителем установлена в завышенном размере, что могло повлечь излишнюю уплату бюджетных средств в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) заказчиком обязательств по контракту и нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств, установленных ст. 34 Бюджетного кодекса Российской федерации.

Условия, указанные в извещении о закупке, документации о закупке, проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке, представляют собой объявленные условия определения поставщика (подрядчика, исполнителя), являются обязательными и подлежат соблюдению при заключении контракта.

Подавая заявку на участие в закупке, участник дает согласие на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением, документацией о закупке.

Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 34 Федерального закона.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Распоряжением администрации города Владивостока от дата-рл на ФИО2 возложено исполнение обязанности заведующего Заказчика.

Как руководитель ФИО2. является единоличным исполнительным органом Заказчика.

Конкурсная документация согласована ФИО2, контракт подписан ФИО2

Таким образом, ФИО2 является должностным лицом заказчика.

Следовательно, нарушив положения ч. 1 ст. 34 Федерального закона, ФИО2 совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ.

Факт совершения указанным должностным лицом административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, постановлением -АП/19, конкурсной документацией, иными материалами дела.

Приходя к выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ, должностное лицо правильно применил нормы действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правильно установил все фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение для его правильного разрешения, и сделал обоснованный вывод о виновности ФИО2

Вопреки доводам заявителя вина должностного лица заказчика ФИО2 подтверждается материалами дела.

В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от дата-П указано, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от дата (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата, от дата, от дата, от дата, от дата), если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП Российской Федерации вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах суд считает, что вышеназванное нарушение, допущенное ФИО2 формально подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, и является малозначительным, в связи с чем, судья считает необходимым освободить ФИО2 от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края от дата, которым должностное лицо заказчика – и.о. заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад г. Владивостока» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 453 рубля, - отменить, производство по делу в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ прекратить за малозначительностью совершенного деяния, ограничившись в отношении ФИО2 устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.А.Буланова