ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-344/2016 от 05.04.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-344/2016

Р Е Ш Е Н И Е

5 апреля 2016 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев протест заместителя прокурора Красногвардейского района Республики Крым советника юстиции Меренцова С.И. на постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2016 года по делу № 5-97/2016,

у с т а н о в и л :

Постановлением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2016 года по делу № 5-97/2016 производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя Красногвардейского сельского совета – главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с принятым постановлением, заместитель прокурора Красногвардейского района Республики Крым советник юстиции Меренцов С.И. подал протест, в котором просит указанное постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Прокурор свои доводы мотивирует тем, что постановление суда является необоснованным и незаконным, в связи с тем, что судом не в полной мере установлены факты, имеющие отношение к делу.

Так, прокурор указывает на то, что администрация Красногвардейского сельского поселения полностью отстранилась от выполнения своих обязанностей по охране объектов культурного наследия, меры, направленные на установление собственников объектов, постановки их на баланс, не приняты. Заместителем прокурора Красногвардейского района внесено представление председателю Красногвардейского сельского совета – главе администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО2 для рассмотрения на сессии совета, которое вопреки требованиям прокурора рассмотрено 01.12.2015 г. на общем собрании коллектива Администрации Красногвардейского района. Информация о результатах рассмотрения представления поступила в прокуратуру района 18.12.2015 г., при этом, как указывает заместитель прокурора, меры к устранению выявленных нарушений закона, не приняты.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в протесте доводы, заслушав старшего помощника прокурора Красногвардейского района Республики Крым Тимошицкую Е.Н., поддержавшую протест, ФИО2, возражавшего против доводов прокурора, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения протеста прокурора в связи со следующим.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ. Правонарушение может быть выражено как в активном действии, так и в бездействии граждан, должностных лиц, обязанных исполнять требования прокурора.

Объективную сторону правонарушения предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, образует нарушение (или невыполнение) физическим, юридическим или должностным лицом законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении, то есть подлежит оценке и законность таких требований.

Как усматривается из материалов дела, в результате проверки, проведенной в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательствав сфере охраны культурного наследия на территории Красногвардейского сельского совета, установлено, что на объектах культурного наследия, а именно, памятникеВ.И. ФИО3, памятнике Дзержинскому Ф.Э., памятном знаке в честь погибших воинов-односельчан в годы Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто», братской могиле советских воинов и мирных граждан, расстрелянных фашистамив 1941-1944 г.г., обелиске советскому солдату, памятном знаке «Память Чернобыля», памятном знаке «Депортированным немцам Крыма», памятном знаке «Воинам афганцам» отсутствуют информационные надписи и обозначения. Также на указанные объекты культурного наследия отсутствуют паспорта, которые соответствовали бы требованиям Российского законодательства.

Заместителем прокурора Красногвардейского района Республики Крым Меренцовым С.И. в адрес председателя Красногвардейского сельского совета – главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 внесено представление от 19.11.2015 г. об устранении нарушений Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Как указано в представлении, администрация Красногвардейского сельского поселения полностью устранилась от выполнения своих обязанностей по охране объектов культурного наследия. Несмотря на то, что объекты культурного наследия находятсяна территории Красногвардейского сельского совета, меры, направленные на установление их собственников, постановки на баланс, не приняты. Вследствие бездействия должностных лиц происходит постепенное разрушение памятников культурного наследия.

В представлении указывалось на необходимость безотлагательного рассмотрения представления с участием прокурора, принятие действенных мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, решение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности председателя Красногвардейского сельского совета – главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО2 за допущенные нарушения законодательства. О результатах принятых мер следовало сообщить в прокуратуру Красногвардейского района в письменной формев установленный законом месячный срок со дня внесения представления с приложением копий подтверждающих документов.

Заместителю прокурора Красногвардейского района Республики Крым советнику юстиции Меренцову С.И. председателем Красногвардейского сельского совета – главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО2 направлен ответ от 17.12.2015 г. В данном ответе указано о рассмотрении 01.12.2015 года на общем собрании коллектива администрации Красногвардейского сельского поселения (протокол № 7 от 01.12.2015 г.) с участием представителей прокуратуры Красногвардейского района, представления об устранении нарушений требований Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В ответе разъяснено, что на территории Красногвардейского сельского поселения расположено8 объектов культурного наследия: памятник В.И. ФИО3, памятник Дзержинскому Ф.Э., памятный знак в честь погибших воинов-односельчан в годы Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто», братская могила советских воинов и мирных граждан, расстрелянных фашистами в 1941-1944 г.г., обелиск советскому солдату, памятный знак «Память Чернобыля», памятный знак «Депортированным немцам Крыма», памятный знак «Воинам афганцам», а также 4 мемориальные доски. Все вышеуказанные объекты культурного наследия отремонтированы, находятся в хорошем эксплуатационном состоянии. Из бюджета Красногвардейского сельского поселения выделяются денежные средства для обслуживания и ремонта памятников культурного наследия. Объекты культурного наследия, расположенные на территории Красногвардейского сельского поселения, относятся к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, на которые не распространяются требования ст.19 Закона Республики Крым № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» и Инструкции, утвержденной приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 04.12.2014 № 56, регламентирующие порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения. Администрация Красногвардейского сельского поселения уведомлений от Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым о необходимости установки информационных надписей и обозначений не получала. Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым сообщено, что в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации включены 3 объекта культурного наследия, а именно: Братская могила советских воинов и мирных жителей (1941-1944 г.г.), Памятный знак в честь погибших воинов-односельчан в годы Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто», памятник Дзержинскому Ф.Э.На указанные объекты культурного наследия имеются паспорта, выданные в соответствии с законодательством Украины, которые подлежат обмену. В настоящее время Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым обмен украинских паспортов на российские паспорта памятников культурного наследия не производит. Проводится дальнейшая работа по устранению недостатков, а именно, по паспортизации объектов культурного наследия.

