№12-345/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г.Нальчик 20 мая 2020 года
Судья Нальчикского городского суда КБР Юсупова А.У.,
с участием:представителя должностного лица, привлекаемого к ответственности - Докшукина А.И. - ФИО5, действующего на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина Аслана Исуфовича на постановление заместителя начальника отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО1 А.Х. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО1 А.Х. от ДД.ММ.ГГГГ управляющий директор АО «Каббалкэнерго» Докшукин А.И. был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Как следует из указанного постановления, управляющий директор АО «Каббалкэнерго» Докшукин А.И. признан виновным в том, что являясь управляющим директором, руководителем АО «Каббалкэнерго» - гарантирующего поставщика реализующего электрическую энергию по адресам: КБР, <адрес>; опора №; КБР, <адрес>; опора №, допустил нарушение требований ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» п. 4.2.2, о чем составлен протокол об административном правонарушении № по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ управляющий директор АО «Каббалкэнерго» Докшукин А.И. обратился в Нальчикский городской суд КБР с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление признать незаконным и отменить.
В обоснование своей жалобы указывает, что вменяя Докшукину А.И. нарушение части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в обжалуемом постановлении административный орган ссылается на протоколы испытаний №-КЭ-2019неизвестно от какой даты. При этом, административный орган указывает, что контрольные мероприятия и замеры качества электроэнергии проводились с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа» по адресам: КБР, <адрес>; <адрес>. Исходя из протокола об административном правонарушении № от 02.03.2020г. и обжалуемого постановления от 13.03.2020г. №, нарушения были выявлены по <адрес> без указания конкретного адреса, где Общество якобы поставляет потребителям электроэнергию не соответствующую требованиям ГОСТ - 32144-2013 по пункту 4.2.2 (медленные изменения напряжения).
АО «Каббалкэнерго» является сбытовой организацией и в соответствии с Приказом Региональной энергетической комиссии КБР от 12.10.2006г. №-Э, Гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Кабардино- Балкарской Республики.
По мнению автора жалобы, проверка административным органом проводилась в отношении другого юридического лица - сетевой организации ПАО «МРСК Северного Кавказа» и все материалы административного производства, в том числе протоколы испытаний №-КЭ-2019 свидетельствуют о допущенных нарушениях требований ГОСТа - 32144-2013 именно сетевой организацией ПАО «МРСК Северного Кавказа», но обжалуемое Постановление от 13.03.2020г. № и Протокол об административном правонарушении от 02.03.2020г. № составлены в отношении управляющего директора АО «Каббалкэнерго».
Между тем, единственными данными, обнаруженными административным органом в рамках проверки ПАО «МРСК Северного Кавказа», указывающими якобы, на совершение именно руководителем АО «Каббалкэнерго» вменяемого правонарушения, является тот общеизвестный факт, что Общество является гарантирующим поставщиком. Других доказательств, либо установленных фактов совершения именно Обществом вменяемого правонарушения, в материалах административного дела не имеется и административным органом не установлено.
По утверждению заявителя ухудшение качества электрической энергии могло произойти по винелюбого из субъектов электроэнергетики и даже самого потребителя.
С физической точки зрения электрическая энергия меняет свои свойства в зависимости от той среды, где она протекает, в связи с чем, качество электроэнергии напрямую зависит от передающего электрооборудования, т.е. трансформаторных подстанций и линий электропередач, электросетей, которые находятся в собственности и обслуживании у сетевых организаций.
Несоответствие электрической энергии в процессе её передачи (транспортировки) требованиям ГОСТ - 32144-2013, заключается в изменениях технических параметров от воздействия среды, по которой она передается, то есть фактически нарушение допущено на стадии технологического процесса трансформации и транспортировки, ответственность за соблюдение которого несет именно сетевая организация. Подобная правовая позиция содержится в определении Верховного суда РФ от 07.09.2017г. №АД 17-7163.
Кроме того, в обоснование своего вывода о незаконности обжалуемого им постановления, заявитель указывает, что определяя вину управляющего директора Общества в совершении вменяемого нарушения, административный орган должен был исходить из того, имелась ли у руководителя АО «Каббалкэнерго» возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Между тем, в данном случае по утверждению автора жалобы, Докшукин А.И. как управляющий директор АО «Каббалкэнерго», не имел возможности повлиять на технические характеристики или качество электроэнергии в сетях ПАО «МРСК Северного Кавказа», так как данные объекты сетевого хозяйства, в которых проводилась проверка, Обществу не принадлежат.
