ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-344/2021 от 23.11.2021 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 12-344/2021

76RS0014-02-2021-001600-59

Р Е Ш Е Н И Е

23 ноября 2021 года г. Ярославль

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Уколовой М.В.,

при секретаре Долбневой А.С.,

с участием представителя ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» по доверенности Лаврентьева Л.А.,

представителя Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Шараповой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле

жалобу ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на постановление Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13.08.2021 № 423/183 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 05.08.2021 № 423/183 ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – ПАО «ФСК ЕЭС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Правонарушение выразилось в следующем.

На основании информации, размещенной в социальных сетях, Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее –Департамент) проведено обследование территории <данные изъяты>. В ходе осмотра установлено наличие следов рубок древесных насаждений, повреждения, поломки деревьев и кустарников на территории <данные изъяты> в районе его северо-западной границы. В районе <данные изъяты> проходит ВЛ 220 кВ «Мотордеталь-Тверицкая», принадлежащая ПАО «ФСК ЕЭС». В целях предотвращения аварийного отключения ВЛ 220 кВ «Мотордеталь-Тверицкая» по причине угрозы падения боковых деревьев 15.05.2021 данная линия выводилась в ремонт по оперативной заявке, в процессе устранения угрозы спилены 4 дерева на территории <данные изъяты>. Для проведения указанных работ по рубке древесных насаждений, кустарников и подроста ПАО «ФСК ЕЭС» в Департамент не обращалось.

Постановлением от 13.08.2021 ПАО «ФСК ЕЭС» привлечено к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб.

С указанным постановлением ПАО «ФСК ЕЭС» не согласилось, обратилось с жалобой, в которой указывает, что в ходе ему на праве собственности принадлежит высоковольтная линия ВЛ 220 кВ Мотордеталь-Тверицкая, которая является основным центром энергоснабжения г. Ярославля и Ярославского района., через данные сети запитаны насосные и канализационные станции, школы, больницы, государственные учреждения, электрифицирована железная дорога, обесточение которых может привести к серьезным экономическим и экологическим последствиям. Обслуживание данной ЛЭП выполняет филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - Валдайское ПМЭС. Постановлением Правительства российской Федерации от 24.02.2009 № 160вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства по обе стороны линии от крайних проводов устанавливается охранная зона. Охранная зона для ВЛ 220кВ Мотордеталь-Тверицкая зарегистрирована в ЕГРН. Указанным постановлением определена обязанность сетевых организаций обеспечивать вырубку или обрезку деревьев, высота которых превышает 4 метра, а также опиловку деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, вырубку деревьев, угрожающих падением. Работы по прекращению или ликвидации аварий, а также их последствий на объектах электросетевого хозяйства могут проводиться без предварительного согласования с собственниками земельных участков. В мае 2021 года в ходе планового обходы высоковольтной линии обнаружены деревья, угрожающие падением на провода. Для предотвращения аварийного отключения линия выведена в ремонт по оперативной заявке. В процессе устранения угрозы падения деревьев на провода линии ее аварийного отключения в охранной зоне ВЛ Мотордеталь-Тверицкая были спилены 4 дерева. Спиленные деревья на данный момент полностью утилизированы. Таким образом, деревья в охранной зоне спилены правомерно, на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 и действия Общества не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. Кроме того, при вынесении постановления и назначения административного наказания административным органом было необоснованно не учтено то обстоятельство, что вред природе заповедника не нанесен, деревья, угрожающие падению на линию высоковольтной передачи спилены для предотвращения аварийной ситуации, спиленные деревья убраны, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Мера административного взыскания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. в данном случае не обеспечивает достижения целей административного наказания, носит карательный, а не превентивный характер. Ходатайствует о применении ст.ст. ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Просит постановление Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13.08.2021 № 423/183 отменить, либо изменить его в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа.

В судебном заседании представитель ПАО «ФСК ЕЭС» по доверенности Лаврентьев Л.А доводы жалобы поддержал, пояснил, что на местности определить на какой территории – на территории заповедника или на территории охранной зоны ЛЭП – произрастают угрожающие падением деревья фактически невозможно, на просеках, где проходят высоковольтные линии, территория заповедника никак не обозначена, предупреждающих знаков, табличек не установлено. Вырубка угрожающих падением деревьев производилась в аварийном порядке, поэтому заблаговременно уведомлять собственника обязанности у ПАО «ФСК ЕЭС» не имелось. После проведения вырубки собственника не уведомили, так как информацией о том, в чей адрес направлять уведомление, не располагали. Просит отменить постановление Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13.08.2021, либо изменить его в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа на основании ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1КоАП РФ.

