ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-345/20 от 18.05.2020 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело № 12-345/2020

РЕШЕНИЕ

18 мая 2020 года г. Симферополь

Судья Симферопольского районного суда Республики Крым Родькина Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ТЕХНОЛИДЕР» ФИО1 на постановление государственного инспектора Республики Крым отдела оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора - государственного инспектора Республики Крым ФИО2 №013610- 0721/2019 от 20 февраля 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Республики Крым отдела оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора - государственного инспектора Республики Крым ФИО2 №013610- 0721/2019 от 20 февраля 2020 года генеральный директор ООО «ТЕХНОЛИДЕР» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1. КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просила указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что Обществом с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЛИДЕР» ( далее – ООО) ведутся работы по рекультивации ранее нарушенных земель брошенного карьера, расположенного в районе сельского поселения <адрес>. Работы по рекультивации производятся в соответствии с проектом рекультивации, оформленным и утвержденном в порядке, предусмотренном постановлением Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 года № 99. Проект рекультивации согласован в установленном законом порядке Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (03.07.2018 года), Государственным комитетом по охране культурного наследия (26.03.2018 года), Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым (10.04.2018 года), Администрацией Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (15.05.2018 года).

В соответствии с указанным проектом процесс рекультивации подразумевает снятие плодородно-растительного слоя почвы (Г1РС) и его складирование на временном складе до завершения технического этапа рекультивации. Снятие плодородно-растительного слоя почвы (грунта) осуществляется на основании специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с перемещением почвеннорастительного покрова от 13.07.2018 года № 28/10.3.-14, выданного Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Указанным проектом предусмотрен срок проведение технического этапа рекультивации - 2 года, в течение которого снятый плодородно-растительный слой почвы (грунта) обязан храниться в пределах объекта рекультивации, а по окончании технического этапа - размещен на подготовленном земельном участке.

При составлении протокола об административном правонарушении от 11.02.2020 года и вынесении постановления от 20.02.2020 в качестве нарушения, допущенного при осуществлении рекультивации объекта, указано нарушение норм п.п. 12, 14 Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя земель, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 года № 99. При этом Постановлением Совета министров Республики Крым от 28 января 2020 г. N 22 настоящее постановление признано утратившим силу с 28 января 2020 г., то есть до составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по административному делу.

Кроме того, при вынесении постановления по ст. 8.1. КоАП РФ в отношении генерального директора ООО государственный инспектор должен был указать, какую конкретно из вышеперечисленных норм ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушил генеральный директор ООО ФИО1, которым не велась деятельность по строительству зданий, сооружений и иных объектов на рекультивируемом земельном участке.

Относительно буртов грунта, размещенных вне территории временного склада грунта, предусмотренного проектом рекультивации, при рассмотрении административного материала должностному лицу предоставлены пояснения о том, что отходы V класса опасности объемом до 300 тыс. куб. м., хранение которых предусмотрено на вышеуказанном временном складе, на момент проведения проверки (19.11.2019 года) не образовывались, в связи с чем склад таких отходов (грунтов) на объекте отсутствует.

Не взирая на то, что в ходе проверки, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Крым с участием Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, последнему 20.02.2020 года с обозрением проекта рекультивации были предоставлены пояснения относительно неверной трактовки статьи 8.1. КоАП РФ, и отсутствии какой-либо связи с выявленными фактами, при вынесении постановления №013610-0721/2019 от 20.02.2020 года эти пояснения проигнорированы, объективная оценка им не дана.

Устанавливая вину генерального директора ООО в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1. КоАП РФ, специалист Министерства не конкретизировал, какую норму Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушило ООО при производстве работ по рекультивации, а ссылается на несоблюдение положения временного склада ПРС, установленного проектом, а также указывает на наличие буртов грунта и плодородно-растительного слоя, непосредственно обнаруженных на объекте, которые временными складами не являются. Кроме того, государственным инспектором при вынесении постановления от 20.02.2020 года в нарушение положений ст. 24.1., 26.1., 26.11. КоАП РФ, не дана объективная оценка доказательствам невиновности руководителя ООО в совершении административного правонарушения, представленным в письменных пояснениях в тексте постановления. Сведения о рассмотрении предоставленных пояснений и даче объективной оценки этим пояснениям в тексте постановления от 20.02.2020 года № 013610-0721/2019 отсутствуют, во внимание при принятии указанного решения не принимались.

Таким образом, учитывая, что при вынесении постановления от 20.02.2020 года № 013610-0721/2019 не собраны достаточные доказательства наличия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1. КоАП РФ, заявитель просит постановление отменить и производство по делу прекратить.