ДД.ММ.ГГГГ от заместителя начальника отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО1 А.Х. поступил отзыв на жалобу, в котором просит постановление должностного лица оставить без изменения, а жалобу Докшукина А.И. без удовлетворения. В отзыве указано, что на основании приказа ФИО1 от 11.10.2019г. № проведена внеплановая проверка ПАО «МРСК Северного Кавказа» с целью государственного контроля (надзора) на основании пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора и муниципального контроля) на предмет проверки исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания от 11.07.2019г. № об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в связи с истечением срока исполнения 01.10.2019г. в ходе которой установлено, что в соответствии с протоколом испытаний ФБУ «Краснодарский ЦСМ» от 27.11.2019г. №-КЭ-2019 ПАО «МРСК Северного Кавказа» допустило нарушение требований пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» (медленные изменения напряжения).
Экспертное заключение ФБУ «Краснодарский ЦСМ» от 27.11.2019г. составлено в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа».
Кроме того, указывает, что в ходе проверки был представлен договор № от 01.04.2012г., из которого следует, что ПАО «МРСК Северного Кавказа» поставляет электроэнергию в соответствии с договором № от 01.04.2012г., а АО «Каббалкэнерго» (А.И.Докшукин) реализует ее конечным потребителям.
По результатам проверки составлен акт проверки от 28.11.2019г. в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа». В связи с выявленным правонарушением в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа» составлен протокол об административном правонарушении от 28.11.2019г. № и вынесено постановление от 05.12.2019г. № о привлечении предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, проверка окончена возбуждением административного дела по признакам состава, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и впоследствии привлечением ПАО «МРСК Северного Кавказа» к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление от 05.12.2019г. №).
Вместе с тем, исходя из требований статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из материалов дела следует, что в действиях уже другого субъекта электроэнергетики, непосредственно осуществляющего реализацию потребителям электрической энергии - АО «Каббалкэнерго» и его исполнительного директора Докшукина А.И., усматриваются нарушения, выразившиеся в реализации (поставке) АО «Каббалкэнерго» (гарантирующим поставщиком) электрической энергии, не соответствующей обязательным требованиям и. 4,2.2 (медленные изменения напряжения) ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», что свидетельствует о наличии в действиях АО «Каббалкэнерго» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с выявленным нарушением, в соответствии с требованиями статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях старшим государственным инспектором отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО2 А.А. без проведения проверки в отношении АО «Каббалкэнерго», абсолютно правомерно принято решение о составлении протокола об административном правонарушении в отношении исполнительного директора Докшукина А.И. по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве также указано, что квалифицируя, в рамках своей компетенции, административное правонарушение, совершенное Докшукиным А.И., по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган аргументированно исходил из того, что лицом нарушены обязательные требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленные в соответствующих государственных стандартах.
АО «Каббалкэнерго» взяло на себя обязательства по продаже потребителям (в данном случае гражданам) по договорам энергоснабжения качественной и сертифицированной электроэнергии и не выполняет их.
Таким образом, указанный субъект электроэнергетики (АО «Каббалкэнерго») отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией, ее качество и безопасность в соответствии с техническими регламентами, и иными обязательными требованиями (в данном случае - ГОСТ 32144-13 и постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009г. №).
В судебном заседании представитель должностного лица, привлекаемого к ответственности - Докшукина А.И. - ФИО5 доводы жалобы поддержал, просил её удовлетворить, указав, что АО «Каббалкэнерго» не было привлечено к участию при осуществлении замеров, в связи с чем у них не было возможности заявить отвод эксперту, производящему замеры, а также своё несогласие с результатами замеров. При этом довод жалобы о том, что нарушения были выявлены по <адрес> без указания конкретного адреса, просил оставить без рассмотрения, как ошибочно указанный.
Должностное лицо административного органа, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилось.
Проверив материалы дела, заслушав представителя должностного лица, привлеченного к административной ответственности, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. Из содержания пункта 1 статей 539 и 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Исходя из смысла названных нормативных актов, субъект электроэнергетики АО "Каббалкэнерго", как энергосбытовая компания и гарантирующий поставщик, наряду с сетевыми организациями отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам поставки электроэнергии, в том числе за надежность снабжения потребителей электрической энергией, ее качество и безопасность в соответствии с техническими регламентами, и иными обязательными требованиями (в данном случае - ГОСТ 32144-2013).
