ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-345/20 от 23.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

УИД:

Дело

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судья Ленинского районного суда <адрес> Грицык А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица - начальника партии Публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика» ФИО1 на постановление и.о.начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору(Россельхознадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о.начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору(Россельхознадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – начальник партии Публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что постановление является незаконным, мотивируя свои доводы следующим. ДД.ММ.ГГГГ между ПАО СНГЕО и ИП ФИО2 заключен договор о проведении изыскательских работ без занятия (изъятия) земельных участков. Предметом договора является проведение сейсморазведочных работ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанные работы были окончены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ, актом о возмещении убытков от ДД.ММ.ГГГГ Факт оплаты ФИО2 причиненных убытков в полном объеме подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Считают, что данные обстоятельства освобождают его от ответственности восстановить нарушенный плодородный слой почвы, поскольку ПАО СНГЕО исполнило принятые на себя обстоятельства по возмещению причиненных убытков, в том числе расходы связанные с проведением земельных участков в пригодное состояние, включая все виды рекультивации. В ходе планового осмотра Управление Россельхознадзора не отабрало образцы почвы и не направило на исследование в лабораторию, что говорит о том, что нарушений земельного законодательства Управлением не выявлено. Факт нахождения ПАО СНГЕО на земельных участках с кадастровыми номерами , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером (единое пользование) сотрудниками полиции, Россельхознадзором не установлен. В акте проверки не зафиксировано каким способом была определена площадь земельных участков, где выявлены нарушения, отсуствуют доказательства привязки к местности координат. Считают, что не установлено место совершения неправомерных действий и лицо их совершившее. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием доказательств причасности ПАО СНГЕО к вменяемому административному правонарушению и отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО1 и его представитель ФИО3 по доверенности в судебном заседании доводы жалобы, а также доводы изложенные в дополнениях к жалобе поддержали в полном объеме, просили отменить постановление Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекратить.

Представитель Управления Россельхознадзора по <адрес> ФИО4, действующая по доверенности, а также заместитель начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, просили оставить оспариваемое постановление без изменения, поскольку считают, что факт совершения должностным лицом ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ установлен, основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а, именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст.30.6, ст.30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Согласно ч.1 ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Часть 1 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что постановлением и.о.начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору(Россельхознадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - начальник партии Публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Согласно материалам дела, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица - ПАО СНГЕО выявлено, что АО «Самаранефтегаз» были заключены договоры на выполнение работ по организации и проведению полевых сейсморазведочных работ Д от ДД.ММ.ГГГГ, Д от ДД.ММ.ГГГГ с ПАО СНГЕО, согласно которому ПАО СНГЕО обязуется выполнить сейсморазведочные работы на Бочкаревском, Черновском, Рябиновском лицензионных участках АО «Самаранефтегаз».

По результатам проверки установлено, что сейсморазведочные работы ПАО СНГЕО проводили на земельных участках категории земли сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами входящими в состав земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование), расположенного по адресу: <адрес>, в границах бывшего колхоза «Память Ленина», общей площадью 3186000 кв. м.

Вышеназванные земельные участки на момент проверки находились в аренде у Индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее - ИП ФИО2) на основании долгосрочного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ До ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 арендовал земельные участки с кадастровыми номерами ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, который был заключен на 11 месяцев.

В рамках предварительной проверки были проведены рейдовые осмотры на указанных земельных участках на основании заданий на проведение рейдовых осмотров, обследований , от ДД.ММ.ГГГГ и составлены акты осмотра , от ДД.ММ.ГГГГ, где зафиксировано, что на момент осмотра выявлены признаки снятия и перемещения плодородного слоя почвы. Проведены работы по бурению лунок (скважин) из которых выведены провода. На поверхности участка был виден минеральный слой почвы, следы колес тяжелой автотранспортной техники.

По результатам внеплановой документарной проверки в отношении ПАО СНГЕО составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в котором указаны нарушения требований п. 5 ст. 13 и ст. 42 ЗК РФ, Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, административная ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением и.о.начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору(Россельхознадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года должностное лицо - начальник партии Публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Руководствуясь п. 2 «Правил проведения рекультивации и консервации земель» утвержденных Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, где обозначены понятия «Рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

«Плодородный слой почвы» - верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам; "Нарушение почвенного слоя" - снятие или уничтожение почвенного слоя;

«Нарушенные земли» - земли, деградация которых привела к невозможности их использования и соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Согласно п. 5 «Правил проведения рекультивации и консервации земель» утвержденных Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначении.

В соответствии с п. 30 «Правил проведения рекультивации и консервации земель» утвержденных Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, завершение работ ш рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультиваци земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органе государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должеь содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателя состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом настоящих Правил. Обязательным приложением к акту являются:

а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ;

б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования f материально-технических средств.

Согласно п. 31. «Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил, направляют уведомление с завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 Правил, а также в федеральные органы исполнительной власти, указанные с подпунктах "а" и "б" пункта 24 Правил.

Согласно части 1 статьи 76 ЗК РФ, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Согласно пп. 1,3 ст. 77, ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- Фз «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу п. 1.2. Договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ПАО СНГЕО и ИП ФИО2 о проведении изыскательских работ без занятия (изъятия) земельных участков изыскатель (ПАО СНГЕО) проводит сейсморазведочные работы на земельных участках землепользователя и обязуется возместить стоимость понесенных убытков от порчи земель и посевов Землепользователю в порядке и размере, установленном Договором. П. 3.1. Договора предусматривает, что величина убытков включает в себя все убытки землепользователя, в том числе упущенную выгоду и затраты (расходы), связанные с потерями сельхозпроизводства, с приведением земли в состояние пригодное для дальнейшего использования по целевому назначению (включая все виды рекультивации) и иные убытки, затраты (расходы) и потери.