В судебное заседание 18.05.2020 года заявитель, представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, представитель Департамента государственного экологического надзора, государственный инспектор ФИО2, представитель ООО «ТЕХНОЛИДЕР» не явились, извещены в установленном законом порядке о дате, времени и месте судебного разбирательства ( л.д.81-89), причины неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении судебного заседания от последних в суд не поступали. Суд, в соответствии со ст. 30.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

В соответствии с ч.3 ст.30.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Суд, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что постановлением государственного инспектора Республики Крым отдела оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора - государственного инспектора Республики Крым ФИО2 №013610- 0721/2019 от 20 февраля 2020 года генеральный директор ООО «ТЕХНОЛИДЕР» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1. КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Согласно указанному постановлению, 19.11.2019 в 17 час. 00 мин. установлено, что генеральный директор ООО «ТЕХНОЛИДЕР» ФИО1, являясь ответственным должностным лицом, не соблюдал экологические требования при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно- строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, а именно: согласно Проекту рекультивации предусмотрено хранение отходов 5 класса опасности сроком до 11 мес. Предусматривается на временном складе объемом до 300 тыс. куб. м. в пределах Участка рекультивации; почвенно-растительный слой располагается на двух временных складах на 40 тыс. куб. м. и 140 тыс. куб. м. (срок хранения не более 2 лет) отдельно, не допуская смешивания с другими грунтами. В тоже время согласно ситуационного плана Симферопольского района 0,5 км. <адрес><адрес> рекультивируемый карьер ООО «ТЕХНОЛИДЕР» снятый почвенно-растительный слой складируется на складе почвенно - растительного слоя площадью в юго-восточной части контура рекультивации и в отвалах в северо-западной части участка выполняемых работ.

Нарушение Проекта рекультивации, который представляет собой разрешительный документ, влечёт угрозу отработки Участка рекультивации вне Проекта рекультивации хозяйствующим субъектом.

Таким образом, выявленное правонарушение, совершенное должностным лицом - генеральным директором ООО «ТЕХНОЛИДЕР» ФИО1, влечёт угрозу причинения вреда окружающей среде.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.

Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Указанные требования прописаны Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.

В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу положений ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст.13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяющийся на земли и земельные участки установлен Правилами проведения рекультивации и консервации земель, Утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800.

В соответствии с п.2 указанных Правил "проект рекультивации земель" - документ, на основании которого проводится рекультивация земель; "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ ( п.8, п.9. Правил).

Как усматривается из заключения о результатах обследования Участка рекультивации ранее брошенного карьера, расположенного в районе <адрес> в <адрес> геодезиста 1-й категории ФИО5, 21-28.11.2019г. последним принято участие в обследовании земельного участка, расположенного 0.8 км <адрес>, на котором ООО осуществляет рекультивацию ранее брошенного карьера.

Обследование проводилось путем определения координат угловых точек выполняемых работ и ситуации спутниковым приемником Leica Geosystems 08 plus 52742-13 (заводской №1857190/2888271).

В результате обследования установлено: общая площадь выполняемых работ составляет - 172700 кв.м.; снятый почвенно-растительный слой складируется на складе ПРС в юго- восточной части контура рекультивации и в отвалах в С-3 части участка выполняемых работ. Объем ПРС на складе составляет - 50400 куб.м. Объем ПРС в отвалах составляет - 12800 куб.м. ПРС находящийся в отвалах снят в С-3 части контура рекультивации с площади 17400 кв.м. Объем изъятой и перемещенной горной массы (в том числе ПРС на складе) составляет ориентировочно - 648000 куб.м. Объем перемещенной горной массы (в том числе склад ПРС и участки складирования на участке выполняемых работ) составляет - 84000 куб.м, находится в неуплотненном состоянии. Объем изъятой горной массы с вывезенной с территории выполняемых работ составляет ориентировочно - 564000 куб.м.

Согласно справки по результатам участия в проверке соблюдения требований природоохранного законодательства в области исполнения требований земельногозаконодательства, в области геологического изучения, рационального использования и охраной недр, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЛИДЕР», фактическийадрес: брошенный карьер, расположенный в районе <адрес>, 21.11.2019 в ходе обследования брошенного карьера, расположенного в районе сельского поселения <адрес> выявлен факт технической рекультивации выразившиеся в планировке поверхности Участка рекультивации. Присутствовала специализированная техника, а именно: экскаватор в количестве 2 ед.

21.11.2019 по 28.11.2019, геодезистом 1 категории ГУП РК «ЦЛАТИ» ФИО5 проведено обследование Участка рекультивации.

04.12.2019 в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым поступило письмо от 04.12.2019 № 259/01-Г Государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр лабораторного анализа и технических измерений» о направлении информации о результатах обследования геодезистом 1 категории гуп РК «ЦЛАТИ» ФИО4 ранее брошенного карьера, расположенного 0,8 км. юго-западнее <адрес>.

