ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-344/2022 от 06.09.2022 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

УИД: 63RS0-11

12-344/2022

Р Е Ш Е Н И Е

06 сентября 2022 года

Судья Центрального районного суда Глазунова Т.А., с участием:

защитника администрации г.о.ФИО4, действующей на основании доверенности,

представителя ОСП г. ФИО5, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации г ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении Врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП УФССП России по ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

постановлением Врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП УФССП России по ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, защитником администрации ФИО6 в суд подана жалоба, в которой она просит указанное постановление отменить, освободив администрацию г от административной ответственности. В обосновании своих доводов указала, что указанное постановление является незаконным и необоснованным, поскольку решение Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о бездействии администрации г по неприятию мер к очистке лесных участков от захламленности и бытовых отходов было частично исполнено. Были проведены мероприятия по расчистке неликвидных лесных участков, пострадавших в результате засухи и последствий лесных пожаров. Мероприятия по санитарному содержанию городских лесов и ликвидации несанкционированных свалок с территории лесных кварталов выполняются в рамках заключенных муниципальных контрактов. В связи с чем администрация обратилась в Центральный районный суд с требованием о прекращении исполнительного производства. Исполнение решения в части требования об обязании администрации г.о. Тольятти организовать работы по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на указанных в решении суда лесных участках не представляется возможным в виду отсутствия у администрации права муниципальной собственности. В связи с чем считает, что исполнительное производство в указанной части также подлежит прекращению в связи с невозможностью исполнения решения в данной части. Считает, что администрацией были приняты все необходимые меры по исполнению решения Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, указала, что ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением Самарского областного суда администрация г.о. Тольятти была освобождена от уплаты исполнительского сбора, по исполнительному производству -ИП.

В судебном заседании защитник администрации г ФИО7 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить. Пояснила, что решение Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части непринятия мер по очистке лесных участков, занятых городскими лесами, являющимися местами массового пребывания жителей города от внелесосечной захламленности и бытовых отходов исполнено, что подтверждается соответствующими актами, имеющими в распоряжении ОСП. Более того, исполнительное производство в этой части прекращено. Исполнение же указанного решения в части организации работы по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на указанных в решении суда лесных участках не представляется возможным в виду отсутствия у администрации г.о. Тольятти права муниципальной собственности на указанные лесные участки (статья 84 Лесного Кодекса РФ). Несмотря на то, что администрация г.о. Тольятти с 2015 года принимает все возможные меры для оформления указанных лесных участков в муниципальную собственность, участки до настоящего времени не оформлены в виду отказа Росреестр в их регистрации. Кроме того, указала, что ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением Самарского областного суда администрация г.о. Тольятти была освобождена от уплаты исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель отдела судебных приставов УФССП России по Самарской ФИО8 с доводами жалобы не согласилась, указав на то, протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении приняты законно и обоснованно в соответствии с действующим законодательством, поскольку имелось вступившее в законную силу решение суда, которое подлежало обязательному исполнению. Администрация г обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства уже после вынесения вышеуказанных процессуальных документов. С 2020 года администрацией г.о.Тольятти не предпринимались все зависящие от них меры к исполнению судебного решения.

Изучив жалобу и приложенные к ней документы, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела представленного по запросу суда, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Как усматривается из материалов дела постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ серия ФС возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации городского округа Тольятти, предмет исполнения: обязать организовать работы по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесных участках, расположенных по следующим адресам в : квартал , выделы 3,4,5,6,7,8, части выделов 1,2, с кадастровым номером 63:09:0000000:9269; часть квартала , выделы 2,3,4,5,6,7,8,9,11,13,14,15, части выделов 1,12 с кадастровым номером 63:09:0000000:9361; часть квартала , выделы 1,2,3,4,6,8,9,11,12,13,17, 19,21 части выделов 5,7,9,10,15,16,18,23,26 с кадастровым номером 63:09:0000000:9289; часть квартала , выделы 3,4,5,6,7,9,10,11,13,14,15,16,17, части выделов 1,2,7,8,12, с кадастровым номером 63:09:0304060:678; часть квартала , часть выдела 10, с кадастровым номером 63:09:0000000:9340; часть квартала , выделы 5,6,7,11,12,13,14,15,16,17,19, части выделов 1,2,3,4,6,9,10,23,26,27,28,29,30 с кадастровым номером 63:09:0000000:9325; вдоль ; часть квартала 13: выделы 9, 10, 11,12, 13, 15, 17, 18, 23, 24, 25; части выделов 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 14, 16; часть квартала : выделы 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 26, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 41, 42; части выделов 1, 2, 3, 4, 6, 9, 10, 17, 18, 19, 20, 24, 25, 27, 28, 29; часть квартала : выделы 1-23, 26-34, части выделов 24, 25; часть квартала выделы 1-12 и 14-23, 25-29, части выделов 13, 24; часть квартала части выделов 2, 3; часть квартала части выделов 1, 2, 11, 18; часть квартала часть выдела 18 с кадастровым номером 63:09:000000:9291, вход в лесной массив за санаторием-профилакторием «Прилесье», в ; (тропинка напротив , строение по в ; по (тропинка напротив в ); по (тропинка напротив дома № Зв по ); квартал Тольяттинского лесничества; квартал Тольяттинского лесничества; квартал Тольяттинского лесничества; квартал Тольяттинского лесничества. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

