ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-345/18 от 19.12.2018 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

12-345/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

19 декабря 2018 года ... РБ

Судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан Ручушкина Г.В.,

при секретаре Юсуповой Л.В.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - директора ООО «Камнеторг» ФИО1,

рассмотрев жалобу директора ООО «Камнеторг» ФИО1 на постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды ФИО2№...-АТ от ... о привлечении должностного лица – директора ООО «Камнеторг» ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды ФИО2№...-АТ от ... должностное лицо – директор ООО «Камнеторг» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Не соглашаясь с указанным постановлением, директор ООО «Камнеторг» ФИО1 обратился в Белорецкий межрайонный суд РБ с жалобой, в которой указал, что ООО «Камнеторг» в соответствии с условиями лицензии УФА 03116ТЭ, выданной ... был составлен и согласован с ФГКУ «...» (заключение №... от ...) проект на геологическое изучение (поиски и оценка) и разведка известняков (строительного плитчатого камня) В соответствии с проектом на участке были проведены разведочные работы, составлен отчет о результатах разведочных работ, который был направлен в Минэкологии РБ (исх. №... от ..., принят Минэкологии ...). После рассмотрения отчет был возвращен для устранения выявленных замечаний. Предполагалось, что, в течении зимнего периода 2018-2019 г.г. будет утвержден отчет, составлен и согласован технический проект разработки. ... был заключен договор аренды лесного участка №... между Министерством лесного хозяйства РБ и ООО «Камнеторг». ООО «Камнеторг» уплатило государственную пошлину за регистрацию договора в размере ... рублей. В июне 2018 года Министерство лесного хозяйства РБ распорядилось расторгнуть договор аренды №..., так как в договоре по вине Министерства лесного хозяйства РБ допущена ошибка. ООО «Камнеторг» обязали повторно уплатить государственную пошлину в размере ... рублей и заново заключить договор аренды, хоты ошибку в договоре аренды №... можно было исправить дополнительным соглашением. ... был заключен новый договор аренды лесного участка №... между Министерством лесного хозяйства РБ и ООО «Камнеторг». Подъездная дорога к участку ... отсутствует, поэтому им было принято решение в 2018 г. до образования снежного покрова начать работы по устройству земельного полотна дороги, с использованием вскрышных пород из контура лицензионного участка. Хотя формально разработка вскрышных пород (горные работы) должна проводится после согласования технического проекта и это является отступлением от условий лицензии, строительство дороги предполагалось с целью ускорения последующего ввода участка в эксплуатацию. К полезным ископаемым участка ... относятся тонкослоистые известняки, которые возможно разрабатывать ручным способом с получением плит соответствующего размера и толщины (1-5 см.), которые являются строительным плитчатым камнем и относятся к товарной продукции. Тонкослоистые известняки в контуре участка залегают на глубине 3 м., расположенные выше суглинки, щебень, толстоплитчатый известняк не являются полезными ископаемыми, они считаются вскрышными породами. Объем разработки вскрышных пород (суглинки, щебень, толстоплитчатый известняк) по данным специализированной организации (технический отчет прилагается) составил 52 тыс.куб.м, объем разработки полезного ископаемого (тонкослоистого известняка) составил всего 1287 куб.м., количество плитчатого камня (товарной продукции, которую можно реализовывать) составило 514 куб.м. Поскольку весь объем плитчатого камня был добыт в границах лицензионного участка, то его добычу нельзя рассматривать как незаконную. Если бы работы велись по проекту, этот объем все равно был бы добыт, но позже. За часть добытого строительного камня им уплачен НДПИ, остальная часть будет уплачена до конца года. При ведении работ по проекту НДПИ так же был бы уплачен в этом же объеме. Пользование недрами в пределах лицензионного участка нельзя расценивать как самовольное пользование недрами, выявлен лишь факт несоблюдения последовательности действий, отраженных в условиях лицензии. В постановлениях о возбуждении дела об административном правонарушении от ... на ООО "Камнеторг", директора ООО "Камнеторг" ФИО1, в представлении от ...№... об устранении нарушений природоохранного законодательства неверно пределен объем выработки. Там указано 4.45 га х 5,38 м = 23941 куб. м. Один гектар равен 10000 (десять тысяч) квадратных метров и по приведенным расчетам объем выработки должен быть 239,4 тыс. куб. м, что явно не соответствует действительности, размер вреда так же не соответствует действительности. За допущенные нарушения, а именно за отступление от условий лицензии №... от 21.03.2017г, заместитель директора ООО "Камнеторг" ФИО 1 привлечен к дисциплинарной ответственности: объявлен выговор .... Считает, что в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение указанных в постановлении №... от ... правонарушений следует учесть следующее: правонарушение совершено впервые, отраженные в постановлении №... от 12 ноября правонарушения совершены неумышленно, ООО "Камнеторг" является добросовестным налогоплательщиком, начисляет и уплачивает налоги в установленном законодательством РФ порядке, а также ведет бухгалтерский учет в соответствии с имеющимися правилами, негативные последствия правонарушения в виде материального ущерба для государства отсутствуют. Указал также, что уплата полной суммы штрафа создаст угрозу для платежеспособности ООО "Камнеторг", сильно затруднит текущую деятельность, так как вид деятельности является сезонным. На основании изложенного просил изменить постановление №... о назначении административного наказания от ... в резолютивной части и уменьшить сумму наказания не менее, чем в 2 раза.

