ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-345/2021 от 21.12.2021 Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 12-345/2021

РЕШЕНИЕ

[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]

Судья Автозаводского районного суда г. Н. Новгорода Поляков М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО [ А ] ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ], которым ООО [ А ] признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Представитель ООО [ А ] ФИО1 обратился в Автозаводский районный суд города Нижний Новгород с жалобой на указанное постановление. В жалобе указывает, что какой-либо ущерб от выявленного правонарушения отсутствует, общество должно быть освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью. Просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель ООО «[ А ] ФИО1 в судебном заседании доводы изложенные в жалобе поддержал, пояснил, что ООО [ А ] признает себя виновным, просил снизить размер штрафа.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший государственный РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по [Адрес] и [Адрес] ФИО2 в судебном заседании подтвердила правильность отраженных в оспариваемом постановлении сведений.

Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

В соответствии с ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее ФЗ № 89).

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 89, под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

Согласно ст. 14 ФЗ № 89, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности" определены правила составления паспортов отходов I-IV класса опасности.

Из постановления по делу об административном правонарушении [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] и материалов дела следует, что при проведении плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО [ А ] в период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] (приостановление проверки с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ]) на объекте [Номер] расположенном на четырех промышленных площадках по адресам: Промплощадка [Номер] (головная площадка) – [Адрес], Промплощадка [Номер] (очистные сооружения) – [Адрес], Промплощадка [Номер] (береговые насосные станции) – [Адрес] Промплощадка [Номер] (внешнее нефтехозяйство) – г. Н. Новгород, [Адрес] гавань, [Адрес], установлено, образование следующих видов отходов, не включенных в декларацию о воздействии на окружающую среду и в ПНООЛ:

- отходы лакокрасочных материалов (ЛКМ);

- отходы ГСМ;

- лом гипсокартона;

- отходы мешков ПВХ;

- отходы пленки полиэтиленовой;

- отходы краски порошковой;

- отходы электронного оборудования отработанного;

- отходы огнетушителей отработанных, утративших потребительские свойства;

- стружка металлическая при металлообработке.

В рамках проведения проверки произведен отбор проб отходов на химический состав и токсичность, по результатам биологического тестирования выявлены:
- отходы отработанного электрооборудования, отнесенные к IV классу опасности;

- отходы краски порошковой, отнесенные к III классу опасности;

- отходы лакокрасочных материалов (ЛКМ), отнесенные к III классу опасности;

- отходы ГСМ, отнесенные к III классу опасности;

- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами, отнесенные к IV классу опасности. 
На данные виды отходов у ООО [ А ] отсутствуют паспорта отходов.
Действия ООО [ А ] квалифицированы по ч. 9 ст.8.2 КоАП РФ, как неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО [ А ] в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждены совокупностью исследованных должностным лицом доказательств, проверенных судом, получивших оценку и анализ в соответствии с требованиями ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ, правильность которых сомнений не вызывает.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, учитывая характер выявленного правонарушения, направленный на исполнение действующего законодательства, базирующегося на обеспечении жизни и здоровья людей, правовых оснований для признания административного правонарушения в области несоблюдения норм экологической безопасности малозначительным не имеется.

С учетом всего изложенного, суд считает, что вывод о виновности ООО [ А ] в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, является правильным. Он соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Нарушений норм материального и (или) процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые могут повлечь отмену или изменение вынесенного постановления, не допущено. Всем доказательствам должностным лицом дана надлежащая правовая оценка, при этом совокупность представленных доказательств признана достаточной для разрешения дела по существу.

Основания сомневаться в правильности оценки доказательств отсутствуют. Вина ООО [ А ] нашла свое полное подтверждение. Учитывая, что фактические обстоятельства дела установлены надлежащим образом, сделанные на их основании выводы в постановлении мотивированы, то не соглашаться с этим оснований у суда не имеется.

Административное наказание назначено ООО [ А ] в пределах санкции ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления в части назначенного ООО [ А ] административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

С учетом характера совершенного ООО [ А ] правонарушения и его последствиями, имущественным положением привлекаемого к административной ответственности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 00 рублей, предусмотренное санкцией ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение имущественных прав и интересов, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы представителя ООО [ А ] ФИО1 - отказать.

Постановление по делу об административном правонарушении от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер], которым ООО [ А ] признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей – изменить, снизить размер административного штрафа до 130 000 (сто тридцать тысяч) рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г. Н. Новгорода в течение 10 суток.

Судья М.Г. Поляков