Дело № 12-345/2016
Р Е Ш Е Н И Е
14 сентября 2016 года г. Биробиджан
Судья Биробиджанского районного суда ЕАО Шелепанова И.Г., рассмотрев в судебном заседании в г. Биробиджане дело по жалобе государственного инспектора отдела регулирования рыболовства и рыбопромысловых участков Амурского ТУ Росрыболовства на постановление мирового судьи Левобережного судебного участка от 18.07.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства ЕАО,
У с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи Левобережного судебного участка Биробиджанского судебного участка от 18.07.2015 производство по делу в отношении Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства ЕАО в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ прекращено в виду отсутствия состава административного правонарушения, в соответствии со ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ.
Государственный инспектор отдела регулирования рыболовства и рыбопромысловых участков Амурского ТУ Росрыболовства ФИО1 не согласился с данным постановлением и подал жалобу, в которой указал, что мировым судьей в нарушении требований ст. 24.1 КоАП РФ неверно применено материальное право и не изучены и не дана должна оценка доводам должностного лица Амурского ГУ Росрыболовства, которые изложены в протоколе об административном правонарушение. Согласно акта проверки от 30.11.2015 Амурским ТУ Росрыболовства выявлены нарушения, допущенные Управлением при осуществлении полномочий по распределению промышленных квот добычи (вылова) водных ресурсов в пресноводных водных объектах и по подготовке и заключению договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах. Выдано предписание от 30.11.2015 об устранении выявленных нарушений. В срок до 30 мая 2016 года. Указанное предписание не было оспорено Управлением в судебном порядке. Согласившись с выявленными в ходе проверки нарушениями, Управление частично исполнило предписание. Предписание в части утверждение долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, по подготовке и заключению договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, в том числе по распределению между заявителями 100% долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, не проведена. Управление по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО в срок до 30.05.2016 безосновательно не исполнило п.п.4 п. 1 предписания Амурского ТУ Росрыболовства от 30.11.2015. т. е. не выполнило в установленный срок законного предписания органа (должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, чем допустило нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1ст.19.5 КоАП РФ. Просит постановление от 18.07.2016 отменить и направить на новое рассмотрение.
В судебное заседание должностное лицо ФИО1 доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что в полномочия по организации и регулированию промышленного рыболовства входят, в том числе полномочия по распределению долей квот. Управление ссылается на то, что оно не наделено полномочиями по распределению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов является необоснованным. Действующим законодательством РФ установлено, что распределение (утверждение) долей квот, а также заключение договора о закреплении долей квот осуществляется одним и тем же уполномоченным органом - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение и распределение долей не являются отдельными полномочиями, осуществляемыми разными органами власти. Наоборот, утверждение долей квот актом уполномоченного органа является конечным результатом распределения долей квот данным органом. Ссылка Управления, на то, что проведение процедуры распределения долей невозможно до формирования и распределения дополнительных рыбопромысловых участков, несостоятельна, так как действующее законодательство не предусматривает обязательное наличие рыбопромыслового участка для лиц, изъявивших желание принять участие в процедуре распределения долей квот. Отсутствие сформированных рыбопромысловых участков не препятствует проведению процедуры распределения долей квот. В процедуре распределения долей квот должны принимать участие все желающие. Проведение аукционом Амурским ТУ Росрыболовства на основании подпункта пункта 2 Правил не представляется возможным ввиду того, что невозможно определить предмет аукциона (лот) - размер доли квот добычи (вылова).
Представитель Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства ЕАО ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, суду пояснила, что распределение долей квот в пресноводных водных объектах - является самостоятельным полномочием органов исполнительной власти субъекта РФ, порядок которого (включая порядок расчета долей и критерии определения таких долей) должен быть установлен на федеральном уровне, но до настоящего времени, не установлен. Исполнение предписания в части приведет к нарушениям законодательства: - проведение Управлением процедуры распределения долей - не правомерно, так как данным полномочием Управление не наделено; проведение Управлением процедуры распределения долей в отсутствие порядка распределения долей квот, критериев и требований, которым должны соответствовать заявители,не правомерно и приведет к принятию в отношении Управления мер прокурорского реагирования; проведение процедуры по распределению ранее распределенной Советом доли в размере 25% - не правомерно, так как данная доля должна выставляться на аукцион; распределение единственному заявителю всех 100 % долей квот, не правомерно, так как противоречит основополагающему принципу законодательства о рыболовстве и приведет к значительному ущербу рыбному хозяйству и падению запасов жилых пресноводных рыб как в ЕАО, так и в Хабаровском крае. Таким образом, по независящим от Управления причинам, Управление не имело и не имеет возможности исполнить предписание в полном объеме
Представитель Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства ЕАО ФИО3 с доводами жалобы не согласилась, суду пояснила, что предписание ими не оспорено, они приступили к его исполнению, но не исполнили к установленному сроку. Считает, что постановление мирового судьи законное и обоснованное.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статья 24.1 КоАП РФ определяет задачи производства по делам об административных правонарушениях: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом на основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Учитывая диспозицию части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора (контроля).
Как установлено в статье 26.2 названного Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как, следует из протокола об административном правонарушении от 17.06.2016 Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства ЕАО не выполнило в полном объеме в установленные сроки предписание Амурского ТУ Росрыболовства.
