Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области
Дело № 12-343/2021
55RS0005-01-2021-004924-63
Р Е Ш Е Н И Е
Первомайский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Кулькова В.С.,
при секретаре Шонус Т.И.,
рассмотрев 11 ноября 2021 года в городе Омске в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области №.30-816/2021 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области №.30-816/2021 от ДД.ММ.ГГГГ руководитель контрактной службы УФСИН России по Омской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении, ФИО1 обратился в Первомайский районный суд города Омска с жалобой, в которой указал, что позиция УФАС в части нарушения ст.12, пункта 1 части 1 ст. 33 пункта 1 части 1 ст.64 Федерального закона о контрактной системе в несоблюдении норм предоставлении площади жилого помещения, предусмотренного Федеральным законом № 283-ФЗ от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» неправомерна, по следующим основаниям. Для привлечения к административной ответственности по ч. 4.2.ст. 7.30. КоАП РФ необходимо наличие состава правонарушения, отсутствие хотя бы одного из сторон состава правонарушения таких как: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, служит основанием для прекращения производства по административному правонарушению. Первым и главным элементом отсутствия состава по ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ является - субъективной сторона правонарушения - такой как, вина (умысел) должностного лица Заказчика, отсутствие вины учреждения, объективная сторона правонарушения - такой как противоправное действия и наступивших вредных последствий (ущерба, нарушения прав и интересов юр.лиц). Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. В его действиях как должностного лица отсутствует такой квалифицирующий признак административного правонарушения, как противоправность, виновность. Административным проступком может быть признано исключительно конкретное противоправное, виновное деяние (действие или бездействие либо последовательное действие с бездействием или бездействие с действием - совокупность составов административного правонарушения), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Субъективная сторона правонарушения выражается в виновном характере деяния. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность, в частности административная. Виновность физических и юридических лиц выражается в морально-этическом и психическом отношении конкретного лица к совершаемому им деянию и его последствиям. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ для того, чтобы признать лицо виновным в совершении административного правонарушения, необходимо доказать, что юридическое лицо или его должностные лица могли, но не приняли всех мер, необходимых для обеспечения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 2.2 "Формы вины" КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Федеральным антимонопольным органом по Омской области не в полной мере были исследованы нормы материального права в части закупки квартир для сотрудников УИС для служебного пользования, а именно: на основании письма УКСНЭР ФСИН России от 21.02.2020 № исх-20-11927 была направлена потребность в приобретении служебного жилья для сотрудников уголовно-исполнительной системы, где было указана общая площадь 260 кв. Данная площадь была получена в результате изучения рынка недвижимости квартир с годом постройки не ранее 2015 года, а также с новым косметическим ремонтом, новым сантехническим оборудованием, новой плитой и т.д. (т.е. жилое помещение не должно было требовать каких-либо вложений, затрат) в открытых источниках информации (интернет). В многоквартирных домах с годом постройки не ранее 2015 года, площадь квартир составляла не менее 41 кв. и выше. При расчете потребности жилых помещений для служебного пользования, исходили из потребности не менее 42 кв. Таким образом, УФСИН России по Омской области при определении НМЦК (расчете цены за 1 кв.) для каждой конкретной закупки руководствовался прежде всего приказом ФСИН России от 10.07.2020 № 471, чтобы приобрести не менее чем 260 кв. Расчет НМЦК производился на основании следующих нормативных документов, а именно: в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 № 460 «О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении для федеральных государственных нужд» предельная стоимость 1 кв. метра общей площади жилых помещений на 2020 год с учетом индекса-дефлятора по виду экономической деятельности «строительство» составляет 49 515,40 рублей. Согласно подпункта «в» пункта 1 указанного постановления, в случае если средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленная Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по субъекту РФ, на территории которого приобретается жилое помещение, ниже предельной стоимости, то приобретение жилых помещений осуществляется по средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленной по субъекту РФ. Расчёт НМЦК производился исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Омской области за 3-й квартал 2020 года (на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.06.2020 № 351/пр) и за 4-й квартал 2020 года (на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.09.2020 № 557/пр) установлена в размере 38 961,00 рубль. Таким образом, при расчете стоимости жилых помещений, планируемых