Судья Пушина М.А. № 12-345/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев 24 октября 2018 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми ФИО1 на постановление судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 21 августа 2018 года, которым
признано юридическое лицо - Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 21 августа 2018 года Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми ФИО1, обратилась в Верховный Суд Республики Коми жалобой, в которой просит постановление отменить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми ФИО1, прихожу к выводу об отмене обжалуемого постановления суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <Дата обезличена> на автодороге "..." на участке ..., на участке ... (асфальтобетонное покрытие), автодороге "..." с км ... по км ..., "..." с км ... по ... км Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, являясь ответственным лицом за содержание указанных участков дороги, не выполнило требования по содержанию автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, в частности, на проезжей части вышеуказанных автодорог отсутствует, местами плохо различима горизонтальная дорожная разметка, что не соответствует требованиям пункта 6.2 ГОСТа 33220-2015 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию", требованию пункта 7.4 "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", утверждёнными письмом Минтранса России от 17 марта 2004 года № ОС-28/1270-ис, чем нарушен пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года.
Указанные обстоятельства явились основанием возбуждения дела об административном правонарушении, составления в отношении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми 02 августа 2018 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения юридического лица к административной ответственности.
Судья городского суда, рассматривая дело об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги является Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, и приведённые выше нарушения требований пункта 6.2 ГОСТа 33220-2015 допущены в результате бездействия со стороны Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и вопреки требованиям пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090. Также судья городского суда исходил из того, что собственником спорной автодороги является Министерство, и право оперативного управления на спорные участки дороги в установленном законом порядке не зарегистрировано за ГКУ РК "...".
Однако с выводом судьи городского суда о доказанности виновности Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 указанного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 названного выше Федерального закона).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 28 августа 2017 года № 456 утверждено Положение о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми. Согласно данному Положению Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Республике Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящими в государственной собственности Республики Коми. В соответствии с пунктам 6 и 7 части 9 главы II данного Положения основными задачами деятельности Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми являются: разработка, планирование и контроль реализации мероприятий по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Правительством Республики Коми создано ГКУ РК "....
В соответствии с Уставом ГКУ РК "..." предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях выполнения работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной Уставом компетенции, полномочий Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и Правительства Республики Коми в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Целями деятельности ГКУ РК "..." являются: обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения; улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения.
Пунктом 17 Устава ГКУ РК "..." предусмотрено, что для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
- исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми, для обеспечения деятельности ГКУ РК "..." и реализации уставных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- осуществляет контроль, в том числе лабораторный, за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных контрактов;
- осуществляет контроль за полнотой и правильностью оформления исполнительной документации;
- осуществляет приемку и оплату выполненных работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального значения;
- организует работы по подготовке и проведению приемки в эксплуатацию законченных объектов; осуществляет диагностику, обследование и оценку технического состояния автомобильных дорог регионального значения и др.
Согласно Уставу Учреждения и положениям Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ГКУ РК "..." является государственным заказчиком по государственным контрактам на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. В контракте ГКУ РК "..." устанавливает сроки и объёмы выполнения работ по нанесению дорожной разметки на автомобильных дорогах и, согласно условий контракта, именно Учреждение осуществляет контроль за выполнением работ на автомобильных дорогах.
Изложенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, в том числе автомобильных дороги регионального значения "..." возложены на ГКУ РК "...".
Для выполнения указанных функций Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми до ГКУ РК "..." ежегодно доводятся лимиты бюджетных обязательств, которыми Учреждение самостоятельно распоряжается в соответствии с их целевым назначением.
Из материалов дела следует, что на выполнение работ по нанесению вновь и восстановлению изношенной горизонтальной разметки автомобильных дорог в северных районах Республики Коми между ГКУ РК "..." (Заказчик) и ООО "..." (Подрядчик) <Дата обезличена> заключен государственный контракт <Номер обезличен>
В <Дата обезличена> Министерством выделены денежные средства (лимиты бюджетных обязательств) ГКУ РК "..." на выполнение функций по содержанию спорных автомобильных дорог регионального значения, что подтверждается выписками из бюджетной системы.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Министерство не является лицом, осуществляющим содержание и ремонт спорной автомобильной дороги регионального значения, на участке которой были выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию указанной дороги.
При таких обстоятельствах Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечено к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учётом изложенного, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законными и обоснованными. Данное постановление судьи подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ в отношении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛ:
жалобу представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми ФИО1 удовлетворить.
постановление судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 21 августа 2018 года, вынесенное в отношении юридического лица - Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья - В.М. Соболев
Копия верна, судья Соболев В.М.