Согласно Заключению геодезиста 1 категории ГУП РК «ЦЛАТИ» ФИО5, в результате обследования установлено: общая площадь выполняемых работ составляет— 172 700 кв.м. Снятый почвенно-растительный слой складируется на складе ПРС в юго-восточной части контура рекультивации и в отвалах в С-3 части участка выполняемых работ. Объем ПРС на складе составляет - 50 400 куб.м. Объем ПРС в отвалах составляет — 12 800 куб.м. ПРС находящийся в отвалах снят в С-3 части контура рекультивации с площади 17 400 кв.м. Объем изъятой и перемещенной горной массы (в том числе ПРС на складе) составляет ориентировочно - 648 000 куб.м. Объем перемещенной горной массы (в том числе склад ПРС и участки складирования на участке выполняемых работ) составляет - 84000 куб.м. (находится в неуплотненном состоянии).

Объем изъятой горной массы с вывезенной с территории выполняемых работ составляет ориентировочно -— 564 000 куб.м.

Согласно подпункта 3.2.1 «Экологическое обоснование предлагаемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель и земельных участков в связи с выбранным направлением рекультивации земель и земельных участков на основании текущего и/или планируемого вида целевого назначения и разрешенного использования земель и земельных участков после завершения рекультивации с учетом результатов полевого обследования земель и земельных участков и/или результатов инженерных изысканий» Проекта рекультивации - хранение отходов 5 класса опасности сроком до 11 мсс. Предусматривается на временном складе объемом до 300 тыс. куб. м. в пределах Участка рекультивации. Расположение временного склада ПРС показано на чертеже 8238/18-01-РН, лист 4 «План рекультивации участка. Площади и объёмы насыпи. Положение склада ПРС»

В тоже время согласно ситуационного плана <адрес> 0.8 км. <адрес> рекультивируемый карьер ООО «Технолидер» снятый почвенно-растительный слой складируется на складе почвенно-растительного слоя площадью в юго-восточной части контура рекультивации и в отвалах в северо-западной части участка выполняемых работ.

11 февраля 2020 года главным специалистом отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - государственным инспектором Республики Крым ФИО2 в отношении генерального директора ООО «ТЕХНОЛИДЕР» составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.1. КоАП РФ.

Вышеизложенное явилось основанием для привлечения генерального директора ООО «ТЕХНОЛИДЕР» ФИО1 к административной ответственности.

Привлекая генерального директора ООО «ТЕХНОЛИДЕР» ФИО1 к административной ответственности, главный специалист отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - государственный инспектор Республики Крым ФИО2 исходила из того, что последним нарушены подпункт 3.2.1 «Экологическое обоснование предлагаемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель и земельных участков в связи с выбранным направлением рекультивации земель и земельных участков на основании текущего и/или планируемого вида целевого назначения и разрешенного использования земель и земельных участков после завершения рекультивации с учетом результатов полевого обследования земель и земельных участков и/или результатов инженерных изысканий» Проекта рекультивации, согласно которому хранение отходов 5 класса опасности сроком до 11 месяцев предусматривается на временном складе объемом до 300 тыс.куб.м. в пределах участка рекультивации, и п.4.1. Проекта – снятый почвенно-растительный слой складируется на складе почвенно - растительного слоя площадью в юго-восточной части контура рекультивации и в отвалах в северо-западной части участка выполняемых работ.

Данных о том, по каким критериям государственным инспектором Республики Крым ФИО2 почвенно-растительный слой отнесен к отходам 5 класса опасности, материалы дела не содержат. Временное допустимое несоблюдение контура рекультивации, в том числе на временном складе почвенно-растительного слоя, нарушением требований в области охраны окружающей среды при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов не является нарушением проекта рекультивации.

Кроме того, обжалуемое постановление о назначении административного наказания не содержит в себе сведений о том, какие конкретно нормы закона были нарушены генеральным директором ООО «ТЕХНОЛИДЕР» ФИО6

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Представленные в административном деле доказательства не доказывают наличия вины генерального директора ООО «Технолидер» ФИО1 в совершении административного правонарушения. Складирование снятого почвенно-растительного слоя, служащего материалом для проведения рекультивации брошенного карьера в районе <адрес> не противоречит нормам действующего законодательства.

При таких обстоятельствах постановление главного специалиста отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора - государственного инспектора Республики Крым ФИО2 № 013610-0721/2019 от 20 февраля 2020 года года, которым генеральный директор ООО «ТЕХНОЛИДЕР» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 30.5-30.7 Кодекса РФ об административныхправонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЛИДЕР» ФИО1 удовлетворить.

Постановление главного специалиста отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора - государственного инспектора Республики Крым ФИО2 № 013610-0721/2019 от 20 февраля 2020 года, согласно которому генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОЛИДЕР» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Технолидер» ФИО1 по статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Симферопольский районный суд Республики Крым в течении 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: