ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-343/20 от 25.02.2020 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 12-343/2020

РЕШЕНИЕ

25 февраля 2020 года г. Казань

Судья Советского районного суда г. Казани Кашапов Р.С.,

при секретаре Юсуповой А.Н.,

рассмотрев жалобу представителя жилищно-строительного кооператива «<данные изъяты>» на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 8 по Советскому судебному району г. Казани, от 23 декабря 2019 года в отношении:

Жилищно-строительного кооператива «<данные изъяты>», имеющего юридический адрес: <адрес изъят>, ИНН <номер изъят>,

- признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты>» признано виновным в том, что 25 ноября 2019 года в 10 час. 00 мин., должностным лицом государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, установлен факт невыполнения <данные изъяты>», расположенным по адресу: <адрес изъят>, в срок до 23 октября 2019 года требований предписания № <номер изъят> от 18 сентября 2019 года, а именно не представлены в орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан следующие документы: уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном <адрес изъят> способе формирования фонда ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома в соответствии с требованиями приказа Минстроя России от 28 января 2019 года № 44/пр, справки банка об открытии специального счета, то есть в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Представитель <данные изъяты>» аан в обосновании жалобы указал, что с постановлением не согласен, считает наложенное на <данные изъяты>», административное взыскание необоснованным и незаконным. Казанской городской жилищной инспекцией в адрес <данные изъяты> было направлено предписание <номер изъят> от 18 сентября 2019 года об устранение требований жилищного законодательства.

По результатам рассмотрения предписания <номер изъят> от 18 сентября 2019 года ЖСК направило в Казанскую городскую жилищную инспекцию ответ, в котором подробно изложило свою позицию и фактически исполнило представление.

Несмотря на исполнение предписания, Казанской городской жилищной инспекцией вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

<данные изъяты>» не согласно с постановлением мирового судьи судебного участка № 8 по Советскому судебному району г. Казани, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В силу положений ч. 3 ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта, а именно: (а) формирование фонда капитального ремонта на специальном счете; (б) формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Руководствуясь вышеуказанными положениями, собственниками помещений было принято решение (оформленного протоколом от 8 февраля 2014 года) о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.

Также следует отметить, что решение от 8 февраля 2014 года является действующим. Доказательств признания решения от 8 февраля 2014 года незаконным в материалы дела Казанской городской жилищной инспекцией не представлено.

Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 11 января 2018 года), решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона РТ от 25 июня 2013 года № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.

Ст. 3 названного Закона РТ о капремонте, к полномочиям Кабмина РТ, отнесено утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также установление срока принятия и реализации собственниками помещений решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта.

П. 2 постановления Кабмина РТ от 31 декабря 2013 года № 1146 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан», установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 45 дней после дня официального опубликования Программы.

Текст Постановления Кабмина РТ впервые был опубликован в газете «Республика Татарстан», № 32, от 4 марта 2014 года, следовательно, решение должно было быть принято и реализовано до 18 апреля 2014 года.

В соответствии с ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 ст. 170, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 ст. 170 срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 ЖК РФ, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

До 18 апреля 2014 года ЖСК уведомило ГЖИ РТ, а также регионального оператора НК «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» о принятом решении. В дальнейшем, собственники помещений не были уведомлены о том, что органом местного самоуправления было принято решение о формировании Фонда капитального ремонта их дома на счете регионального оператора, в связи с чем они продолжили реализацию решения от 8 февраля 2014 года.

Во исполнение вышеуказанного решения был открыт специальный счет в банке, где и аккумулировались денежные средства собственников.

Согласно ч. 1 ст. 173 ЖК РФ, способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 5 ст. 173 ЖК РФ, установлено, что решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с ч. 4 ст. 173 ЖК РФ, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в ч. 2 ст. 173 ЖК РФ. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 12 апреля 2016 года № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы», указанный в ч. 5 ст. 173 ЖК РФ срок вступления в силу решения общего собрания об изменении способа формирования фонда капитального ремонта не должен применяться, если изначально решение о формировании Фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением ч. 7 ст. 170 ЖК РФ. без учета конституционно-правового смысла этого положения, выявленного в указанном постановлении.