Названным постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Поскольку судебный акт в пятидневный срок исполнен не был, поэтому ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП УФССП по ФИО9 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение решения Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Этим же постановлением администрации городского округа Тольятти установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.

Копия названного постановления была получена представителем администрации городского округа Тольятти ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует подпись указанного лица на постановлении.

ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП ФИО8 в отношении администрации г.о. Тольятти составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях из которого следует, что администрацией г.о. Тольятти как должником не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации городского округа Тольятти постановлением Врио начальника отделения – страшим судебным приставом ОСП ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако состоявшееся по делу постановление старшего судебного пристава законным признать нельзя.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Одним из обязательных условий привлечения лица к административной ответственности по данной норме является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в связи с неисполнением требований неимущественного характера.

Между тем, апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено определение Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрации городского округа Тольятти отказано в удовлетворении заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках гражданского дела а-4916/2019. Отменяя названное определение и удовлетворения требования администрация г.о. Тольятти об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП от ДД.ММ.ГГГГ суд апелляционной инстанции исходил из того, что административный истец не уклонялся от исполнения решения, предпринимал меры по организации необходимых мероприятий по исполнению решения суда, в том числе: в рамках «Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в » от 24 апреля № Р/Т-1 МБУ «Зеленстрой» выполняются работы по расчистке неликвидных лесных участков, пострадавших в результате засухи и последствий лесных пожаров, в объеме 119,4 га (срок выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ); в рамках реализации муниципальной программы «Охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти, на 2019-2023 годы» и выделенного бюджетного финансирования с территорией лесных кварталов в 2020 году убрано 600 несанкционированных свалок; сформирован перечень и заключен муниципальный контракт по санитарному содержанию городских лесов, в соответствии с которыми обеспечение санитарного содержания городских лесов на площади 350 га производится в границах лесных <...>, 8, 12, 13, 15, 16, 19, 21-27, 29, 39, 42, 49-60 Тольяттинского участкового лесничества Тольяттинского лесничества, 1-4, 31, 33-35 Васильевского участкового лесничества Тольяттинского лесничества (срок окончания услуг ДД.ММ.ГГГГ). Указанная информация направлялась судебному приставу-исполнителю, а также размещена на сайте администрации г.о. . В силу изложенного нельзя признать правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии объективных причин и наличии виновного противоправного бездействия должника – администрации г.о. . Исходя из степени вины правонарушителя, принципа справедливости и соразмерности применяемой санкции, существа требований исполнительного документа, а также учитывая финансирование органа местного самоуправления из бюджета, необходимость совершения заявителем комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат ввиду установленной законом процедуры заключения контракта на проведение работ, которые вследствие необходимости проведения предусмотренных законом процедур по объективным причинам не могут быть исполнены в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения требований судебного акта, оспариваемый в рамках настоящего дела апелляционная инстанция пришла к выводу об отмене судебного акта и освобождении администрация г.о. от уплаты исполнительского сбора.

Приходя к выводу об освобождении администрации г.о. Тольятти от уплаты исполнительского сбора, установленного судебным приставом-исполнителем ОСП ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП, суд апелляционной инстанции исходил из того, что вина администрации г.о. Тольятти в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения отсутствует.

Несмотря на указанное апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ, ведущим судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов УФССП России по ФИО8 в отношении администрации г.о.Тольятти ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП УФССП России по ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ администрация г.о.Тольятти привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа.