к приобретению для служебного пользования сотрудникам УФСИН России по Омской области, необходимо было применять среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в размере 38 961 рубль. НМЦК рассчитывалось от количество кв. метров площади жилого помещения исходя из двух и более членов семьи, согласно потребности для служебного пользования сотрудникам УФСИН России по Омской области, а также с учетом требования приказа ФСИН России от 10.07.2020 № 471 определяющий закупку квадратных метров жилой площади не менее 260 кв. на доведенные лимиты в размере 10129,9 тыс. руб. Таким образом, УФСИН России по Омской области при определении количество кв. метров площади для каждой конкретной закупки руководствовался прежде всего приказом ФСИН России от 10.07.2020 № 471, чтобы приобрести не менее чем 260 кв.м. Правовые нормы Федерального закона РФ от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти» не ограничивают Заказчика в выборе минимальной площади при расчете потребности жилых помещений для служебного пользования. Обоснование НМЦК на закупку жилого помещения для служебного пользования рассчитана в соответствии с требованиями статей 19 и 22 ФЗ-44. В большинстве случаев, служебное жилое помещение предоставляется на состав семьи из 2-х, 3-х человек, т.е. в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 30.12.2012 № 283-ФЗ на семью из 2 человек положено - 42 кв.м, общей площади жилого помещения, на семью из 3 человек положено - по 18 кв.м, общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Кроме того, ст. 7 указанного закона допускается превышение размера общей площади жилых помещений, но не более чем на 9 кв.м. Но в связи с ограниченным финансированием и установлением максимальной (предельной) стоимости 1 кв.м, по Омской области в размере 38 961 рублей расчет количества квадратных метров для закупки квартир производился в критериях от 41 кв.м, до 45 кв.м. Кроме того, был учтен рынок недвижимости г. Омска, где 1-комнатные квартиры в новых жилых фондах в основном имеют квадратуру от 40 кв.м, до 50 кв.м. Год ввода в эксплуатацию жилого дома установлен не ранее 2015 года, так как жилой дом считается новым (всего 5 лет), он не требует капитального и текущего ремонтов, на поддержании квартир в этих домах в надлежащем состоянии не требуется дополнительных финансовых вложений. Чем год постройки жилого дома раньше (старее), тем больше амортизация жилищного фонда, тем больше процент физического износа. Таким образом, такой жилой фонд может быть признан аварийным, ветхим. Требование по общей площади квартиры не менее 43 в.м. и не более 45 кв.м, было установлено в связи с тем, что квартира предназначалась для распределения семье из 2-х человек. Месторасположение квартиры определялось исходя из того, что на территории Кировского административного округа г. Омска расположены ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области, один из самых больших филиалов ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области, ФКУЗ МСЧ-55 ФСИН России, сотрудники которых могли бы быть заселены в приобретенные квартиры. А также в связи с тем, что в данном округе расположено много новых жилых комплексов, активно развивается инфраструктура. Нормы федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не запрещают закупку однокомнатных квартир исходя из потребности и лимитов финансирования Заказчика для использованиях их в качестве служебного жилья на период службы сотрудников УИС. В объекты в недвижимости до 45 кв. разрешается заселить от 1 (одного) и более членов семьи сотрудника УИС. В квартиры площадью более 45 кв. это двух и трех комнатные квартиры разрешается заселение семьи составом от трех и более человек. Таким образом, закупка квартир с большой площадью была бы не эффективным расходованием бюджетных средств, поскольку потребность в однокомнатных квартирах для служебного пользования выше, чем служебное жилье состоящие из двух и более комнат площадью более 45 кв.м. Считает проведение электронных аукционов на закупку жилого помещения для служебного пользования (извещение №, 0№, 0№, 0№, 0№, 0№, 0№) не нарушает положения норм Федерального закона № 283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и не противоречит требованиям ст. 12, пункта 1 части 1 ст. 33, пункта 1 части 1 ст. 64 Федерального закона о контрактной системе. На основании изложенного просил в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ отменить постановление УФАС по Омской области по делу об административном правонарушении № 055/04/7.30-816/2021, вынесенное 23.08.2021 года в части касающейся нарушения выявленных при закупке УФСИН России по Омской области жилых помещений.
ФИО1 будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании участия не принимал.
Защитник ФИО1 - Заргарян О.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила изменить постановление по изложенным в жалобе основаниям.
Представитель УФАС по Омской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании участия не принимал. При этом представлен отзыв заместителя руководителя управления ФИО2 в котором указывается, об отсутствии оснований для отмены постановления Омского УФАС России № 055/04/7.30-816/2021.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Указанный принцип получил особое развитие в законодательстве, связанном с обеспечением государственных и муниципальных нужд.