На основании распоряжения от 19.11.2015 № 82 Амурским ТУ Росрыболовство назначена проведение плановой документарной проверки Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства ЕАО, в результате чего составлен акт проверки от 30.11.2015 и государственным инспектором отдела регулирования рыболовства и рыбопромысловых участков Амурского ТУ Росрыболовства ФИО1 составлено предписания от 20.11.2015 года, исполнить в срок до 30 мая 2016:
-отменить приказы Управления от 30.07.2014 № 75, от 03.02.2015 №11, от 10.04.2015. 15, от 15.04.2015 №27;
- расторгнуть договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных
биологических ресурсов от 14.04.2015 №;
-повторно провести процедуры по утверждению долей квот добычи (вылова) водных
биологических ресурсов, по подготовке и заключению договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе по распределению квот добычи (вылова) ценных биологических ресурсов, в том числе распределить между заявителями 100 % долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Срок исполнения - до 30 мая 2016 г.
2) Осуществлять полномочия по распределению квот добычи (вылова) водных
биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства в водных объектах
Еврейской автономной области в строгом соответствии с действующим законодательством,
в том числе в соответствии с частью 3 статьи 19, частями 1, 2.1 статьи 33.1 Федерального
Закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных
биологических ресурсов» и Правилами подготовки и заключения договора о закреплении
долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденных
установлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 № 612 «О подготовке
и заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических
ресурсов» постоянно, по мере распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Срок исполнения - постоянно.
В ходе проведения проверки установлено, что Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства ЕАО возложенную на него обязанность по исполнению предписания, не исполнило в полном объеме.
В связи с установлением обстоятельств невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица в отношении Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства ЕАО составлен протокол об административном правонарушении от 14.06.2016 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, выражается в неисполнении законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор на объектах защиты на которых осуществляется деятельности в сфере здравоохранения, об устранении нарушений законодательства.
Обязательным признаком объективной стороны состава названного правонарушения является законность предписания органа осуществляющего государственной пожарный надзор, что обязательно подлежит проверке и оценке в каждом случае привлечения лица к административной ответственности за данное правонарушение.
Поэтому при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ необходимо в числе иных обстоятельств выяснять, является ли предписание, за невыполнение которого осуществляется привлечение к ответственности, законным.
Согласно Постановления правительства ЕАО от 16.04.2013 N 163-пп "Об управлении по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области", Управление по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, переданных Еврейской автономной области, а также полномочий Еврейской автономной области в области охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, функционирования особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п. 6 Положением об управлении по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области"), осуществляет в сфере организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов:
6.1. Организует и обеспечивает регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения и водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб.
6.2. Осуществляет охрану водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
6.3. Заключает договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб).
6.4. Утверждает доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, распределенные между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
6.5. Распределяет промышленные квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в пресноводных водных объектах.
6.6. Осуществляет подготовку и заключение договоров пользовании водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации).
6.7. Устанавливает форму заявления о заключении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, представляемого в форме электронного документа, и порядок его подачи.
Пунктом 2 Правил подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2008 №612, установлено, что договорами закрепляются доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее - доли), распределенные между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Федеральным агентством по рыболовству или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или приобретенные по результатам аукционов по продаже долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства, в том числе прибрежного рыболовства (далее - аукцион), в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 612 уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней после издания акта об утверждении долей, распределенных между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» объявление о сроке заключения договоров с ними или в течение 5 рабочих дней после издания акта о закреплении долей за победителями аукционов размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, объявление о сроке заключения договоров с победителями аукционов.
Согласно пункту 5 Правил № 612 основанием для заключения договора является акт уполномоченного органа об утверждении долей, распределенных между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, действующим законодательством РФ установлено, что распределение (утверждение) долей квот, а также заключение договора о закреплении долей квот осуществляется одним и тем же уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Способ определения доли установлен постановлениями Правительства РФ от 12.08.2008 № 604 и № 605.
Таким образом, мировым судьей не полностью установлены обстоятельства, влияющие на законность вынесенного предписания.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены решения судьи и возвращения дела на новое рассмотрение являются существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, в нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях, установленных ст. 24.1 КоАП РФ, суд первой инстанции не принял меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств данного дела, и разрешению его в соответствии с законом; не выяснил обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении и имеющие значение для правильного разрешения дела.
Учитывая, что существенное нарушение указанных процессуальных требований, допущенное мировым судьей, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление мирового судьи Левобережного судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО от 18.07.2015 не может быть признано законным и подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение, так как установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по статье 19.5 ч. 1 КоАП РФ, не истек.
Доводы жалобы на указанное постановление, подлежат разрешению мировым судьей с учетом приведенного выше, при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р е ш и л:
Постановление мирового судьи Левобережного судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области от 28.12.2015 по делу об административном правонарушении в отношении Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства ЕАО по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье Левобережного судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО.
Жалобу государственного инспектора отдела регулирования рыболовства и рыбопромысловых участков Амурского ТУ Росрыболовства ФИО1 А. считать удовлетворенной.
Решение вступает в законную силу, со дня его вынесения.
Судья: И. Г. Шелепанова
Копия верна:
Судья: И. Г. Шелепанова