ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-345/2022 от 28.06.2022 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

№ 12-345/2022

УИД 34RS0001-01-2022-002705-04

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 28 июня 2022 года

Судья Ворошиловского районного суда г. Волгограда Ломако Н.Н., рассмотрев жалобу защитника ООО «ВМС РЕЦИКЛИНГ» Адамчук Д.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской Волгоградской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ВМС РЕЦИКЛИНГ»,

с участием ООО «ВМС РЕЦИКЛИНГ» Адамчук Д.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской Волгоградской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ВМС РЕЦИКЛИНГ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в соответствии с ч.1 ст.4.1.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «ВМС РЕЦИКЛИНГ» Адамчук Д.А. обратился с жалобой, в которой просит признать постановление незаконными и отменить его, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что доводы и выводы инспектора не основаны на нормах права, противоречат гражданскому законодательству и судебной практике. ООО «ВМС Рециклинг» осуществляет свою хозяйственную деятельность, как связанную с обращением с отходами производства и потребления, так и смежную с обращением с отходами, но в любом случае - не противоречащую действующему законодательству РФ. Общество, в том числе принимает в собственность от юридических лиц технику и оборудование, утратившее потребительские свойства, а также отходы. И в первом, и во втором случае общество вправе осуществлять такую деятельность, поскольку имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации соответствующих отходов (серия 34 - СТОУ). И оборудование, и техника, и отходы по смыслу гражданского законодательства являются вещами, то есть объектами гражданских прав. При этом установление статуса вещи в обоих случаях определяется по-разному:

1. Первоначальный собственник вещи передает ее в собственность Обществу как обычный товар – например, как «списанную технику предприятия». Первоначальный собственник не определяет списанную технику как отход, поэтому на данном этапе отношения между сторонами регулируются только положениями гражданского законодательства, а основания для применения ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ отсутствуют. Далее Общество производит диагностику и дефектовку принятого оборудования, оценивает возможность и целесообразность восстановления утраченных полезных свойств (ремонта) для дальнейшей продажи на вторичном рынке, и в случае нецелесообразности ремонта осуществляет разборку и изъятие полезных компонентов, одновременно признавая бесполезные компоненты отходами, отражая в своей отчетности сведения об образовании соответствующих отходов в строгом соответствии с законодательством об обращении с отходами. В таком случае образование отхода осуществляется не у первоначального собственника, а у Общества, что не противоречит действующему законодательству.

2. Первоначальный собственник вещи определяет ее статус как «отход», разрабатывает паспорт соответствующего отхода, определяет его номер согласно федерального классификатора отходов, отражает соответствующие сведения в своих отчетах об обращении с отходами в разделе «образованные отходы». Далее осуществляется передача отхода Обществу (которое, в свою очередь, уже осуществляет лицензируемый вид деятельности, в том числе сбор для целей дальнейшей утилизации), которое его принимает как строго определенный отход и учитывает в своей отчетности как «принятый от юридического лица». В таком случае отходообразователем является первоначальный собственник, а Общество принимает такие отходы, применяя положения ФЗ «Об отходах производства и потребления». Инспектор же утверждает, что вне зависимости от воли первоначального собственника и документации, оформляемой в рамках договорных отношений, Общество в обоих случаях принимает отходы. При этом, разумного и логичного обоснования со ссылками на нормы права ни Протокол, ни Постановление не содержат. Инспектор ограничивается только указанием на «утрату потребительских свойств» (абз. 4-5 стр. 7, абз. 6-7 стр. 9 Постановления). Вместе с тем, ФЗ «Об отходах производства и потребления» не связывает дефиницию «отход» с одной лишь утратой потребительских свойств. Позиция Инспектора является ошибочной и не основана на нормах права. Если связывать образование отхода только с утратой вещью потребительских свойств, то любая организация должна признать отходом автомобиль со сломанным двигателем, не смотря на возможность проведения его ремонта, что в корне абсурдно.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Вещество может стать отходом уолько тогда, когда его собственник заявит о том, что это отход. Суды придерживаются правовой позиции, что именно собственник «веществ» может отнести их к отходам. Так, в Решении Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2012 г. по делу №А75-917/2012 указано следующее: «...получаемый в результате переработки продукт не является отходом, а относится к продукту переработки... отнесение тех или иных веществ или материалов к отходам производства и потребления является исключительной компетенцией собственника этих веществ и материалов...» (см. стр. 5- 6 Решения, прилагается).

Поскольку первоначальный собственник не относил передаваемое Обществу оборудование к категории «отходы», Общество не вправе отражать в экологической отчетности принятые вещи как «принятые отходы», однако обязано отразить их как «образованные отходы», поскольку самостоятельно осуществляет их разборку и утилизацию. В свою очередь Инспектор не вправе определять правовой статус вещества как отхода, руководствуясь своим личным мнением.

Для наглядной иллюстрации характера правоотношений и определения статуса вещей в таких правоотношениях инспектору представлялись копии договоров и первичной документации (имеется в материалах дела), в частности - копия Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого явно усматривается, что в собственность Общества передается именно оборудование, а не отходы, однако Инспектор данную доказательную базу игнорирует.

