ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-343/2022 от 26.05.2022 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

КОПИЯ

Дело

УИД 41RS0-74

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский,

<адрес>

РЕШЕНИЕ

«26» мая 2022 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Образцова Ольга Юрьевна, при секретаре Драпчук Д.А., рассмотрев жалобу министра туризма Камчатского края ФИО1 на постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю от 18 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Министерства туризма Камчатского края,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Министерство туризма Камчатского края (далее – Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлением, министр туризма Камчатского края ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить. Полагает, что при составлении протокола об административном правонарушении не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, не получены объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, не устранена неполнота материалов дела. Анализируя понятие «искусственного воспроизведения водных биологических ресурсов», указывает, что в 2020-2021 года Министерство не осуществляло указанную деятельность при этом в 2021 году на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ оплатило комплекс услуг Северо-Восточного филиала ФГБУ «Главрыбвод» по искусственному воспроизведению водных биологических ресурсов. Однако административным органом не установлено, на какую из сторон договора возложена обязанность по выпуску молоди. Завершение оказания услуг Северо-Восточного филиала ФГБУ «Главрыбвод» зафиксировано актом от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, несмотря на наличие акта от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого установлена вина Министерства, сам договор в материалах дела отсутствует, при составлении протокола об административном правонарушении не исследовался. Обращает внимание, что договоры от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ имеют единый предмет, однако Министерство по акту от ДД.ММ.ГГГГ год выступает в качестве исполнителя, а по акту от ДД.ММ.ГГГГ – в качестве заказчика, что свидетельствует о наличии правовой неопределённости. Заполнение формы -ОС возложено на большое количество субъектов. Поскольку искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается, в том числе, Северо-Восточным филиалом ФГБУ «Главрыбвод», обязанность по предоставлению указанной формы могла быть возложена на данное юридическое лицо на основании ст. 45 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ.

Министр туризма Камчатского края ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, при рассмотрении жалобы участия не принимал.

Защитник Грачев В.Ю. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Выслушав пояснения защитника Грачёва В.Ю., проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Правовое регулирование статистического учёта осуществляется Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 282-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 292-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее – Положение № 620).

На основании п. 3, 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Приказом Росстата от 17.09.2013 N 370 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по рыболовству федерального статистического наблюдения за искусственным воспроизводством водных биологических ресурсов" утверждена представленная Федеральным агентством по рыболовству годовая форма федерального статистического наблюдения N 5-ОС "Сведения об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов" (далее – Приказ № 370).

Из содержания указанной формы, приведённой в Приказе № 370 следует, что она предоставляется юридическими лицами, федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Росрыболовству, осуществляющими искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов – территориальному управлению Росрыболовства по установленному им адресу 01 февраля после отчётного периода.

Таким образом годовая форма федерального статистического наблюдения N 5-ОС "Сведения об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов" за отчётный период – 2021 год должна быть предоставлена в Территориальный орган Росрыболовства по Камчатскому краю не позднее 01 февраля 2022 года.

Согласно п. 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, приведённых в Приказе № 370 сведения об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов по форме N 5-ОС предоставляют, в том числе, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие искусственное воспроизводство водных биоресурсов в целях компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания.

Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления, основанием привлечения Министерства туризма Камчатского края к административной ответственности послужило то обстоятельство, что Министерство заключив 02 марта 2021 года с Северо-Восточным филиалом ФГБУ «Главрыбвод» договор оказания услуг по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания, а также подписав акт выпуска водных биологических ресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения от ДД.ММ.ГГГГ, представило форму федерального статистического наблюдения -ОС «Сведения об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов» за 2021 год в Территориальный орган Росрыболовства по Камчатскому краю ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока, установленного до 01 февраля 2022 года.

Министерству вменено нарушение требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 282-ФЗ, п.п. 3, 4 Положения № 620, допущенное по месту его нахождения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.

Вина Министерства туризма Камчатского края в совершении указанного административного правонарушения установлена на основании совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела и приведённых в обжалуемом постановлении: протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, статистической информацией по форме № 5-ОС, направленной ДД.ММ.ГГГГ, акта выпуска водных биологических ресурсов в водные объекты от ДД.ММ.ГГГГ, акта оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, договора оказания услуг -ВБР от ДД.ММ.ГГГГ, а также иных документов, имеющихся в материалах дела.

