ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-343/2021 от 29.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

12-343/2021

56MS0047-01-2020-006330-54

Р Е Ш Е Н И Е

29 марта 2021 года г. Оренбург

Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга О.К.Месяц

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием: помощника прокурора города Оренбурга Семеновой О.С.,

защитника лица привлекаемого к административной ответственности – Кириной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу протест прокурора города Оренбурга на постановление мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Оренбурга от 22 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.1 КоАП РФ в отношении Великородовой Татьяны Борисовны,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Оренбурга от 22 января 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.1 КоАП РФ в отношении Великородовой Т.Б. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурор города Оренбурга, выражая несогласие с принятым по делу постановлением, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании помощник прокурора города Оренбурга - Семенова О.С. доводы протеста поддержала в полном объёме.

В судебное заседание, лицо привлекаемое к административной ответственности Великородова Т.Б. не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила о его рассмотрении в её отсутствие. Её представитель, действующая на основании доверенности Кирина С.А. возражала против удовлетворения протеста прокурора, полагая постановление законным и обоснованным.

Суд, руководствуясь ч.2 ст.25.1 КоАП РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие не явившихся лиц.

Рассмотрев представленный протест, выслушав доводы явившихся участников, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении протеста по следующим основаниям.

В силу требований ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Статья 19.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.9.1 «Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства» КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие /бездействие/ физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из диспозиции ст. 19.1 КоАП РФ административная ответственность по указанной статье наступает за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный порядок управления.

Под установленным порядком управления следует понимать определенную законодательно или на уровне локальных нормативно-правовых актов четко регламентированную процедуру осуществления процесса планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для формулирования и достижения цели деятельности конкретной управленческой организации или структурной единицы.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения заключается в осуществлении виновным лицом своих прав без согласия на то. Кроме того, объективная сторона административного правонарушения в виде самоуправства выражена в целенаправленном действии, то есть лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обладая должностными полномочиями, осуществляет свое право.

При привлечении к административной ответственности по статье 19.1 КоАП РФ необходимо в числе иных обстоятельств выяснять, имеется ли в действиях лица противоправное виновное поведение, а также установлен ли факт самовольного осуществления таким лицом своего предполагаемого права.

Согласно материалам дела прокуратурой г.Оренбурга на основании решения прокурора города проведена проверка в деятельности администрации г.Оренбурга требований закона при реализации национальных и региональных проектов при приобретении в муниципальную собственность объекта образования. Установлено, что 25.02.2020 года между министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области и администрацией г. Оренбурга заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету (далее - Соглашение). В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения его предметом является предоставление из бюджета Оренбургской области в 2020-2022 годах бюджету г. Оренбурга субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Предоставление Субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства муниципальной собственности и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия.

К Соглашению 27.08.2020 министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области и администрацией города Оренбурга заключено дополнительное соглашение (далее - Дополнительное соглашение). Приложением № 1 к дополнительному соглашению от 27.08.2020 № ... утвержден перечень объектов строительства и (или) объектов недвижимого имущества, в целях софинансирования которых предоставлена Субсидия (далее - Перечень). Перечень включает, в том числе приобретение нежилого отдельно стоящего здания, помещения в целях реализации мероприятий по созданию мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в 14Б микрорайоне СВЖР г. Оренбурга.

Согласно положениям п. 2 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции в объекту муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляется в порядке, установленном местной администрацией.

Постановлением администрации г. Оренбурга от 01.12.2014 № 2888-п (в редакции) утвержден порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты собственности муниципального образования «город Оренбург» (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2.6 Порядка решение о реализации бюджетных инвестиций утверждается правовым актом администрации города Оренбурга.

23.10.2020 администрацией г.Оренбурга издано постановление № ... «Об осуществлении в 2020 году бюджетных инвестиций в приобретение в собственность муниципального образования «город Оренбург» нежилого объекта недвижимости для размещения муниципальной образовательной организации», подписанное заместителем Главы города Оренбурга по правовым вопросам Великородовой Т.Б.

...

Согласно приложению к постановлению администрации г. Оренбурга от 23.10.2020 № ...п бюджетные инвестиции осуществлены в приобретение в 2020 году нежилого отдельно стоящего здания, введенного в эксплуатацию с инженерными и инфраструктурными сетями, оснащенное необходимым оборудованием, средствами обучения и воспитания, расположенное в 14Б микрорайоне СВЖР г. Оренбурга по адресу: ул. Липовая, д. 22. Главным распорядителем заказчика определен комитет по управлению имуществом. Стоимость приобретения объекта недвижимости - ...

Вместе с тем оборудование, средства обучения и воспитания являются отделимым имуществом, не выступают строительными элементами либо конструктивными механизмами здания, принятие решения об их закупке у единственного поставщика без конкурентных способов противоречит нормам закона, при наличии сформированного товарного рынка, возможности поставки вышеназванного оборудования, оказания услуг по их монтажу, заказчиком принято решение о поставке малых форм архитектуры, оборудования, средств обучения и воспитания в структуре имущественного комплекса здания детского сада, а не в рамках отдельных аукционных процедур, в результате чего ограничены конкуренция, права субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих коммерческую деятельность по поставке, монтажу вышеназванного оборудования.

