ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3446/19 от 15.10.2019 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-3446/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

15 октября 2019 года г. Тверь

Судья Центрального районного суда г. Твери Пержукова Л.В., рассмотрев жалобу Орлова А.В. на постановление начальника подразделения УФСБ России по Тверской области полковника Салата В.В. от 19.08.2019 № 3/57-19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя Председателя Правительства Тверской области – руководителя аппарата Правительства Тверской области Орлова А.В., с участием защитника Травкиной О.Н.,

установил:

постановлением начальника подразделения УФСБ России по Тверской области полковника Салата В.В. от 19.08.2019 № 3/57-19 заместитель Председателя Правительства Тверской области – руководитель аппарата Правительства Тверской области Орлов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

26.08.2019, то есть с соблюдением срока, установленного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, Орлов А.В. подал в Центральный районный суд г.Твери жалобу на данное постановление, в которой просит оспариваемое постановление отменить и производство по делу прекратить, полагая, что событие вмененного ему административного правонарушения отсутствует.

В обоснование жалобы со ссылками на положения ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст. 2, 25 Закона РФ от 21.07.1998 № 8485-1 «О государственной тайне», Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 № 63, Орлов А.В. указывал, что во исполнение данных норм права в приказ о назначении ФИО1 на должность государственной гражданской службы Тверской области от 20.06.2019 № 139-к был включен пункт 2, согласно которому до момента получения ФИО1 допуска к государственной тайне было исключено исполнение ею должностных обязанностей, связанных с работой со сведениями, составляющими государственную тайну. Административный орган не установил объем и характер возложенных на ФИО1 обязанностей, не проверил, повлекло ли за собой исполнение данных обязанностей право ФИО1 на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. До момента оформления ФИО1 допуска к государственной тайне по третьей форме она была отстранена от исполнения должностных обязанностей, связанных с допуском к государственной тайне, что обеспечило в полном объеме защиту информации от неправомерного доступа и соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа. Таким образом, негативных последствий, связанных с назначением ФИО1, до момента оформления ей соответствующей формы допуска к государственной тайне не возникло, а выводы административного органа о наличии в действиях заместителя Председателя Правительства Тверской области – руководителя аппарата Правительства Тверской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, преждевременны.

Заместитель Председателя Правительства Тверской области – руководитель аппарата Правительства Тверской области не возглавляет Правительство Тверской области, исполняет полномочия, делегированные Губернатором Тверской области в Положении об аппарате Правительства Тверской области, утвержденном постановлением Губернатора Тверской области от 09.11.2011 № 63-пг, в том числе осуществляет функции представителя нанимателя для государственных гражданских служащих Тверской области аппарата Правительства (за исключением лиц, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Губернатором Тверской области), функции представителя работодателя для иных сотрудников аппарата Правительства, замещающих должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Тверской области. Таким образом, данное должностное лицо не может являться субъектом административной ответственности по ч.7 ст.13.12 КоАП РФ.

Кроме того, имелись основания для признания настоящего правонарушения малозначительным в силу ст.2.9 КоАП РФ, поскольку, как указывалось выше, каких-либо негативных последствий, связанных с назначением ФИО1 до момента оформления ей соответствующей формы допуска к государственной тайне, не наступило.

В судебное заседание заместитель Председателя Правительства Тверской области – руководителя аппарата Правительства Тверской области Орлов А.В. не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом.

Его защитник Травкина О.Н. доводы жалобы поддержала, настаивала на прекращении производства по данному делу и объявлении Орлову А.В. устного замечания в связи с тем, что фактически до 08.08.2019 ФИО1 не была допущена к сведениям, составляющим государственную тайну, занималась организационной деятельностью, связанной с проведением различных мероприятий, встреч, оповещениями, работала с документами, не содержащими сведений, составляющих государственную тайну.

Исследовав материалы дела, заслушав защитника, судья пришел к следующим выводам.

В силу ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьей 16 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне (часть 3 статьи 9).

В статье 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1998 N 8485-1 "О государственной тайне" установлено, что система защиты государственной тайны состоит из совокупности органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

В названной норме также содержатся понятия допуска к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений, и доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В случаях неприменения средств защиты информации или непринятия правовых и организационных мер, направленных на защиту информации составляющей государственную тайну, ответственные лица несут административную ответственность по части 7 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 25 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Как следует из материалов дела, в рамках проведения УФСБ России по Тверской области оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что заместителем Председателя Правительства Тверской области – руководителем аппарата Правительства Тверской области Орловым А.В. допущено нарушение положений Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63. Так, приказом заместителя Председателя Правительства Тверской области – руководителя аппарата Правительства Тверской области Орлова А.В. от 20.06.2019 №139-к на должность, предусматривающую по действующей номенклатуре должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, допуск к секретным сведениям, назначена ФИО1 Допуск к государственной тайне ФИО1 по третьей форме оформлен 08.08.2019.