В судебном заседании директора ООО «Камнеторг» ФИО1 жалобу по изложенным в ней доводам поддержал в полном объеме, просил снизать наказание в виде штрафа.

Должностное лицо - главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета ФИО2 в судебном заседании показал, что в сентябре 2018 года прокуратурой был организована проверка с привлечением в качестве специалистов Белорецкого ТК Минэкологии РБ и сотрудника лесного хозяйства территории .... Произведен осмотр карьера, где осуществляется добыча строительного плитчатого камня. В ходе проверки им были замеры с помощью метрической рулетки и установлена глубина и общая площадь участка. По установленной форме им произведен расчет и объем добытого камня. Таким образом, нарушения ООО «Камнеторг» выразилось в том, что указанная организация осуществляла деятельность по добыче строительного камня не имея соответствующей документации, а именно: технического проекта и уточнения границ отвода участка, что предусмотрено п.5.2 условий к лицензии №... от .... Директором юридического лица – ООО «Камнеторг» является ФИО1, который как ответственное должностное лицо был привлечен к административной ответственности. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ..., ФИО1 вручено своевременно. ... принято постановление о назначении административного наказания по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ по выявленным нарушениям.

Помощник Белорецкого межрайонного прокурора РБ Исянбаева Э.С. в судебном заседании показала, что ... по информации службы безопасности России по РБ с привлечением сотрудников Белорецкого ТК Минэкологии РБ, Белорецким МТО ФГЛиПН МЛХ РБ была проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере недропользования на одном из лесных участков в районе ... РБ. Приехав на место с помощью навигатора марки «...», представленного сотрудниками лесхоза, было установлено место расположения лесного участка выдел .... В ходе опроса рабочих установлено, что они работают в ИП ФИО 1., которой вручено извещение о явке в прокуратуру ... для дачи показаний. Явившись, ФИО 1 пояснила, что ее рабочие осуществляют добычу камня по договору подряда для ООО «Камнеторг», директором которой является ФИО1 В прокуратуру был приглашен директор ООО «Камнеторг» ФИО1, с которого отобрано объяснение и предложено представить доказательства. По договору аренды от ... ООО «Камнеторг» арендовал указанный лесной участок с кадастровым номером №... однако в последующем было установлено, что данный договор недействительный. По условиям лицензии №... от ... ООО «Камнеторг» производили разведку и добычу известняка на участке ... Между тем, ООО «Камнеторг» не оформило соответствующие документы, а именно: не разработало технический проект и не согласовало границы участка, что является нарушением, предусмотренным ч.2 ст.7.3 КоАП РФ. В последующем был оценен ущерб и постановлением от ... возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора ООО «Камнеторг» ФИО1 по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, а материал направлен для рассмотрения в Белорецкий территориальный комитет Министерства природопользования и экологии РБ. Считает, что должностное лицо ООО «Камнеторг»- директор ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, однако вопрос о смягчении наказания оставляет на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Объективной стороной данного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.

