ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-343/2021 от 02.08.2021 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

№12-343/2021

Решение

2 августа 2021 года г.Ижевск

Судья Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Петухова О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО4 на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением №9 заместителя министра финансов Удмуртской Республики ФИО1. от -Дата- ФИО4 как должностное лицо – директор автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Рекспублики «Строительный техникум» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО4 обжаловал его в суд. Требования жалобы мотивированы тем, что постановление незаконно, должностным лицом неверно установлены обстоятельства, необходимые для правильного рассмотрения дела, вина должностного лица не доказана, просит отменить постановление и прекратить производство по делу.

В судебном заседании ФИО4 просил прекратить производство по делу в связи с малозначительностью, освободить его от административной ответственности, вину в совершении правонарушения признал, суду пояснил, что фактически бюджетные средства были направлены на оплату труда ОДО «Ожгарчи» и ПРОЦ, которые являются структурными подразделениями возглавляемого им учреждения.

В судебном заседании представитель административного органа ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы, указала, что в действиях ФИО4 имеется состав правонарушения, основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ образует нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования, в том числе, на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (абз. 3 ст. 69.1 БК РФ).

Государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии со ст. 6 БК РФ государственным заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).

Постановлением Правительства УР от 30 ноября 2015 года № 532 утвержден Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений УР (далее – Порядок № 532).

Государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).

В силу п. 4 ст. 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в указанном порядке, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174- ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ) государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Государственное задание должно содержать, в частности, показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) (п. 1 ст. 69.2 БК РФ, п. 3 Порядка № 532).

Предоставление автономному учреждению Удмуртской Республики субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Удмуртской Республики государственному автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (п. 34 Порядка № 532).

В соответствии с п. 32 Порядка № 532 изменение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания осуществляется при соответствующем изменении государственного задания. Внесение изменений в государственное задание осуществляется соответствующим главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики и (или) государственным органом Удмуртской Республики до наступления срока последней выплаты месяца, предусмотренной графиком перечисления субсидии, содержащимся в соглашении.

Согласно п. 1.3 Устава АПОУ УР «СТ» (утв. приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 27.05.2015 № 550) функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство образования и науки Удмуртской Республики (далее - Министерство).

Учреждение руководствуется предметом и целями своей деятельности, установленными Уставом, государственными заданиями Учредителя Учреждения (абз. 2 п. 1.13 Устава).

Учреждение создано для выполнения работ по оказанию услуг в сфере образования.

Предметом деятельности Учреждения является реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих; программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В силу п. 2.4 Устава в соответствии с основными видами деятельности Учреждения Учредитель формирует и утверждает в порядке, предусмотренном законодательством, государственное задание для Учреждения.

Учреждение осуществляет в соответствии с государственными заданиями деятельность, связанную с выполнением работ и оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, указанным в п. 2.5 Устава.

-Дата- Министерством с АПОУ УР «Строительный техникум» заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Удмуртской Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.

Согласно п.п. 1.1, 2.1 Соглашения субсидия предоставлена Учреждению в 2020 году из бюджета Удмуртской Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), сформированном и утвержденном Учредителем в соответствии с Порядком № 532.

Размер субсидии учитывает показатели государственного задания и рассчитывается в соответствии с Порядком № 532 (п. 2.3 Соглашения).

Учреждение обязано направлять субсидию на цели, установленные п.1.1 Соглашения (п. 3.3.3 Соглашения).

Судом установлено, что государственным заданием, доведенным Учреждению на 2020 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Госзадание на 2020 год), утвержденным приказом Министерства от 28.12.2019 № 1767, Учреждению доведено выполнение следующих государственных услуг:

в разделах с 1 по 10 «Реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих». Категории потребителей государственных услуг: физические лица, имеющие основное общее образование.

в разделе 11 «Реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена». Категория потребителей государственной услуги: физические лица, имеющие основное общее образование.

в разделе 12 «Реализация основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих». Категория потребителей государственной услуги: физические лица, ранее не имевшие профессии рабочего или должности служащего. Содержание государственной услуги: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Протокол об административном правонарушении от -Дата- составлен в отношении должностного лица по факту оплаты труда работников дополнительного образования отделения дополнительного образования «Ожгарчи» АПОУ УР «Строительный техникум» (далее - ОДО «Ожгарчи») и профильного ресурсного образовательного центра по профессиям строительного профиля (далее - ПРОЦ) с начислениями на выплаты по оплате труда работников Учреждения, непосредственно не связанных с оказанием государственных услуг, установленных Учредителем в Госзадании на 2020 год.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Госзаданием на 2020 год, доведенным до Учреждения Министерством, оказание дополнительных образовательных услуг не предусмотрено.

Кроме того, Положениями об ОДО «Ожгарчи» АПОУ УР «СТ» (далее - Положение), утвержденными директором Учреждения (Локальный акт №52) -Дата- и -Дата-, определены цели и задачи ОДО «Ожгарчи».

Согласно п. 2.1 Положения ОДО «Ожгарчи» (в редакциях от -Дата-, от -Дата-) данное структурное подразделение создано с целью подготовки юношей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Оказание услуг по военно-специальной подготовке Госзаданием на2020 год не предусмотрено.