Представитель Департамента охраны окружающей среды и природопользования Шарапова О.В. в судебном заседании пояснила, что информация о территории Памятника Природы «Ляпинские карьеры» имеется в открытом доступе, в том числе, на публичной кадастровой карте. В ходе осмотра по координатам спиленных деревьев было установлено, что они произрастали именно на территории памятника природы. Действительно, Постановление Правительства наделяет собственника высоковольтных линий правом проводить работы по предотвращению аварийных ситуаций без предварительного уведомления собственника земельного участка, однако, не освобождает его от обязанности уведомить о проведении аварийных работ впоследствии.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статьей 59 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

Режим хозяйственного использования и зонирования территории <данные изъяты> определен Постановлением Правительства Ярославской области от 02.11.2017 № 823-п «Об утверждении режима особой охраняемой территории памятника природы регионального значения в Ярославской области» (далее – Постановление Правительства ЯО № 823-п).

В соответствии с п.п.6, 6.1 Постановления Правительства ЯО № 823-п санитарные рубки лесных насаждений, а также рубки древесных насаждений, кустарников и подроста на землях, не относящихся к лесному фонду, иные санитарно-оздоровительные либо противопожарные мероприятия проводятся по согласованию с департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.

В случаях если предусмотрена вырубка угрожающих падением или находящихся в аварийном состоянии деревьев, обрубка ветвей и (или) удаление отдельных стволов многоствольных деревьев и кустарников, а также уборка упавших стволов и ветвей деревьев, расположенных в границах населенных пунктов и (или) на территориях общего пользования, заявитель представляет фотоматериалы, подтверждающие необходимость осуществления указанных мероприятий.

Пунктом 12 Постановления предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах памятника природы, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

По смыслу этой статьи под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне.

Объектом данного правонарушения являются окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.

Материалами дела подтверждается, что вырубка деревьев произведена ПАО «ФСК ЕЭС» именно на территории памятника природы «Ляпинские карьеры» без соответствующего разрешения.

На основании и изложенного суд приходит к выводу, что действия ПАО «ФСК ЕЭС» в постановлении об административном правонарушении правильно квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ, так как являлись противоправными, нарушающими режим особой охраняемой территории памятника природы регионального значения.

Доводы представителя ПАО «ФСК ЕЭС» о том, что на местности невозможно определить, на чьей территории произрастали деревья, не ставят под сомнение событие административного правонарушения и вину ПАО «ФСК ЕЭС». в его совершении.

Утверждение ПАО «ФСК ЕЭС» о том, что деревья в охранной зоне спилены правомерно, на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 и действия Общества не содержат состава административного правонарушения, судом не принимается в силу следующего.

Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов определен Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее Постановление Правительства РФ № 160).

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства № 160 работы по предотвращению или ликвидации аварий, а также их последствий на объектах электросетевого хозяйства могут проводиться без предварительного уведомления собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков.

Вместе с тем, данным пунктом предусмотрено, что при проведении указанных работ сетевые организации обязаны направить уведомление собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) соответствующих земельных участков не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ, что ПАО «ФСК ЕЭС» сделано не было.

Доводы жалобы о наличии оснований для применения ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ заслуживают внимания.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Санкцией статьи 8.39 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой

В силу ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Частью 3 статьи 4.1 названного Кодекса определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

С учетом всех фактических обстоятельств, установленных по настоящему делу, в том числе с учетом того, что вырубка деревьев производилась в целях предотвращения аварийной ситуации на высоковольтной линии электропередач, суд считает возможным применить положения ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ: назначить ПАО «ФСК ЕЭС» наказание ниже низшего предела, установленного санкцией ст. 8.39 КоАП РФ, - в размере 150 000 рублей, изменив постановление Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13.08.2021 № 423/183 в указанной части.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2. ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13.08.2021 № 423/183 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» изменить: снизить размер назначенного ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» административного наказания в виде административного штрафа до 150000рублей.

В остальной части Постановление Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13.08.2021 № 423/183 оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья М.В.Уколова