Соглашением от 25.02.2020 №... и дополнительным соглашением к нему от 27.08.2020 № ... заключенных между министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Оренбургской области и администрации города Оренбурга, субсидии предоставлялись на создание мест для детей в образовательной организации, положений о приобретении перечисленного в Техническом задании и Перечне оборудования, средств обучения и воспитания имущества путем приобретения у единственного поставщика на основании п.31 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в соглашении не содержится, решение о закупке малых форм архитектуры, оборудования, средств обучения и воспитания в структуре имущественного комплекса здания детского сада у единственного поставщика принято заместителем Главы г. Оренбурга по правовым вопросам Великородовой Т.Б. при подписании постановления администрации г. Оренбурга от 23.10.2020 № ... в нарушение требований закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу ч. 1 ст. 1 Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) данный закон регулирует отношения, направленные на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд при заключении и исполнении контрактов.

Случаи закупки у единственного поставщика предусмотрены статьей 93 Закона о контрактной системе. На основании п. 31 ч. 1 ст.93 вышеназванного федерального закона допускается заключение с единственным поставщиком контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения муниципальных нужд нежилого здания определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном местной администрацией.

В иных случаях применяются конкурентные способы закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (ч.1 ст. 24 Закона о контрактной системе).

Заказчик выбирает способ определения поставщика в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч.5 ст. 24 Закона о контрактной системе).

Довод протеста о том, что подписание заместителем главы города Оренбурга по правовым вопросам Великиродовой Т.Б. постановления администрации города от 23.10.2020 года № ... свидетельствует о совершении действий, противоречащих федеральному законодательству, суд полагает не состоятельным в силу следующего.

Согласно представленному в материалы дела протоколу № 1 от 19.10.2020 года заседания рабочей группы по приобретению в собственность МО «г.Оренбург» нежилых объектов недвижимости для размещения муниципальных образовательных учреждений, созданной постановлением администрации г. Оренбурга от 16.10.2020 года № ... при принятии решения об осуществлении бюджетных инвестиций в приобретение вышеуказанного здания, предшествовало заседание с участием заинтересованных структурных подразделений администрации г. Оренбурга, на котором обсуждались вопросы правомерности его приобретения, согласования результатов оценки бюджетной и социальной эффективности закупки, были выбраны источники для определения цены муниципального контракта, согласование метода определения и размера цены муниципального контракта, согласование способа определения поставщика. По всем поставленным вопросам заслушивались доклады, обсуждалось и принималось отдельное решение путем голосования. Так, приобретение здания было признано правомерным и соответствующим действующему законодательству и уже после этого было принято постановление от 23.10.2020 года № ...

Как следует из распоряжения № ... от 02.03.2020 года Великородова Т.Б. с 02.03.2020 года была назначена на должность заместителя Главы г. Оренбурга по правовым вопросам на срок исполнения полномочий Главы г. Оренбурга.

Распоряжением от 19.01.2020 года № ...к на Великородову Т.Б. были временно возложены исполнение полномочий Главы г. Оренбурга 23.10.2020 года.

В указанный период, а именно 23.10.2020 года, Великородовой Т.Б. было подписано постановление № ... «Об осуществлении в 2020 году бюджетных инвестиций в приобретение в собственность муниципального образования «город Оренбург» нежилого объекта недвижимости для размещения муниципальной образовательной организации».

Таким образом, Великородовой Т.Б. указанное постановление подписывалось в период, когда на нее такие права и обязанности были возложены.

Кроме того, материалами дела не подтверждается факт причинения какого-либо вреда действиями Великородовой Т.Б. Так, результатом исполнения подписанного ей постановления от 23.10.2020 года стало приобретение нежилого отдельно стоящего здания, введенного в эксплуатацию с инженерными и инфраструктурными сетями, оснащенное необходимым оборудованием, средствами обучения и воспитания, расположенного в 14 Б микрорайоне СВЖР ...

Таким образом, учитывая, что в материалах дела отсутствует достаточная совокупность достоверных, допустимых и относимых доказательств в виновности Великородовой Т.Б., мировой судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в отношении Великородовой Т.Б., и прекращению производства по делу.

Таким образом, поскольку мировой судья правомерно установил все существенные по делу обстоятельства, применил нормы закона, предусмотренные санкцией ч.1 ст.19.1 КоАП РФ, в связи с чем, суд считает протест прокурора города не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г.Оренбурга от 22 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.1 КоАП РФ в отношении Великородовой Татьяны Борисовны - оставить без изменения, протест прокурора города Оренбурга - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст.ст.30.12-30.19 КоАП РФ путем обращения с жалобой в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: подпись О.К.Месяц