Положением о ПРОЦ, утвержденным министром образования и науки Удмуртской Республики -Дата- (Локальный акт №82), определены основные цели и задачи ПРОЦ.

В соответствии с п.п. 1.4, 2.1 Положения ПРОЦ структурное подразделение обеспечивает повышение квалификации и профессиональную подготовку рабочих кадров путем повышения уровня профессиональной компетентности выпускников учреждений среднего профессионального образования.

Таким образом, в нарушение п.п. 1.1, 2.1, 3.3.3 Соглашения, ст. 38, п. 3 ч.1 ст. 162 БК РФ за счет средств субсидии (КФО 4), предоставленной на выполнение Госзадания Учреждением в 2020 произведены расходы на оплату труда работников ОДО «Ожгарчи», ПРОЦ, а также педагога дополнительного образованияАПОУ УР «Строительный техникум» ФИО3 с начислениями на выплаты по оплате труда работников Учреждения, непосредственно не связанных с оказанием государственных услуг, установленных Учредителем в Госзадании на 2020 год, на сумму 249 296,53 руб.

Расходы на оплату труда работников ОДО «Ожгарчи», ПРОЦ, педагога дополнительного образования подтверждаются платёжными поручениями, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении.

С учетом положений ч. 1 ст. 306.4 БК РФ, ст. 15.14 КоАП РФ использование автономным учреждением средств субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации (предоставленной на обеспечение выполнения государственного задания) на цели, не связанные с выполнением государственного задания, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к статье 2.4 КоАП установлено, что лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно п.п. 7.3.1 Устава АПОУ УР «Строительный техникум» Учреждение возглавляет директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения.

Руководитель Учреждения несет ответственность за выполнение государственного задания, утвержденного Учредителем Учреждения (абз. 2 п. 7.3.5 Устава).

Приказом Министерства образования и науки УР от -Дата- на должность директора АПОУ УР «Строительный техникум» назначен ФИО4.

Согласно п.п 2.3, 2.7, 2.8 должностной инструкции руководителя АПОУ УР «Строительный техникум» руководитель Учреждения обеспечивает выполнение Учреждением государственного задания; в пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования; в пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его в соответствии с новой системой оплаты труда. Руководитель образовательного учреждения несет ответственность за правонарушения и нарушения законодательства Российской Федерации и законодательства Удмуртской Республики, совершенные в процессе своей деятельности (п.п. 4.4., 4.11 должностной инструкции).

Согласно данным из программного комплекса «Бюджет-СМАРТ Про» вышеуказанные платежные поручения подписаны электронной цифровой подписью ФИО4.

Приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от -Дата- действие трудового договора с ФИО4 с -Дата- прекращено.

По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ субъект правонарушения определяется на момент его совершения, поэтому утрата статуса руководителя после совершения административного правонарушения не является основанием для освобождения его от административной ответственности.

Факт совершения ФИО4 административного правонарушения подтвержден материалами дела.

Временем совершения административного правонарушения является -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-, даты оплаты Учреждением за счет средств субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4) расходов, не связанных с выполнением государственного задания (режим работы Учреждения понедельник - пятница с 09:00 до 17:30).

Сумма нецелевого использования бюджетных средств –249 296,53 руб. (Двести сорок девять тысяч двести девяносто шесть руб. 53 коп.).

Предоставленная автономному учреждению субсидия на выполнение государственного задания, в соответствии со ст. 69.1 БК РФ является средствами, относящимися к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Получатель бюджетных средств обязан использовать полученные бюджетные средства исключительно на те цели, которые определяются в актах, на основании которых эти средства предоставлены.

Приняв государственную субсидию на определенную цель, АПОУ УР «Строительный техникум» не может расходовать бюджетные средства на иные дели.

Вина ФИО4 в совершении правонарушения, выразившегося в направлении средств бюджета Удмуртской Республики, предоставленных Учреждению на обеспечение выполнения государственного задания в 2020 году на оплату труда работников с начислениями на выплаты по оплате труда работников Учреждения, непосредственно не связанных с оказанием государственных услуг, доказана.

С учетом изложенного, суд находит обоснованным вывод административного органа о том, что ФИО4 допущены нарушения бюджетного законодательства РФ в части нецелевого использования бюджетных средств.

Административным органом верно установлен субъект административного правонарушения. Именно руководитель Учреждения, в пределах своих полномочий, распоряжается бюджетными средствами.

С учетом изложенного, административным органом правомерно сделан вывод о наличии в действиях должностного лица – руководителя образовательного учреждения ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Представленные доказательства являются относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для признания ФИО4 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.

На момент вынесения обжалуемого постановления сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ не истекли.

Наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, личности и имущественного положения заявителя, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Вместе с тем, считаю возможным освободить ФИО4 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие в настоящее время угрозы охраняемым общественным отношениям, прихожу к выводу о малозначительности совершенного ФИО4 правонарушения, считаю возможным освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В данном случае устное замечание, как мера порицания за совершение правонарушения с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, является достаточной для достижения задач законодательства об административной ответственности, указанных в статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, постановление заместителя министра финансов Удмуртской Республики №9 от -Дата- по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФИО4, подлежит отмене, производство по данному делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 2.9, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя министра финансов Удмуртской Республики №9 от -Дата- по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ФИО4, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освободить ФИО4 от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента получения его копии.

Судья О.Н. Петухова