Дело № 12-345/2014
РЕШЕНИЕ
9 апреля 2014г. г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Алексеев А.А.
с участием лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО5, представителя должностного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае ФИО1 – ФИО6,
должностного лица, составившего протокол, ФИО2,
рассмотрев жалобу ФИО5, <***>,
на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае ФИО1 должностное лицо - бухгалтер <Наименование 2> ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ за которое назначено наказание в виде штрафа в размере <руб.> (л.д. 7-13).
В жалобе ФИО5 просит отменить указанное постановление, прекратить производство по делу, поскольку считает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, поскольку к отчету резидента в налоговый орган по валютному счету № за ДД.ММ.ГГГГ были приложены документы, в том числе выданная <Наименование 1> выписка по счету на <***> языке и перевод этой выписки на русский язык, сделанный переводчиком, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом, кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по <Адрес> по валютному счету № за ДД.ММ.ГГГГ также был представлен отчет с подтверждающими банковскими документами, которые на основании ст. 1 Конвенции отменяющей требования легализации иностранных официальных документов от ДД.ММ.ГГГГ где в качестве официальных документов рассматриваются в том числе и нотариальные акты, дословный перевод – официальные или нотариальные заверения подписей. Также считает, что предусмотренные ст. 28.5 КоАП РФ требования по составлению протокола об административном правонарушения нарушены.
В судебном заседании ФИО5 на доводах жалобы настаивала.
В силу ч. 6 ст. 12.25 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации", отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.
Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 7 Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации").
Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус (ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
В силу статьи 2 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Заключена в г. Гааге 05.10.1961, вступила в силу для России 31.05.1992), каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется настоящая Конвенция и которые должны быть представлены на его территории. Под легализацией в смысле настоящей Конвенции подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации (статья 3 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов).
В силу статьи 1 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, настоящая Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.
В качестве официальных документов в смысле настоящей Конвенции рассматриваются:
a) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; b) административные документы; c) нотариальные акты; d) официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.
Вместе с тем настоящая Конвенция не распространяется на: a) документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами; b) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ <Наименование 2> представило в ИФНС России по <Адрес> отчет о движении средств по счету № в банке за пределами территории Российской Федерации за ДД.ММ.ГГГГ с приложением копий подтверждающих банковских документов (л.д. 7-34 адм. дело).
Банковские документы: выписки по счету, свидетельство о продаже валюты, платежное поручение № 81, выписки из счета, данные документы представлены на <***> языке, с переводом на русский язык, подписи переводчика засвидетельствованы нотариусами ФИО3, ФИО4 <Адрес>.
В силу Преамбулы Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Судья приходит к выводу, что при рассмотрении вопроса о порядке нотариального заверения документов иностранного государства, наряду с Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, необходимо учитывать наличие между РФ и иностранным государством, иных международных договоров, являющихся согласно Федеральному закону от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" в совокупности с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, и подлежащих неукоснительному соблюдению.
22 декабря 1992 года между Российской Федерацией и <Адрес> подписан международный договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", согласно статье 13 которого документы, которые были на территории одной из Договаривающихся Сторон составлены или засвидетельствованы судом или официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом и другими) в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения. Документы, которые на территории одной Договаривающейся Стороны рассматриваются как официальные, пользуются и на территории другой Договаривающейся Стороны доказательной силой официальных документов.
Подписывая договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Российская Федерация и <Адрес>, по своей сути, расширили действие Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, в части порядка легализации и видов документов, принимаемых стороной договора без какого-либо иного (дополнительного) удостоверения.
Необходимо учитывать, что статья 8 Конвенции предусматривает, что если между двумя или несколькими договаривающимися государствами заключены договор, конвенция или соглашение, в которых содержатся положения, требующие определенных формальностей для удостоверения подписи, печати или штампа, настоящая Конвенция предусматривает отход от этих положений лишь в том случае, если указанные в них формальности являются более строгими, чем формальность, предусмотренная в статьях 3 и 4.
Учитывая, что договор между Российской Федерацией и <Адрес> о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривает более упрощенную процедуру легализации документов, указанный международный договор, имеет полную юридическую силу без каких-либо ограничений, предусмотренных Гаагской Конвенцией, в силу анализа статьи 8 указанной Конвенции.
Как ранее установлено судьей, бухгалтером <Наименование 2> представлены в ИФНС России по <Адрес> копии банковский документов о движении средств по счету, расположенных в <Наименование 1>, то есть за пределами РФ с приложением переводов представленных документов на русский язык, подлинность которых заверена надлежащим образом нотариусом <Адрес>.
Учитывая положения ранее названных норм права, судья считает, что представленные в ИФНС России по <Адрес> копии банковских документов о движении средств по счету с приложением переводов документов на русский язык, подлинность перевода которых заверены надлежащим образом нотариусом <Адрес>, принимается на территории РФ без какого-либо иного удостоверения.
Следовательно, суд считает, что ФИО5 документы о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами представлены в налоговый орган в соответствии с установленным порядком представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, что исключает наличие в действиях должностного лица – бухгалтера <Наименование 2> состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судья считает доводы жалобы обоснованными, постановление Территориального управления в Пермском крае Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – бухгалтера <Наименование 2> ФИО5 подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
Доводы жалобы о пропуске срока составления протокола самостоятельного правового значения не имеют, поскольку установленный ст. 28.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» срок составления протокола не является пресекательным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
решил:
жалобу ФИО5 удовлетворить, постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении бухгалтера <Наименование 2> ФИО5 - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО5 - прекратить.
Решение может быть обжаловано в срок 10 суток в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья: Алексеев А.А.