Вместе с тем обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Северо-Восточным филиалом ФГБУ «Главрыбвод» (исполнителем) и Министерством туризма Камчатского края (заказчиком) заключён договор оказания услуг -ВБР, по условиям которого исполнитель обязуется за плату по заданию заказчика оказать услуги по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов - молоди (сеголетков) кеты средней штучной навеской не менее 1,0 грамм в количестве 324 штук для их последующего выпуска в ручей Трезубец (бассейн реки Паратунка), в целях осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, возникшего в результате осуществления работ по проекту «Обустройство и эксплуатация визит-центра «Халактырский пляж», расположенного в водоохраной зоне Авачинского залива» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Окончание предоставления услуг по настоящему договору оформляется двусторонним актом сдачи-приёмки оказанных услуг, который подписывается полномочными представителями обеих сторон. Услуги считаются надлежащим образом оказанными заказчику на дату подписания обеими сторонами акта сдачи-приёмки оказанных услуг (п. 1.1, 3.1 договора) (л.д. 21-26).

Согласно акту сдачи-приёмки оказанных услуг от 22 июня 2021 года заказчик в лице Министерства принял, а исполнитель сдал оказанные услуги по выращиванию молоди (сеголетков) кеты средней штучной навеской не менее 1,0 грамма в количестве 324 штук для их последующего выпуска в ручей Трезубец (бассейн реки Паратунка) (л.д. 20).

Следует учесть, что в силу п. 3 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются, в том числе органами государственной власти.

Однако в силу п. 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, приведённых в Приказе № 370 сведения об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов по форме N 5-ОС предоставляют юридические лица, осуществляющие искусственное воспроизводство водных биоресурсов в целях компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы установлено, что искусственное воспроизводство водных биоресурсов в целях компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания, осуществлял Северо-Восточный филиал ФГБУ «Главрыбвод», выступающий в качестве исполнителя услуг по договору от 02 марта 2021 года, заключённому с Министерством туризма Камчатского края.

При этом Министерство туризма Камчатского края выступало в качестве заказчика данных услуг.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве туризма Камчатского края, утверждённого Постановлением Правительства Камчатского края от 18.12.2012 N 561-П (далее – Положение № 561-П) Министерство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, участвующим в проведении государственной политики, осуществляющим на территории Камчатского края выработку и реализацию региональной политики, нормативное правовое регулирование, предоставление государственных услуг, иные правоприменительные функции в соответствующей сфере деятельности.

В силу п. 6 Положения № 561-П Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю, иные счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, гербовую и иные печати, штампы и бланки со своим наименованием.

Таким образом Министерство туризма Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, к полномочиям которого не относится осуществление искусственного воспроизводства водных биоресурсов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу буквального толкования положений, содержащихся в п. 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, приведённых в Приказе № 370 обязанность подавать сведения об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов по форме N 5-ОС возложена на юридических лиц, непосредственно осуществляющих данную деятельность, в то время, как Министерство туризма Камчатского края к числу таковых не относится, прихожу к выводу, что Министерство не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.

Ссылки в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении на акт выпуска водных биологических ресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения от 06 мая 2021 года не обоснованы, поскольку договор от 15 сентября 2020 года , на который имеется ссылка в указанном акте, суду не представлен, что свидетельствует о неполноте материалов дела. Таким образом доводы жалобы в указанной части заслуживают внимания.

Кроме того, ссылаясь в оспариваемом постановлении на предоставление Министерством формы федерального статистического наблюдения № 5-ОС за 2021 год за пределами установленного срока, должностное лицо административного органа вменило Министерству при квалификации его действий совершение деяния, выразившегося в предоставлении недостоверных первичных статистических данных, что свидетельствует о неправильной квалификации деяния.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Принимая во внимание, что Министерство туризма Камчатского края не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, нахожу постановление подлежащим отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу министра Туризма Камчатского края ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Министерства туризма Камчатского края, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.Ю. Образцова