Дело № 12-344/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
о привлечении к административной ответственности
2 декабря 2020 года ***
Судья Первомайского районного суда *** Кутушова Ю.В.,
рассмотрев жалобу директора ООО «ВИХРЬ» ФИО1 на постановление государственного инспектора Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по *** Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от ***№*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении
***
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по *** Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от ***№***-ЮЛ ООО «ВИХРЬ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с данным постановлением директором ООО «ВИХРЬ» ФИО1 подана жалоба на решение о привлечении к административной ответственности, в которой он просит указанное постановление отменить. В обоснование указал, что административным органом нарушен порядок привлечения юридического лица к административной ответственности.
Законный представитель заявителя полагает, что протокол об административном правонарушении в отношении Общества должен был быть составлен в день обнаружения правонарушения ***, непосредственно при проведении государственного контроля, однако в нарушение положений ст. 28.5 КоАП РФ протокол был составлен лишь ***. Кроме того, административным органом не соблюдены сроки направления уведомлений о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении. Представитель Общества был лишен права на ознакомление с материалами административного дела в установленные сроки, а также права на извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении. Также согласно резолютивной части оспариваемого постановления, его копия направлена юридическому лицу ООО «Оптиум», которое не является субъектом административного правонарушения, что, по мнению Общества, является причиной невручения почтовой корреспонденции лицу привлекаемому к административной ответственности, а именно ООО «ВИХРЬ», а как следствие утраты возможности воспользоваться своим правом в порядке ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ на уплату штрафа в размере 50% в течении 20 дней после вынесения постановления о привлечении к ответственности.
Указанные нарушения являются существенными, не могут быть устранены в ходе рассмотрения настоящей жалобы, обжалуемое постановление подлежит отмене.
ООО «ВИХРЬ» обратилось в Арбитражный суд *** с жалобой на постановление о назначении административного наказания ***, определением Арбитражного суда *** от *** дело №*** передано *** суд, в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
*** указанная жалоба и материалы дела поступили в Первомайский районный суд ***.
В связи с указанными обстоятельствами ООО «ВИХРЬ» пропустило десятидневный срок для обжалования постановления в суде общей юрисдикции, просит восстановить пропущенный срок обжалования, признав причины пропуска уважительными.
В судебное заседание представитель ООО «ВИХРЬ» не явился, неоднократно извещался надлежащим образом, уведомления возвратились в адрес отправителя с отметкой об истечении срока хранения в почтовом отделении.
Государственный инспектор Северного МУГАДН Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по *** Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.
Рассматривая ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы судья приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Вступившие в законную силу постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы и рассмотрены судом общей юрисдикции в установленном порядке, не могут пересматриваться в порядке судебного надзора.
Поэтому отказ в рассмотрении жалобы в соответствии с правилами статей 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях создает для лиц невозможность реализовать свое право проверить законность привлечения к административной ответственности в судебном порядке.
Таким образом, срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении подлежит восстановлению, ходатайство о восстановлении срока - удовлетворению.
Проверив и изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно п. 3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы не связан с ее доводами и проверяет законность вынесения постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее - Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.
Транспортное средство, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, не может допускаться к выполнению перевозок пассажиров и грузов без устранения выявленных несоответствий и повторного контроля технического состояния (п. 27 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Согласно п. 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Сведения о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля (п. 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
В соответствии с п. 7 Приказа Минтранса России от 08.08.2018 № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер).
Контролер должен соответствовать Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 (п.8).
В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения (п. 12).
Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении контроля и подписи контролера не допускается (п. 14).
В соответствии с п. 16.1 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» установлено, что дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Указанные нормативные акты содержат требование отразить в путевом листе факт проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства следующим образом: проставить в путевом листе отметку «Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен. Контролер» с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения, и заверить эти сведения подписью контролера.
Таким образом, требование ежедневного осуществления предрейсового контроля технического состояния транспортного средства является необходимым условием его эксплуатации при осуществлении перевозок пассажиров, багажа или грузов, невыполнение которого образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, *** в 14 часов 30 минут в *** на СПВК №***, расположенном на *** при проведении государственного контроля было проверено транспортное средство «ХИНО», государственный регистрационный знак ***, принадлежавшего ООО «ВИХРЬ», под управлением водителя ФИО3, осуществлявшего грузовую перевозку, установлено, что водителем совершено административное правонарушение выразившееся в несоответствии отметки о прохождении предрейсового технического осмотра (контроля) транспортного средства в путевом листе установленным требованиям, а именно в графе путевого листа «автомобиль технически исправен. выезд разрешен. контролер» отсутствует дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) фактического проведения технического осмотра (контроля).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения *** в отношении ООО «ВИХРЬ» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая ООО «ВИХРЬ» к ответственности за совершение указанного правонарушения, административный орган, применив к рассматриваемым правоотношениям приведенные нормы права, пришел к обоснованному выводу о том, что юридическое лицо ООО «ВИХРЬ» не организовало работу по обязательному выполнению требований действующих нормативно правовых актов Российской Федерации при грузовых перевозках.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину ООО «ВИХРЬ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Факт совершения ООО «ВИХРЬ» административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела: выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО «ВИХРЬ», где основным видом деятельности Общества указана – деятельность автомобильного грузового транспорта; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от *** № №*** в отношении ООО «ВИХРЬ»; протоколом об административном правонарушении от ***№***-ЮЛ; копией постановления по делу об административном правонарушении №*** от *** в отношении ФИО3; копией протокола об административном правонарушении №*** от *** в отношении ФИО3; копией договора аренды транспортного средства от ***; копией путевого листа №*** от ***, копией свидетельства о регистрации транспортного средства.