Собрание коллектива администрации Красногвардейского сельского поселения пришло к выводу, что прокуратура Красногвардейского района не правомочна требовать привлечения к дисциплинарной ответственности председателя Красногвардейского сельского совета – главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО2, в связи с чем вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО2 выносить для рассмотрения на сессию Красногвардейского сельского совета считает нецелесообразным.

Так, согласно ст.4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: 1) объекты культурного наследия федерального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия; 2) объекты культурного наследия регионального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; 3) объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В соответствии со ст.8 Закона Республики Крым «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» от 11.09.2014 № 68-ЗРК к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

В настоящее время вопрос об определении категории памятников культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения и включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируется ст.2 Федерального закона от 12.02.2015 № 9-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Согласно ст.2 данного Закона объекты культурного наследия, расположенныена территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, включенные в перечни (списки, реестры) объектов культурного наследия на день принятия Республики Крым в состав Российской Федерации ( в том числе выявленные объекты культурного наследия), до отнесения их в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи к объектам культурного наследия федерального значения, объектам культурного наследия регионального значения или объектам культурного наследия местного (муниципального) значения либо к выявленным объектам культурного наследия подлежат государственной охране в порядке, установленном Федеральным закономот 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для объектов культурного наследия регионального значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 12.02.2015 № 9-ФЗ объекты культурного наследия, указанные в части 2 настоящей статьи, не отнесенные в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, в течение одного года со дня истечения указанного срока должны быть отнесены к объектам культурного наследия регионального значения или объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, включенным в реестр,с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» либо к выявленным объектам культурного наследия решением соответственно органа государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, определенном законодательством Республики Крым и законодательством города федерального значения Севастополя (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – по согласованию с органами местного самоуправления). Для принятия решений об отнесении объектов к выявленным объектам культурного наследия, объектам культурного наследия регионального или объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, включенным в реестр, и о регистрации объектов культурного наследия регионального или объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестре не требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы, указанной в ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Охранные обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утверждаются только в отношении объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Пунктом 8 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что правовая сила ранее оформленных (заключенных) охранных документов: охранно-арендных договоров, охранных договоров, охранных обязательств, а также паспортов объекта культурного наследия (при их наличии) сохраняется до их приведенияв соответствие с требованиями статьи 47.6 Закона. Все обязательства собственников/пользователей объектов культурного наследия, акты технического состояния, планы ремонтно-реставрационных работ, имевшиеся на 22.01.2015 года, сохраняют свою юридическую обязательность в полном объеме.

На территории Красногвардейского сельского поселения согласно перечню объектов культурного наследия (по состоянию на 01.11.2015 г.), предоставленному Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым, находятся следующие объекты культурного наследия: Братская могила советских воинов и мирных жителей 1941-1944гг., Памятный знак в честь воинов-односельчан, дата событий 1941-1945гг., Памятник Дзержинскому Ф.Э. Указанные объекты культурного наследия Распоряжением председателя Красногвардейского сельского совета – главой администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО2 от 20.11.2015 г. № 214 приняты на баланс администрации Красногвардейского сельского поселения, определены их балансодержатели.

Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, из представленных материалов следует, что требования Федерального закона «О прокуратуре РФ» относительно рассмотрения представления прокурора главой администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО2 были выполнены, в установленный срок прокурору сообщено о результатах рассмотрения внесенного представления в письменной форме. При этом само по себе несогласие прокурора с содержанием ответа, полученного по результатам рассмотрения внесенного им представления, не может служить основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод протеста о нарушении председателем Красногвардейского сельского совета – главой администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО2 порядка рассмотрения представления заместителя прокурора об устранении нарушений не нашел подтверждения при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

Так, ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» определяет, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор, предметом которого являются, в частности, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместительв случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

При этом, в силу положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы сохранения, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования Красногвардейское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым (далее Устав) местное самоуправление в Поселении осуществляется гражданами Российской Федерации посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах и в других формах прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 5 Устава к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Поселения.

В силу ч. 1 ст. 4 Устава в структуру органов местного самоуправления Поселения входят: Представительный орган муниципального образования - Красногвардейский сельский совет Красногвардейского района Республики Крым; глава Поселения муниципального образования– председатель Красногвардейского сельского совета – глава администрации Красногвардейского сельского поселения; Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым (далее по тексту администрация Поселения); Контрольно-счетный орган Поселения.

При этом, именно к полномочиям Администрации Красногвардейского сельского поселения в области культуры, спорта и работы с детьми и молодежью (п. 9 ч.1 ст. 49 Устава) относится обеспечение сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Поселения, охрана объектов культурного населения (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Поселения.

Поскольку в соответствии со ст. 48 Устава в структуру администрации Поселения входят: глава администрации Поселения, заместитель (заместители) главы администрации Поселения, иные должностные лица Поселения, рассмотрение представления заместителя прокурора именно Администрацией Красногвардейского сельского поселения на общем собрании является правомочным.

Учитывая, что протест заместителя прокурора не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены постановления суда отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

р е ш и л:

Протест заместителя прокурора Красногвардейского района Республики Крым советника юстиции Меренцова С.И. на постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2016 года по делу № 5-97/2016 - оставить без удовлетворения.

Постановление Красногвардейского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2016 года по делу № 5-97/2016 в отношении председателя Красногвардейского сельского совета – главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 - оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>