В статье 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 2 Федерального закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно ст. 6 Закона контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8).
Согласно ст. 12 Закона государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14).
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 4 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (ч. 8 ст. 34).
Согласно ч. 27 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу п. 10 ч. 42 Закона заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 5 статьи 63 Закона установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона; дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день; размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе; требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В силу ч. 9 ст. 83.2 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протокола. При осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме контракт может быть заключен не ранее срока, предусмотренного пунктом 4 части 13 статьи 82.1 настоящего Федерального закона.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 107).
Отношения, связанные с вопросом обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и уволенных со службы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч.ч. 1, 3, 5, 6 ст. 7 Закона, норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет:
1) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека;
2) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;
3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров имеют:
1) сотрудники, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы, таможенной службы) и выше, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, которым эти специальные звания присвоены на день увольнения со службы в учреждениях и органах;
2) сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, имеющие на день увольнения со службы в учреждениях и органах ученые степени или ученые звания.
При наличии у сотрудника права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома размер общей площади жилых помещений, предоставляемых лицам, указанным в части 1 статьи 5 и части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, может превышать размер общей площади жилых помещений, установленный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, но не более чем на 9 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 (далее Правила).
Пунктами 3 и 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил): а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей; б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно); д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно); е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно); ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно); з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно); и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Постановлением № 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Постановления установлено, что: для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него; для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень № 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 2 и не включенные в него.
Анализ положений Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяет согласиться с выводами, изложенными в постановлении должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области о наличии в действиях руководителя контрактной службы УФСИН России по Омской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещены извещения:
- №, документация об аукционе в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 1 624 673, 70 рублей на услугу по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков, утвержденные начальником УФСИН России по Омской области ФИО3 Размещенная документация об электронном аукционе не соответствовала требованиям Федерального закона № 44-ФЗ. Так в приложении № 1 к аукционной документации «объект закупки, требование к объекту закупки, условия исполнения контракта» в пункте 4 общая площадь квартиры указана не менее 41 кв. м. и не более 42 кв. м.;
- №, документация об аукционе в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 1 632 465, 90 рублей на услугу по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков. Размещенная документация об электронном аукционе не соответствовала требованиям Федерального закона № 44-ФЗ. Так в приложении № к аукционной документации «объект закупки, требование к объекту закупки, условия исполнения контракта» в пункте 4 общая площадь квартиры указана не менее 41 кв. м. и не более 42 кв. м.;
- №, документация об аукционе в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 1 710 387, 90 рублей на услугу по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков. Размещенная документация об электронном аукционе не соответствовала требованиям Федерального закона № 44-ФЗ. Так в приложении № к аукционной документации «объект закупки, требование к объекту закупки, условия исполнения контракта» в пункте 4 общая площадь квартиры указана не менее 43 кв. м. и не более 45 кв. м.;
- №, документация об аукционе в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 1 714 282, 00 рублей на услугу по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков. Размещенная документация об электронном аукционе не соответствовала требованиям Федерального закона № 44-ФЗ. Так в приложении № к аукционной документации «объект закупки, требование к объекту закупки, условия исполнения контракта» в пункте 4 общая площадь квартиры указана не менее 43 кв. м. и не более 45 кв. м.;
- №, документация об аукционе в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 1 718 180, 10 рублей на услугу по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков. Размещенная документация об электронном аукционе не соответствовала требованиям Федерального закона № 44-ФЗ. Так в приложении № к аукционной документации «объект закупки, требование к объекту закупки, условия исполнения контракта» в пункте 4 общая площадь квартиры указана не менее 43 кв. м. и не более 45 кв. м.;
- №, документация об аукционе в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 1 729 908, 40 рублей на услугу по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков. Размещенная документация об электронном аукционе не соответствовала требованиям Федерального закона № 44-ФЗ. Так в приложении № к аукционной документации «объект закупки, требование к объекту закупки, условия исполнения контракта» в пункте 4 общая площадь квартиры указана не менее 43 кв. м. и не более 45 кв. м.;
- №, документация об аукционе в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 1 729 908, 40 рублей на услугу по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков. Размещенная документация об электронном аукционе не соответствовала требованиям Федерального закона № 44-ФЗ. Так в приложении № к аукционной документации «объект закупки, требование к объекту закупки, условия исполнения контракта» в пункте 4 общая площадь квартиры указана не менее 44,41 кв. м.