При этом решение органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта дома на счете регионального оператора считается принятым с учетом конституционно-правового смысла ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, если органом местного самоуправления предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.

Представитель юридического лица считает, что нарушения требований жилищного законодательства ЖСК не допущены. Административные органы были уведомлены о принятом собственниками решении, несмотря на это, муниципальный орган принял решение о формировании Фонда капитального ремонта <адрес изъят> на счете регионального оператора.

По сути административные органы не произвели необходимые меры, на информирование, оказание помощи и разъяснение порядка реализации государственной программы, что говорит о нарушении положений ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, с учетом того конституционно-правового смысла этого положения, выявленного в постановлении КС РФ от 12 апреля 2016 года № 10-П.

Для легитимации принятого собственниками решения от 8 февраля 2014 года ЖСК повторно направил соответствующее уведомление в адрес регионального оператора и проинформировал последнего о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.

Денежные средства, аккумулируемые на специальном счете, не расходуются без соответствующего волеизъявления собственников, ЖСК ограничено в возможности расходовать указанные денежные средства без решения общего собрания собственников.

Таким образом, требования ст. 172 ЖК РФ, ст. 12 Закона РТ № 52-ЗРТ были исполнены ЖСК в установленный срок, и отсутствуют событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая отсутствие каких-либо общественно опасных последствий содеянного, можно прийти к выводу, что действие ЖСК не представляет существенного нарушения охраняемых законом общественных правоотношений.

В данном случае, возбуждением дела об административном правонарушении и рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применение меры административного наказания будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины ЖСК.

В данном случае совершенное ЖСК деяние не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поэтому его можно признать в качестве малозначительного.

Кроме того, ЖСК является некоммерческой организацией и не извлекает прибыль из своей деятельности. ЖСК лишь осуществляет управление многоквартирным домом путем сбора денежных средств с жильцов по жилищно-коммунальным услугам. Штраф в размере 10000 рублей является чрезмерно высоким для ЖСК и повлечет за собой образования у ЖСК задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.

Поэтому представитель юридического лица просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель <данные изъяты>» своевременно и надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении или рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял. В то же время, он ясно и определенно выразил свою позицию в жалобе, в связи с чем, на основании ст. 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд счел возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении без его участия.

В силу ст. 172 ЖК РФ, владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.

Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.

Орган государственного жилищного надзора предоставляет сведения, указанные в частях 1 - 4 настоящей статьи, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом. Указанный федеральный орган размещает предоставленные органом государственного жилищного надзора сведения в системе в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ст. 12 Закона РТ от 25 июня 2013 года № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан», владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан следующие сведения:

1) уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением:

а) копии протокола общего собрания собственников помещений о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) справки банка об открытии специального счета;

в) копий протоколов общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом;

г) информации о многоквартирном доме (этажность, общая площадь многоквартирного дома, площадь жилых помещений в многоквартирном доме, количество квартир, количество граждан, зарегистрированных в многоквартирном доме, год ввода в эксплуатацию, год проведения последнего капитального ремонта);

2) информация о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт;

2.1) информация о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт;

2.2) информация о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета;

3) информация о размере остатка средств на специальном счете;

4) информация о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан следующие сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах:

1) копии протоколов общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом;

2) информация о многоквартирном доме (этажность, общая площадь многоквартирного дома, площадь жилых помещений в многоквартирном доме, количество квартир, количество граждан, зарегистрированных в многоквартирном доме, год ввода в эксплуатацию, год проведения последнего капитального ремонта);

3) уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта;

4) копии протоколов общего собрания собственников помещений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта;

5) утратил силу. - Закон РТ от 05.12.2015 N 102-ЗРТ;

6) справка об открытии счета, счетов регионального оператора с указанием реквизитов;

7) документы, подтверждающие поступление взносов на капитальный ремонт от собственников помещений на счет, счета регионального оператора;

8) информация о размере остатка средств на счете, счетах регионального оператора.

Сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, представляются уполномоченным лицом, указанным в части 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, владельцу специального счета ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в том числе в электронном виде, по форме, установленной органом государственного жилищного надзора Республики Татарстан.

Сведения, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи, представляются владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном органом государственного жилищного надзора Республики Татарстан. Сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 части 1 и частью 2 настоящей статьи, представляются региональным оператором, владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном органом государственного жилищного надзора Республики Татарстан.

Орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан ведет реестр сведений, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.

Орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан осуществляет деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с федеральным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности регионального оператора в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Судом были исследованы следующие доказательства: протокол об административном правонарушении № <номер изъят> от 25 ноября 2019 года составленный в отношении <данные изъяты>», которым установлен факт невыполнения юридическим лицом в установленный срок предписания № <номер изъят> от 18 сентября 2019 года, органа государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, поскольку не представлены в орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан следующие документы: уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном <адрес изъят> способе формирования фонда ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома в соответствии с требованиями приказа Минстроя России от 28 января 2019 года № 44/пр, справки банка об открытии специального счета; акт проверки заместителя начальника инспекции - начальника Казанской городской жилищной инспекции от 28 октября 2019 года, которым установлены нарушения указанные в протоколе об административном правонарушении; распоряжение начальника Казанской городской жилищной инспекции от 24 октября 2019 года № <номер изъят> о проведении внеплановой документарной проверки <данные изъяты> с целью соблюдения требований действующего жилищного законодательства; предписание государственного жилищного инспектора об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 18 сентября 2019 года, которым предписано <данные изъяты> устранить указанные в предписании нарушения в срок до 23 октября 2019 года; акт проверки государственного жилищного инспектора от 18 сентября 2019 года, которым выявлено неисполнение предписания № <номер изъят> от 2 августа 2019 года; распоряжение начальника Казанской городской жилищной инспекции от 17 сентября 2019 года № <номер изъят> о проведении внеплановой документарной проверки <данные изъяты>» с целью соблюдения требований действующего жилищного законодательства; возражение представителя <данные изъяты>» по делу об административном правонарушении; протокол собрания членов <данные изъяты> от 8 февраля 2014 года; договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта от 29 мая 2014 года, заключенного между <данные изъяты>» и <данные изъяты>» и приложения к нему; дополнительное соглашение № 1 к договору банковского счета от 29 мая 2014 года.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы сведений о какой либо заинтересованности должностных лиц в исходе настоящего дела или допущенных злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение достоверность фактических данных, указанных должностными лицами в составленных ими процессуальных документах, не имеется.

Мировой судья обоснованно пришел к выводу о доказанности вины юридического лица <данные изъяты>» в совершении указанного административного правонарушения. При назначении наказания суд в полной мере учел: характер административного правонарушения, посягающего на общественные отношения в области осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора, то есть против порядка управления; отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность; финансовое положение юридического лица. При сборе доказательств нарушений административного законодательства допущено не было.

Доводы представителя <данные изъяты>» изложенные в жалобе не состоятельны, так как опровергаются исследованными судом доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25 ноября 2019 года составленным в отношении <данные изъяты>», предписанием об устранении нарушений требований жилищного законодательства от 18 сентября 2019 года, актами проверки от 18 сентября и 28 октября 2019 года и другими материалами дела, не доверять которым оснований не имеется. Все это свидетельствует о том, что администрация юридического лица осознавала, что не выполнила в установленный срок законное предписание должностного лица государственной жилищной инспекции от 18 сентября 2019 года, предвидела их вредные последствия и желала этого либо сознательно допускала их наступление. Суд считает, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Позицию представителя <данные изъяты>» по данному делу суд объясняет желанием избежать административную ответственность.

Исходя из вышеуказанных доказательств, суд признает постановление мирового судьи законным, обоснованным и справедливым, а доводы, изложенные в жалобе несостоятельными. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 8 по Советскому судебному району г. Казани, от 23 декабря 2019 года в отношении жилищно-строительного кооператива «<данные изъяты>», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей, оставить без изменения, а жалобу представителя <данные изъяты>» - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, подлежит обжалованию в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья подпись Р.С. Кашапов