В соответствии с Положением об аппарате Правительства Тверской области, утвержденным Постановлением Губернатора Тверской области от 09.11.2011 №63-пг, заместитель Председателя Правительства Тверской области – руководитель аппарата Правительства Тверской области Орлов А.В. является должностным лицом государственной власти. Его работа связана со сведениями, составляющими государственную тайну, он руководит деятельностью аппарата Правительства Тверской области, издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников аппарата Правительства Тверской области, в том числе отвечает за организацию и создание условий по обеспечению режима секретности в Российской Федерации. В силу изложенного он нарушил нормы действующего законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны, а именно, Инструкции № 63.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 09.08.2019 старшим оперуполномоченным УФСБ России по Тверской области майором Скрипниковым М.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заместителя Председателя Правительства Тверской области – руководителя аппарата Правительства Тверской области Орлова А.В..

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, начальник подразделения УФСБ России по Тверской области полковник Салата В.В. пришел к выводу о том, что в действиях должностного лица Орлова А.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, и назначил ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Судья районного суда соглашается с выводами должностного лица и принятым им решением.

Согласно п.п. «ц» пункта 7 Положения об аппарате Правительства Тверской области, утвержденного Постановлением Губернатора Тверской области от 09.11.2011 № 63-пг, к одной из основных функций, выполняемых аппаратом Правительства, относится обеспечение соблюдения режима секретности и защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации.

Согласно пункту 16 Положения об аппарате Правительства Тверской области, утвержденного Постановлением Губернатора Тверской области от 09.11.2011 № 63-пг, руководитель аппарата Правительства возглавляет аппарат Правительства, организует его деятельность и несет ответственность за выполнение возложенных на аппарат Правительства функций (п.п. «а»); издает приказы и дает поручения по вопросам деятельности аппарата Правительства, обязательные для исполнения сотрудниками аппарата Правительства (п.п. «з»); осуществляет функции представителя нанимателя для государственных гражданских служащих Тверской области аппарата Правительства (за исключением лиц, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Губернатором Тверской области), функции представителя работодателя для иных сотрудников аппарата Правительства, замещающих должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Тверской области (п.п. «м»); решает вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы Тверской области в аппарате Правительства, в том числе связанные с проведением конкурсов, квалификационных экзаменов, аттестации, профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, стажировкой государственных гражданских служащих Тверской области аппарата Правительства, присвоением им классных чинов (п.п. «н»); организует работу по обеспечению и совершенствованию системы защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также иной охраняемой законом информации в аппарате Правительства (п.п. «п»).

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из изложенного следует, что заместитель Председателя Правительства Тверской области – руководитель аппарата Правительства Тверской области в силу возложенных на него полномочий может быть субъектом административной ответственности за непринятие правовых и организационных мер, направленных на защиту информации, составляющей государственную тайну.

Порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне определен Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63. Ее положения обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ, гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне. Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

В пункте 6 указанной Инструкции установлено общее условие к заключению трудовых договоров и служебных контрактов, а именно: если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

По смыслу указанной нормы наличие у гражданина допуска к государственной тайне является обязательным условием при назначении его на должность, которая по характеру выполняемых должностных обязанностей предусматривает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Из сообщения заместителя Председателя Правительства Тверской области – руководителя аппарата Правительства Тверской области Орлова А.В. от 02.08.2019 следует, что должность главного специалиста-эксперта отдела обеспечения деятельности Губернатора Тверской области управления секретариатом Губернатора Тверской области аппарата Правительства Тверской области, на которую приказом заместителя Председателя Правительства Тверской области – руководителя аппарата Правительства Тверской области Орлова А.В. от 20.06.2019 №139-к была назначена ФИО1, включена в номенклатуру должностей работников аппарата Правительства Тверской области, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, согласованную УФСБ России по Тверской области 10.01.2019, пункт 73.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Орлова А.В. в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела № 3/57-19 об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, сообщением заместителя Председателя Правительства Тверской области – руководителя аппарата Правительства Тверской области Орлова А.В. от 02.08.2019, копией приказа от 20.06.2019 № 139-к, протоколом опроса Орлова А.В.

Вывод должностного лица УФСБ России по Тверской области о виновности заместителя Председателя Правительства Тверской области – руководителя аппарата Правительства Тверской области Орлова А.В. в совершении указанного административного правонарушения мотивирован, собранные доказательства получили оценку в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств дела.

Доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и КоАП РФ, поскольку вышеприведенные положения нормативных правовых актов и установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что должностное лицо Орлов А.В. нарушил обязательные к исполнению требования о защите информации, составляющей государственную тайну, установленные Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Порядок, срок давности привлечения Орлова А.В. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

Наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ.

Оценивая доводы жалобы в части наличия оснований для признания настоящего правонарушения малозначительным в силу ст.2.9 КоАП РФ, судья находит их несостоятельными.

Согласно разъяснениям, данным в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая признаки объективной стороны данного административного правонарушения, цели законодательного регулирования порядка допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, характер совершенного административного правонарушения, оснований для признания совершенного должностным лицом Орловым А.В. административного правонарушения судья не усматривает.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения жалобы Орлова А.В. не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление начальника подразделения УФСБ России по Тверской области полковника Салата В.В. от 19.08.2019 № 3/57-19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя Председателя Правительства Тверской области – руководителя аппарата Правительства Тверской области Орлова А.В., оставить без изменения, жалобу Орлова А.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.В. Пержукова