Таким образом, установлено нарушение ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- в п. 4.1 Приложениях № к аукционной документации «проект контракта» извещений о проведении электронного аукциона №№, 0№, 0№, 0№, 0№, 0№ установлено, что передача квартиры производится по акту приема-передачи (приложение № к настоящему контракту) в течение 10 дней после подведения результатов электронной процедуры. Таким образом, установлено нарушение части 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ;
- №, документация об аукционе в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 1 867 003, 00 рублей на услугу по информационному сопровождению установленных у заказчика экземпляров систем «Консультант плюс». Размещенная документация об электронном аукционе не соответствовала требованиям ч. 27 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ. Так в приложении № к аукционной документации только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций «проект контракта» в пункте 4.9 срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом;
- №, документация об аукционе в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 300 000, 00 рублей на оказание информационных услуг с использованием экземпляров систем «Консультант плюс». Размещенная документация об электронном аукционе не соответствовала требованиям ч. 27 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ. Так в приложении № к аукционной документации только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций «проект контракта» в пункте 4.9 срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом;
- №, документация об аукционе в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 36 000, 00 рублей на услугу по информационному сопровождению установленных у заказчика экземпляров систем «Консультант плюс» и по сопровождению компьютерных систем. Размещенная документация об электронном аукционе не соответствовала требованиям ч. 27 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ. Так в приложении № к аукционной документации только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций «проект контракта» в пункте 4.9 срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом;
- №, документация об аукционе в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 499 826, 82, 00 рублей на товар бумага офисная формата А4. Размещенная документация об электронном аукционе не соответствовала требованиям Федерального закона № 44-ФЗ. Так в приложении № к аукционной документации только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций «проект контракта» в пункте 7.15 срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, определен в размере 30 дней с даты исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта, тем самым нарушен ч. 27 ст. 34 № 44-ФЗ. Кроме того, в 6.4 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом (Договором), Поставщик уплачивает Заказчику штраф. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяется в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № (далее - Правила) и равен 10% цены Контракта (размер штрафа может составлять не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.), тем самым нарушен ч. 4, 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и п.п. 3, 4 Правил №.
Как следует из извещения № на поставку медицинского оборудования объектом закупки являются оборудование холодильное прочее, код позиции 25.25.13.119 и электрокардиограф, код позиции 26.60.12.111-00000020. Из приложения № к аукционной документации следует, что наименованием товара является холодильник для хранения медицинских отходов, соответственно код позиции должен быть 28.25.13.116, что также следует из пояснений ФИО1 Согласно Постановлению Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № и не включенные в него. Указанное медицинское оборудование с кодом 28.25.13.116 на момент совершения правонарушения не входило в перечень №.
Указанные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок допущены заместителем начальника УФСИН России по Омской области ФИО1, который, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ, является руководителем контрактной службы, в силу занимаемой должности, утверждал размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок документацию об аукционах, что также следует и из пояснений защитника и применительно к положениям ст. 2.4 КоАП РФ является должностным лицом.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно, протоколом об административном правонарушении №.30-816/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, извещениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, с приложениями документаций об аукционе в электронной форме.
Обстоятельств, исключающих возможность привлечения ФИО1 к административной ответственности не установлено.
Доводы жалобы о том, что нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не ограничивают заказчика в выборе минимальной площади при расчете потребности жилых помещений для служебного пользования основаны на неверном толковании законодательства по отношению к установленным по делу обстоятельствам.
Вопреки доводам жалобы, из представленных материалов следует, что заказчиком при описании объекта закупки (квартир) по вышеуказанным извещениям были допущены нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона о контрактной системе.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнений в законности обжалуемого постановления жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, безусловно влекущих отмену постановления должностного лица УФАС по Омской области, в ходе производства по данному делу допущено не было.
Оценивая правомерность назначенного наказания за совершенное правонарушение с учетом установленных в процессе рассмотрения жалобы обстоятельств, суд отмечает что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ по делу не усматривается.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом, административное наказание назначено ФИО1 с применением ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, административный штраф в размере 3000 рублей заменен на предупреждение.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 29.10, ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, суд, -
р е ш и л:
Постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.
Постановление не вступило в законную силу