Приведенные доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и являются допустимыми, достоверными и достаточными для установления административным органом в действиях ООО «ВИХРЬ» состава инкриминируемого правонарушения.
ООО «ВИХРЬ» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Правильность выводов должностного лица о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных доказательств.
Субъект инкриминируемых административных правонарушений установлен должностным лицом верно.
Доводы заявителя о том, что в Общество не было извещено надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, нахожу необоснованными, как не нашедшие подтверждения в материалах дела.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения ООО «ВИХРЬ» является адрес: ***
*** государственным инспектором территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по *** Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 вынесено определение №*** о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в соответствии с которым законный представитель ООО «ВИХРЬ» был вызван для составления протокола об административном правонарушении в 10 час. 00 мин. *** в отдел автотранспортного и автодорожного надзора по *** по адресу: ***
Кроме того, юридическому лицу было направлено извещение от ***, в котором Общество было уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении на 10 час. 00 мин. *** и о рассмотрении дела об административном правонарушении на 10 час. 00 мин. ***.
Копии определений №*** года о возбуждении дела об административном правонарушении, №*** от *** об истребовании сведений, извещение от *** были направлены *** в адрес юридического лица, что подтверждается: сведениями с сайта Почта России с отслеживанием отправлений с почтовым идентификатором №***, в котором указано, что *** указанное почтовое отправление прибыло в место вручения, однако *** письмо возвращено отправителю, кроме того, материалы дела содержат возвращенное почтовое отправление с оттиском печати на конверте с пометкой «истечение срока хранения».
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ***№*** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Данные разъяснения применимы и при извещении должностным лицом о месте и времени составления протокола об административной ответственности и рассмотрения дела лица, привлекаемого к административной ответственности.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении должен был быть составлен в момент обнаружения административного правонарушения ***, также основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с положениями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Таким образом, протокол об административном правонарушении №***-ЮЛ от *** в отношении ООО «ВИХРЬ», составлен с соблюдением вышеприведенных процессуальных норм, и с учетом сроков, необходимых для извещения юридического лица.
В протокол об административном правонарушении №***-ЮЛ от ***, направлен в адрес Общества *** с сопроводительным письмом за №***.
Направление копии протокола юридическому лицу подтверждается: списком внутренних почтовых отправлений №*** (Партия 288) от *** с кассовым чеком, сведениями с сайта об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором №***, в котором указано, что *** указанное почтовое отправление прибыло в место вручения, однако *** письмо возвращено отправителю, кроме того, материалы дела содержат возвращенное почтовое отправление с оттиском печати на конверте с пометкой «истечение срока хранения».
Копия оспариваемого постановления от *** была направлена в адрес Общества с сопроводительным письмом от ***№***, по юридическому адресу: ***, что подтверждается списком почтовый отправлений №*** (Партия 293) от *** с кассовым чеком, сведениями с сайта об отслеживании с почтовым идентификатором №***, в котором указано, что *** указанное почтовое отправление прибыло в место вручения, однако *** письмо возвращено отправителю, за истечением срока хранения.
На основании изложенного, довод заявителя, о том, что Обществом не получено оспариваемое постановление ввиду технической опечатки в наименовании адресата в резолютивной части постановления от ***, также не заслуживает внимания, поскольку данная техническая опечатка не является существенной, кроме того, сопроводительное письмо от ***№*** и почтовый конверт содержат верное наименование адресата (директору ООО «ВИХРЬ» ФИО4 и его адрес).
Таким образом, административный орган верно пришел к выводу, что неполучение юридическим лицом почтовой корреспонденции, в связи с истечением срока хранения, свидетельствует об уклонении от получения корреспонденции и злоупотреблении своим правом с целью последующего избежания административной ответственности.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «ВИХРЬ» приняты все зависящие от него меры, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, административному органу не представлены.
ООО «ВИХРЬ», являясь самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим грузовые перевозки, должно было предпринять все зависящие от него меры для выполнения предусмотренных законом требований при перевозке груза, однако это не сделало, что свидетельствует о вине Общества в совершении инкриминируемого правонарушения.
Совокупность исследованных доказательств по делу об административном правонарушении судья находит достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Состав данного правонарушения установлен административным органом и подтвержден материалами дела.
При изложенных обстоятельствах нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления и решения, в ходе производства по делу не допущено, нормы права применены правильно.
Порядок и срок привлечения ООО «ВИХРЬ» к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Должностным лицом были созданы необходимые условия для реализации права ООО «ВИХРЬ» на защиту и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела.
Административные наказания назначено ООО «ВИХРЬ» в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих наказание для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу 3 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по *** Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от ***№*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении ООО «ВИХРЬ», оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья Ю.В. Кутушова