Работы были окончены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ, актом о возмещении убытков от ДД.ММ.ГГГГ

Однако предоставленный договор не предусматривает, что ИП ФИО2 берет на себя обязанность по проведению рекультивации нарушенного земельного участка после проведения ПАО СНГЕО изыскательных работ.

Ссылка ФИО1 на то, что им возмещены в денежной форме убытки собственникам земельного участка, также не влечет за собой освобождение ПАО СНГЕО от обязанности восстановить нарушенное состояние почв.

При этом в документах, прилагающихся к договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ИП ФИО2, возмещению подлежат убытки, причиненные только подсолнечнику, при этом ПАО СНГЕО не возмещает вред, нанесенный почвенному покрову.

Возмещение экономических потерь (убытков и упущенной выгоды) собственнику земельного участка, не освобождает нарушителя от обязанности понести затраты на восстановление нарушенной природной среды, и ликвидацию экологических потерь, которые невосполнимы или трудновосполнимы. Восстановление нарушенной среды происходит при проведении работ по рекультивации нарушенного земельного участка.

Согласно п. 1 статьи 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.

В соответствии со статьей 12 ЗК РФ, использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Согласно пп. 1,3 ст. 77, ст. 78 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ-Фз «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

ПАО СНГЕО несло обязанность по приведению нарушенных земельных участков в надлежащее состояние. По завершении изыскательных работ указанная обязанность не была выполнена, в связи с чем был нанесен значительный ущерб земле как природному объекту.

В ходе плановых осмотров, на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - N 294-ФЗ) не проводятся контрольно-надзорные мероприятия. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований в пределах компетенции Управления принимаются черы по пресечению нарушений. Информация о выявленных нарушениях доводится в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица.

Согласно ч. 3 ст. 13.2 N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры не должны подменять собой проверку.

Доводы представителей должностного лица об отсутствии в действиях должностного лица – начальника партии Публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика» ФИО1 состава административного правонарушения, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка. В рамках проверки ПАО СНГЕО предоставило «Проект на поиски и оценку месторождений углеводородного сырья и разведку известных залежей в пределах Бочкаревского участка недр» и «Проект на проведение геологического изучения Рябиновского участка недр в <адрес>», согласно которым в разделе «Рекультивация нарушенных земель» комплекс работ по рекультивации предусматривает выполнение следующих мероприятий:

- рекультивация техническая включает в себя: очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, металлолома и бытового мусора, с последующей его утилизацией и вывозом за пределы хозяйства;

- земельные участки будут рекультивированы в первоначальное состояние (засыпка ям, формирование откосов);

- после завершения технического этапа рекультивации, будет выполняться рекультивация биологическая;

- по завершении всех работ производятся контрольные проверки ликвидации последствий сейсморазведочных работ.

Акт о рекультивации земель с приложениями, юридическим лицом в рамках внеплановой документарной проверки ПАО СНГЕО в Управление Россельхознадзора по <адрес>, согласно требованиям действующего земельного законодательства, не предоставлен.

Должностными обязанностями (трудовыми действиями) начальника партии ПАО «Самаранефтегеофизика» ФИО1, согласно должностной инструкции утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, является: обеспечение решений всех вопросов, связанных с организацией, проведением и ликвидацией работ в полевых условиях; - обеспечение соблюдения проектной методики и технологии полевых работ всеми отраслями сейсморазведочной партии; соблюдение земельного, лесного, природоохранного, водного законодательства, а также разрешительной документации, полученной с целью проведения сейсморазведочных работ, для выполнения работ, в том числе требований проекта рекультивации земель; обеспечение контроля за соблюдением земельного, лесного, природоохранного, водного законодательства, а также разрешительной документации, полученной с целью проведения сейсморазведочных работ; - организация работ по ликвидации последствий геофизических (в т. ч. буровзрывных работ).

Начальник партии ПАО «Самаранефтегеофизика» ФИО1 не принял меры по проведению рекультивации нарушенных земельных участков, категории земли сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование), расположенного по адресу: <адрес>, в границах бывшего колхоза «Память Ленина», в месте проведения сейсморазведочных работ ПАО «Самаранефтегеофизика».

При таких обстоятельствах, и.о.начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору(Россельхознадзора) по <адрес> правильно установлено в действиях должностного лица – начальника партии Публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика» ФИО1 наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ.

Объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ, выражается в невыполнении или несвоевременном выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры. Состав правонарушения формальный, наступления вредных последствий не требуется.

С учётом изложенного, оценив в совокупности обстоятельства исследуемого правонарушения, вменённого заявителю, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, в связи с чем, оспариваемое постановление не подлежит отмене.

Наказание назначено в соответствии с положениями действующего законодательства, в пределах санкции статьи, с учётом фактических и иных имеющих значение для дела обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица - начальника партии Публичного акционерного общества «Самаранефтегеофизика» ФИО1 – оставить без удовлетворения, постановление и.о.начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору(Россельхознадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.7 КоАП РФ в отношении ФИО1 – без изменения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента получения (вручения) копии постановления.

Судья: подпись Грицык А.А.

Копия верна.

Судья