О том, что администрации городского округа Тольятти предпринимала меры к исполнению решения суда также свидетельствуют письмо руководителя департамента городского хозяйства ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ на имя ведущего судебного пристава-исполнителя ФИО9 в котором сообщалось, что санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах назначаются на основании результатов лесопатологического обследования. В рамках муниципальной программы «Охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти, на 2019-2023 года», утвержденной постановлением администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-п/1 и выделенного бюджетного финансирования в 2019 году оказаны услуги по проведению лесопатологического обследования лесных участков Тольяттинского лесничества на общей площади 1044,5 га на сумму 1 661,00 тыс. руб. (визуальным и инструментальным способом). Акты лесопатологического обследования размещены в открытом доступе в сети «Интернет». В рамках «Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в » от 27 апреля № Р/Т-1 на территории Тольяттинского лесничества силами МБУ «Зеленстрой» будут выполнены работы по расчистке неликвидных лесных участков, пострадавших в результате засухи и последствий пожаров на площади 119,4 га. Срок выполнения работ III-IV кварталы 2020 года. Кроме того, в данном письме также сообщалось о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ леса, расположенные в границах г.о. Тольятти не оформлены в муниципальную собственность.

Другим письмом руководителя департамента городского хозяйства ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ на имя ведущего судебного пристава-исполнителя ФИО9 сообщалось, что в рамках «Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в » от 24 апреля № Р/Т-1 МБУ «Зеленстрой» выполняются работы по расчистке неликвидных лесных участков, пострадавших в результате засухи и последствий лесных пожаров, в объеме 119,4 га (срок выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ); в рамках реализации муниципальной программы «Охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти, на 2019-2023 годы» и выделенного бюджетного финансирования с территорией лесных кварталов в 2020 году убрано 600 несанкционированных свалок; сформирован перечень и заключен муниципальный контракт по санитарному содержанию городских лесов, в соответствии с которыми обеспечение санитарного содержания городских лесов на площади 350 га производится в границах лесных <...>, 8, 12, 13, 15, 16, 19, 21-27, 29, 39, 42, 49-60 Тольяттинского участкового лесничества Тольяттинского лесничества, 1-4, 31, 33-35 Васильевского участкового лесничества Тольяттинского лесничества (срок окончания услуг ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая, что до составления протокола по делу об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления администрация г.о. Тольятти была освобождена от исполнительского сбора ввиду отсутствия ее вины, суд признает незаконным привлечение администрации г.о. Тольятти к ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение требований исполнительного документа об обязании администрации г.о. Тольятти организовать работы по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесных участках, поскольку вины администрации г.о. Тольятти с учетом мер, принимаемых к исполнению судебного решения, нет.

Более того, в последующем, определением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным районным судом по административному делу а-4916/2019 в отношении должника администрации г.о. Тольятти прекращено в связи с невозможностью исполнения. Приходя к данному выводу, суд исходил из того, что в ходе исполнения решения суда администрацией г.о. Тольятти в полном объеме проведены работы по расчистке неликвидных лесных участков, пострадавших в результате засухи и последствий лесных пожаров. Мероприятия по санитарному содержанию городских лесов и ликвидации несанкционированных свалок с территории лесных кварталов выполняются в рамках заключенных муниципальных контрактов ежегодно, о чем информация ранее была также направлена в ОСП . Судом также указано, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были организованы совместные выезды с помощником прокурора ФИО12, главой спец. отдела лесного хозяйства управления городского хозяйства администрации г.о. Тольятти ФИО7, директором МКУ Тольяттинское лесничество ФИО13, начальником отдела лесного хозяйства департамента городского хозяйства администрации г.о. Тольятти ФИО14, в результате которых указанные в судебном решении лесные территории были осмотрены на предмет выполненных санитарно-оздоровительных мероприятий, что подтверждается актом о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ с участием ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП ФИО8 Также в своем определении суд указал, что в соответствии со статьей 75 Лесного кодекса РФ заключение договора купли-продажи лесных насаждений невозможно при отсутствие оформленного права муниципальной собственности, о чем ранее сообщалось судебному приставу-исполнителю в письмах руководителем департамента. Полномочия администрации г.о. Тольятти определенные частью 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ, в отношении указанных лесных участков отсутствуют. Соответственно, выполнить требование по организации работы по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на указанных в судебном акте лесных участках - не представляется возможным.

Пунктом 3 части 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении администрация г.о.Тольятти не может быть признано законными и обоснованными, в связи с чем подлежит отмене, а дело – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

жалобу защитника администрации г.о.Тольятти ФИО6 - удовлетворить.

Постановление Врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП УФССП России по ФИО1 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации г.о.Тольятти за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить по основаниям пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также должностным лицом, вынесшим такое постановление, в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья: ФИО3