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И. к административной ответственности на основании указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о том, что названным лицом, как руководителем организации - гарантирующего поставщика реализующего электрическую энергию по адресам: КБР, <адрес>; <адрес>, допущено нарушение требований ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» п. 4.2.2 (медленные изменения напряжения), что было выявлено в период проведения контрольно-надзорных мероприятий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Установленные заместителем начальника отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО1 обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом испытаний №-КЭ-2019 от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ к протоколу испытаний электрической энергии №-КЭ-2019 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, составленным в отсутствие уведомленного надлежащим образом Докшукина А.И. (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ) и иными представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что Докшукиным А.И., являющимся управляющим директором, руководителем АО «Каббалкэнерго» - гарантирующего поставщика реализующего электрическую энергию по адресам: КБР, <адрес>; <адрес>, допущено нарушение требований ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» п. 4.2.2.
Действия Докшукина А.И., как руководителя организации - гарантирующего поставщика реализующего электрическую энергию по адресам: КБР, <адрес>; <адрес>, допустившего нарушение требований ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» п. 4.2.2, правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства об электроэнергетике.
Поданная управляющим директором АО «Каббалкэнерго» Докшукиным А.И. жалоба не содержит каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемого акта.
Все приведенные в ней доводы, в том числе, о том, что АО «Каббалкэнерго» является лишь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории КБР, тогда как все указанные в обжалуемом постановлении адреса (КБР, <адрес>; <адрес>), объекты электросетевого хозяйства находятся в собственности и обслуживании у сетевых организаций, в данном случае ПАО «МРСК Северного Кавказа», являются несостоятельными, поскольку в рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии гарантирующий поставщик несет перед потребителем ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе совместную ответственность за действия лиц, привлеченных им для оказания услуг по передаче электроэнергии, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Суду не представлено доказательств того, что управляющий директор АО «Каббалкэнерго» Докшукин А.И., являясь должностным лицом гарантирующего поставщика, который выступает продавцом электрической энергии по договору энергоснабжения, принимал все зависящие от него меры, направленные на поставку электрической энергии надлежащего качества и выявленное нарушение произошло при отсутствии его вины.
Доводы жалобы о том, что проверка административным органом проводилась в отношении другого юридического лица - сетевой организации ПАО «МРСК Северного Кавказа» и все материалы административного производства свидетельствуют о допущенных нарушениях требований ГОСТа - 32144-2013 именно сетевой организацией ПАО «МРСК Северного Кавказа», но обжалуемое Постановление от 13.03.2020г. № и Протокол об административном правонарушении от 02.03.2020г. № составлены в отношении управляющего директора АО «Каббалкэнерго», также не являются основанием для отмены обжалуемого акта.
Поскольку в ходе проверки был представлен договор № от 01.04.2012г., из которого следует, что ПАО «МРСК Северного Кавказа» поставляет электроэнергию в соответствии с договором № от 01.04.2012г., а АО «Каббалкэнерго» (А.И.Докшукин) реализует ее конечным потребителям.
В связи с выявленным нарушением и последующим привлечением ПАО «МРСК Северного Кавказа» к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в действиях уже другого субъекта электроэнергетики, непосредственного осуществляющего реализацию потребителям электрической энергии - АО «Каббалкэнерго» и его управляющего директора Докшукина А.И., усматривались нарушения, выразившиеся в реализации (поставке) АО «Каббалкэнерго» (гарантирующим поставщиком) электрической энергии, не соответствующей обязательным требованиям п. 4.2.2 (медленные изменения напряжения) ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», старшим государственным инспектором отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО2 А.А. без проведения проверки в отношении АО «Каббалкэнерго», абсолютно правомерно принято решение о составлении протокола об административном правонарушении в отношении управляющего директора Докшукина А.И. по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло за собой вынесение обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ№.
Довод представителя ФИО5 о том, что АО «Каббалкэнерго» не было привлечено к участию при осуществлении замеров, также несостоятелен, поскольку замеры производились в рамках дела об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа» по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление от 05.12.2019г. №).
По результатам рассмотрения указанного дела установлен факт поставки ПАО «МРСК Северного Кавказа» электроэнергии с нарушением ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» п. 4.2.2 (медленные изменения напряжения).
В свою очередь, АО «Каббалкэнерго» - конечному продавцу, вменялась реализация поставленной ПАО электроэнергии с нарушением ГОСТа конечным потребителям, что является самостоятельным нарушением.
Сведений, о том, что в процессе реализации электроэнергии конечным потребителям технические характеристики электроэнергии приводились в соответствие ГОСТу заявителем жалобы не представлено.
Порядок привлечения названного должностного лица к административной ответственности соблюден.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 для данной категории дел.
Административное наказание назначено управляющему директору АО «Каббалкэнерго» Докшукину А.И. в пределах санкции части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера административного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9КоАП РФ, судом не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО1 А.Х. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина Аслана Исуфовича оставить без изменения, жалобу управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина Аслана Исуфовича - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КБР в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Судья- А.У. Юсупова