ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-345/2016 от 30.03.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Рег. № 12-345/2016

судья: Проскурня С.Н.

РЕШЕНИЕ

30 марта 2016 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Беляевская О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Красногвардейского района на постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2016 года, вынесенное в отношении председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 по делу № 5-96/2016 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2016 года производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 прекращено за отсутствием в его действиях состава правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора Красногвардейского района ФИО5 принес протест, в котором просит отменить обжалуемое постановление, вернуть дело на новое рассмотрение в Красногвардейский районный суд Республики Крым.

В обоснование протеста указано, что в действиях ФИО1 имеется вина в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Требование от 16 ноября 2015 года прокурора было законно, касалось вопроса устранения нарушений требований жилищного законодательства, в частности, незамедлительного принятия действенных мер, направленных на устранение указанных в представлении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также требований о привлечении к дисциплинарной ответственности директора МУП «Красногвардейское ЖКХ» ФИО6 за ненадлежащую организацию работы указанного предприятия.

В судебном заседании прокурор ФИО5 поддержал доводы протеста, просил его удовлетворить в полном объеме. Указал, что согласно Распоряжения Главы Республики Крым от 26 декабря 2014 года № 327-рг «Об урегулировании правоотношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Крым» установлены тарифы, которые включают в себя текущий ремонт, профилактические осмотры кровель, элементов конструктивных жилых домов. Статьей 5.49 Устава муниципального образования Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление муниципального контроля за соответствием содержания жилых помещений, организацией содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, для осуществления которого, в соответствии со статьей 71 указанного Устава, было создано муниципальное предприятие – МУП «Красногвардейское ЖКХ», осуществляющее деятельность с недостатками.

ФИО1 надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания не явился, его ходатайство об отложении судебного заседания судом отклонено.

С учетом указанного судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, заслушав прокурора, судья считает необходимым указать следующее.

Положениями Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), установлено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Из материалов следует, что основанием для возбуждения прокурором Красногвардейского района дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по описываемым событиям, являлось следующее.

ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения прав граждан на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан на территории Красногвардейского сельского поселения, в ходе которой установлено, что МУП «Красногвардейское ЖКХ» разработан план текущего ремонта, профилактического осмотра кровель, элементов конструктивных жилых домов поселения. Согласно плану в жилом доме, расположенном на территории поселения по <адрес> должен проводиться текущий ремонт, профилактический осмотр кровель, конструктивных элементовдома в первой декаде февраля 2015 года, третьей декаде марта 2015 года, третьей декаде апреля 2015 года, третьей декаде августа 2015 года, третьей декаде сентября 2015 года. Отчёты о выполненной работе по проведению текущего ремонта, профилактического осмотра кровель дома в указанные периоды директор МУП «Красногвардейское ЖКХ» в нарушение положений действующего законодательства не предоставил, что свидетельствует о невыполнении запланированных работ.

Согласно предоставленным материалам, работы по текущему ремонту в <адрес>проводится лишь после обращений граждан, несмотря на то, что МУП «Красногвардейское ЖКХ» обязано проводить осмотр кровель и выявлять данные факты самостоятельно. В тарифе, действующем на момент проверки, предусмотрена оплата за текущий ремонт кровли, но МУП «Красногвардейское ЖКХ» не выполняет данный вид работ должным образом, нарушая права собственников многоквартирного дома.

Кроме того, МУП «Красногвардейское ЖКХ» не выполняется разработанный самим предприятием план технического обслуживания сетей водоснабжения и водоотведения на 2015 год, а также план технического обслуживания сетей теплоснабжения и тепловых пунктов на 2015 год и план технического обслуживания и ремонта сетей теплоснабжения и тепловых пунктов в МКД на 2015 год.

16 ноября 2015 года прокурором в адрес председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 внесено представление содержащее требования: о незамедлительном принятии действенных мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности директора МУП «Красногвардейское ЖКХ» ФИО6 за допущенные нарушения законодательства. Представление содержало требование о его безотлагательном рассмотрении, с участием представителей прокуратуры района.

16 декабря 2015 года ФИО1 в прокуратуру Красногвардейского района была направлена информация о результатах рассмотрения представления.

20 января 2015 года прокурором Красногвардейского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Судья районного суда, прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1, за отсутствием в его действиях состава правонарушения, исходил из того, что непосредственное устранение нарушений закона, о которых указано в представлении прокурора от 16 ноября 2015 года не входит в полномочия председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 Требование о привлечении директора МУП «Красногвардейское ЖКХ» ФИО6 к дисциплинарной ответственности не соответствует положениям Закона о прокуратуре. Таким образом, доказательств, свидетельствующих о наличии у ФИО1 умысла на неисполнение требований представления не установлено.

С указанными выводами судьи районного суда судья апелляционной инстанции не соглашается и считает их преждевременными в силу следующего.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи по делу об административном правонарушении должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве дополнительной гарантии прав участников производства по делам об административных правонарушениях обязательное указание в итоговом процессуальном решении по делу об административном правонарушении, в том числе обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.

Отсутствие в решении данных, прямо предусмотренных законом, является существенным нарушением процессуальных требований и влечет отмену решения по делу об административном правонарушении.

Приведенные выше требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда при вынесении судебного акта соблюдены не были.

Судья районного суда не проверил должным образом выполнение должностным лицом требований представления от ДД.ММ.ГГГГ и его законность в полном объеме, в том числе, с учетом изложенных в представлении прокурора ссылок на правовые акты. В частности, на Распоряжение Главы Республики Крым от 26 декабря 2014 года № 327-рг «Об урегулировании правоотношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Крым», «Правила оказания услуг и выполнение работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290

В контексте данных законоположений, в оспариваемом постановлении отсутствует оценка действий должностного лица по исполнению требования прокурора: в части невыполнения МУП «Красногвардейское ЖКХ» плана технического обслуживания сетей водоснабжения и водоотведения на 2015 год, технического обслуживания сетей теплоснабжения и тепловых пунктов на 2015 год, технического обслуживания и ремонта сетей теплоснабжения и тепловых пунктов в МКД на 2015 год; отсутствия актов об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, являющихся составной частью технической документации многоквартирного дома ( п.9 «Правил оказания услуг и выполнение работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290), а также не проверены доводы прокурора о действии тарифа включающего в себя выполнение обозначенных им видов работ.

Таким образом, обжалуемое постановление судьи районного суда принято с существенными процессуальными нарушениями и потому подлежит отмене, а дело направлению в суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судье следует принять во внимание указанные выше обстоятельства, вынести законное и обоснованное постановление по делу.

В связи с отменой постановления судьи по указанным выше основаниям, суд не входит в обсуждение доводов протеста прокурора, так как они могут быть проверены судьей при новом рассмотрении дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2016 года, вынесенное в отношении председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 по делу № 5-96/2016 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Красногвардейский районный суд Республики Крым на новое рассмотрение.

Судья О.Я. Беляевская