ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-343/2022 от 16.05.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

«16» мая 2022 года

Судья Октябрьского районного суда ФИО5,

при секретаре ФИО1,

с участием:

представителя ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» об оспаривании решения (постановления) о привлечении к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» обратился в суд с заявлением об оспаривании решения (постановления) Южного межрегионального управления Росприроднадзора о привлечении к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Постановлением по делу об административном правонарушении -П-З от 18 июня 2021 года, старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 признал юридическое лицо - ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

Согласно Постановлению -П-З от ДД.ММ.ГГГГ проверкой было установлено, что ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» не обеспечило исполнение обязанности по внесению авансовых квартальных платежей за 2020 год по объекту НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) -П, расположенного по адресу: 353292, Россия,, что является нарушением требований ст. 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

За совершение указанного правонарушение ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением администрацией санатория было подано возражение на постановление об административном правонарушении -П-З от ДД.ММ.ГГГГ в Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (заявление от ДД.ММ.ГГГГ).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было оставлено без удовлетворения, постановление -П-З от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в виде штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей оставлено без изменения.

С данным административным наказанием ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» не согласно по следующим основаниям.

Заявление о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС было подано санаторием в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора (вх. от ДД.ММ.ГГГГ). В свою очередь, Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора был подписан акт сверки расчетов сумм платы за НВОС. После получения подписанного Управлением акта сверки расчетов сумм платы за НВОС, санаторий обратился в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора для получения информации о дальнейших действиях по вопросу зачета излишне уплаченных сумм платы за НВОС. На момент обращения был получен устный ответ о том, что информация по излишне уплаченным суммам будет вноситься в разделы декларации о внесении авансовых платежей. Таким образом, ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» не было проинформировано о необходимости подачи заявлений о зачете сумм излишне уплаченной платы.

В связи со сложившимися обстоятельствами заявитель просит суд признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении -П-З от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании виновным и привлечении ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

В судебном заседании представитель заявителя ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержал, просил суд при отсутствии оснований для отмены постановления, изменить его снизив административный штраф, применив ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ.

Представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании принципа платности природопользования.

Согласно ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);

- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Указанные положения закреплены также ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по Месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов хмалого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» определены правила, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником формирования неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрируемым Росприроднадзором в рамках осуществления бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно Положению о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденном Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При изучении материалов дела, установлено следующее ЗАО «Санаторий «Горячий ключ»» обеспечено предоставление Декларации о плате за негативное воздействие за 2020 год в адрес Южного межрегионального управления Росприроднадзора.

В строках 160 декларации о плате за негативное воздействие «Сумма платы, зачтенная в предыдущем отчетном периоде в счет будущего отчетного периода, всего (160=161+162+163+164+165)» указаны значения показаний 60 000,00 и 22 279,79.

Ранее в адрес Южного межрегионального управления Росприроднадзора от ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» поступило заявление «о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) на сумму 87 420,35 руб.

На основании данного заявления Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора осуществлен акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому сальдо на конец сверяемого периода составило 82 531,92 руб.

Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора в адрес ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ «о проведении сверки по плате НВОС» согласно которому в рамках проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду установлено, что сумма платы для возврата и/или зачета составляет 82 531,92 руб.

Согласно п. 5 Приложения к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду» зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы (рекомендуемый образец заявления приведен в приложении 2 к настоящему Порядку) в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.

На основании п. 6 Приложения к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду» заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора.

К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.

Рекомендуемый образец акта сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду приведен в приложении 3 к настоящему Порядку.

Однако заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в адрес Южного межрегионального управления Росприроднадзора ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» не предоставляло.

ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» не исполнена обязанность по внесению Квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, а именно:

- 1 квартальный авансовый платеж должен быть внесен до ДД.ММ.ГГГГ;

- 2 квартальный авансовый платеж должен быть внесен до ДД.ММ.ГГГГ;

- 3 квартальный авансовый платеж должен быть внесен до ДД.ММ.ГГГГ. Квартальные авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2020 года ЗАО

«Санаторий «Горячий Ключ» в установленные сроки не внесены.

Так проверкой установлено, что ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» не обеспечено исполнение обязанности по внесению авансовых квартальных платежей за 2020 год по объекту НВОС -П, расположенного по адресу: 353292,д, что является нарушением требований ст. 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Вышеуказанное послужило обстоятельством для вынесения ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 постановления -П-3 по делу об административном правонарушении, которым юридическое лицо - ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере: 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» не согласившись с вынесенным постановлением обратилось с жалобой в порядке гл. 30 КоАП РФ.

Решением заместителя руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ-П-3/2, о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении -П-3, постановление оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Согласно статьи 8.41 КоАП РФ, Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

С учетом доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, судом достоверно установлено, что ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» не обеспечило исполнение обязанности по внесению авансовых квартальных платежей за 2020 год по объекту НВОС -П, что является нарушением требований ст. 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В действиях сотрудников Южного межрегионального управления Росприроднадзора, нарушений действующего законодательства не выявлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, для удовлетворения жалобы ЗАО «Сонаторий «Горячий Ключ», на решение (постановление) Южного межрегионального управления Росприроднадзора, о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, 3.2. при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный штраф для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения юридического лица ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ», судья приходит к выводу, что данное деяние относится к категории нарушений требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в данном случае не имеется исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для применения части 3.2 ст. 4.1КоАП РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, для удовлетворения жалобы ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» об изменении постановления Южного межрегионального управления Росприроднадзора -П-3 от ДД.ММ.ГГГГ, в части наказания.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» об оспаривании решения (постановления) о привлечении к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без удовлетворения.

Постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении -П-3, в отношении АО «Санаторий «Горячий Ключ» - оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано ввой суд через Октябрьский районный суд в течение десяти дней.

Судья -