Исходя из преамбулы к Закону РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно ч. 1 ст. 2.3 того же Закону РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1, к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.

Статьей 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Также статьей 9 того же Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 установлено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

В соответствии с п. п. 2, 7, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;

Как следует из материалов рассматриваемого дела следует, что 07 сентября 2018 года Белорецкой межрайонной прокуратурой совместно с Белорецким ТК Минэкологии РБ, Белорецким МТО ФГЛиПН МЛХ РБ проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере недропользования на лесном участке Маяк-2, расположенном в границах выдела 3 квартала 25 Ассинского участкового лесничества Инзерского лесничества, общей площадью 4,2 га.

Согласно Акту проверки от ... установлено, что добыча строительного плитчатого камня осуществляется ООО «Камнеторг» на основании действующей лицензии УФА №... ТЭ от ....

Из договора аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых №... от ..., следует, что по распоряжению Министерство лесного хозяйства РБ №...-Р от ... ООО «Камнеторг» предоставлен лесной участок в границах ... лесничества квартал №..., часть выдела №..., кадастровый №..., номер учетной записи №....

По приказу №... и согласно сведений из ЕГРЮЛ от ... директором ООО «Камнеторг» является ФИО1

Постановлением заместителя Белорецкого межрайонного прокурора Елкина А.В. от ... возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «Камнеторг» - ФИО1, действовавшего от имени юридического лица в нарушение требований лицензионного соглашения к лицензии №..., в связи с осуществлением работ по добыче полезных ископаемых (плитчатого камня) в отсутствии технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых на участке ... и уточнения границ горного отвода.

Определением государственного инспектора, главного специалиста-эксперта Белорецкого территориального комитета ФИО2 от ... назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «Камнеторг» - ФИО1

На основании ходатайства директора ООО «Камнеторг» ФИО1 слушание дела об административном правонарушении отложено, о чем последний уведомлен надлежащим образом, что не оспаривается участвующими в деле лицами.

Факт совершения должностным лицом ООО «Камнеторг» - директором ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ и его вина в совершении подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, в том числе: выпиской из ЕГРЮЛ; актом проверки от ...; сведениями от ... из Министерства природопользования и экологии РБ; лицензией на право пользования недрами №... от ...; договором аренды от ...; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ..., в котором изложено существо правонарушения, подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется ФИО1, приказом №... и сведениями из ЕГРЮЛ от ..., согласно которых директором ООО «Камнеторг» является ФИО1 При этом, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ должностному лицу ООО «Камнеторг» - директору юридического лица ФИО1 разъяснены, о чем имеются его собственноручные подписи.

Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем, не доверять им оснований не имеется.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Установив из предоставленных сведений о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых за 2018 год пользование ООО «Камнеторг» недрами с нарушениями условий выданной лицензии, выразившихся в том, что ООО «Камнеторг» осуществляло работы в отсутствии технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых на участке ... и уточнения границ горного отвода, что является нарушением требований ст. 22 Закона РФ от ... N 2395-1 «О недрах», закрепляющей, в том числе, обязанность пользователя недр обеспечивать выполнение условий, установленных выданной лицензией, а также то, что директором ООО Камнеторг» является ФИО1 действия должностного лица верно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Административное наказание должностному лицу назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ и в пределах санкции ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом не допущено, в связи с чем, обжалуемое постановление должностного лица является законным и обоснованным.

На основании части 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При этом, по смыслу ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, с учетом: характера совершенного административного правонарушения, которое совершено директором ООО «Камнеторг» ФИО1 впервые; имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности должностного лица, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа; санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств; суд полагает возможным снизить назначенное директору ООО «Камнеторг» ФИО1 наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды ФИО2№...-АТ от ..., которым должностное лицо – директор ООО «Камнеторг» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначения наказания, снизив наказание в виде административного штрафа до 10000 (десяти тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течении 10 дней через Белорецкий межрайонный суд РБ.

Судья: Г.В. Ручушкина