Таким образом, утверждение Инспектора об искажении Обществом сведений о количестве образованных и принятых отходов, а также о ведении учета в области обращения с отходами с нарушением Порядка в области обращения с отходами является незаконным и необоснованным. Обстоятельства, на основании которых вынесено Постановление, не доказаны (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

2) Признавая общество виновным в неисполнении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления Инспектор ссылается на нормы права, не имеющие отношения к вменяемому правонарушению, а материалы дела не содержат доказательств нарушения даже этих норм.

Так, в абз. 5 стр. 12 Постановления Инспектор указывает, якобы Общество нарушило:

ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»

Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом неясно как между собой связаны данные статистической отчетности (отражение образования или прием отходов) и требования в области охраны окружающей среды. На конкретные нарушения в данной связи Инспектором так же не указано.

• ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет отходов. Как следует из материалов дела, Инспектор не отрицает факт ведения учета в области обращения с отходами.

• п.п. 1, 4, 6, 8 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028

Указанные пункты Порядка фактически содержат общие требования к ведению отчетности. И отчетность ведется в соответствии с указанными нормами. Какие именно факты в деятельности общества свидетельствуют о нарушении указанных Инспектором норм не ясно.

Таким образом, обоснование Инспектором виновности Общества в нарушении правил учета отходов представляется несостоятельным ввиду отсутствия очевидной взаимосвязи между приведенными нормами, фактами в деятельности общества и понятием виновности. Обстоятельства, на основании которых вынесено Постановление, не доказаны (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ)

3) Даже если предположить, что позиция Инспектора о необходимости отражать в отчетности сведения о принятом оборудовании как «принятые отходы», с чем Общество совершенно несогласно, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, и даже событие административного правонарушения.

ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ с точки зрения юридической техники не допускает расширительного толкования, поскольку не содержит указаний формата «а равно - сдача отчетности с ошибками» или подобных. Поэтому, юридическое лицо по данной статье могло бы быть привлечено к ответственности, например, если не сдало соответствующий отчет. Инспектор же утверждает, что правонарушение выразилось «в искажении юридическим лицом - ООО «ВМС Рециклинг» сведений о количестве 6 образованных и принятых отходов, а равно ведении учета в области обращения с отходами с нарушением Порядка в области обращения с отходами» (абз. 7 стр. 12 Постановления).

Вменяемая статья КоАП не предусматривает привлечения к административной н ответственности ни за «искажение сведений», ни за «ведение учета с нарушением Порядка», а следовательно - в рассматриваемом случае отсутствует событие административного правонарушения.

ООО «ВМС Рециклинг» ведет учет в области обращения с отходами и сдает в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в установленные сроки, в том числе отчеты формы 2-ТП (отходы). В Протоколе об административном правонарушении -Э от ДД.ММ.ГГГГ и в Постановлении Инспектором не отрицается тот факт, что ООО «ВМС Рециклинг» сдает отчетность в установленный срок и представляет необходимую информацию в рамках учета в области обращения с отходами. Более того, Инспектор производит свои умозаключения как раз на основании анализа соответствующей отчетности. Таким образом, в действиях Общества не усматривается ни состав административного правонарушения, ни событие административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ.

Кроме того, к моменту вынесения постановления по делу истек срок привлечения к административной ответственности.

В дополнениях к жалобе заявитель указывает, что инспектор в постановлении указывает на предполагаемое несоответствие формы данных учета (изменение наименования 6-7страницы Постановления). С выводом инспектора о недопустимости корректировки формы неправомерен ввиду следующего. В соответствии с п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами (утв. Приказом Минприроды России «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» от ДД.ММ.ГГГГ) учету подлежат, в том числе отходы, как образованные у лица, так и полученные от других лиц, а следовательно — неотражение соответствующих сведений (об образованных отходах) в данных учета недопустимо. В соответствии с п. 6 Приказа данные учета ведутся не «по форме», а «по образцу», что исключает императивный характер нормы. Более того, Приказ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановлена Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1496 (п. 19), а ему на смену пришел новый Порядок, утвержденный Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 1496, в приложениях к которому четко указано на рекомендательный характер образца, что также подтверждает правомерность способа учета, использованного ООО «ВМС Рециклинг» в 2020 и 2021 годах.

2) вынесенное постановление не соответствует, в том числе, принципу законности и обоснованности, предусмотренному ст. 7 Закона № 248-ФЗ, в частности - решения должностного лица органа не подтверждаются фактическими данными и документами, в том числе - напрямую противоречат представленной договорной документации в части определения статуса вещей и характера возникающих правоотношений, а также позиции судов. Так - из договорной документации прямо следует, что обществу третьими лицами передаются техника и оборудование, а не отходы. В соответствии с п. 8 «Порядка учета в области обращения с отходами», утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, документами, подтверждающими количество полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема - передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов. Поскольку из договоров и актов, содержащихся в материалах дела, следует, чт^ ООО «ВМС Рециклинг» получает от третьих лиц не отходы, а оборудование, доводы инспектора о необходимости отражать сведения об образованных отходах как о принятых не обоснованы.

3) по мнению инспектора, положения Закона №294-ФЗ не подлежат к применению в отношениях сторон в рамках государственного экологического надзора. Вместе с тем, Закон №248-ФЗ содержит аналогичные нормы, позволяющие сделать однозначный вывод о незаконном привлечении лица к административной ответственности ввиду неправомерности проведенной проверки.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 91 Закона № 248-ФЗ решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ, подлежат отмене судом. К грубым нарушениям отнесены, в том числе:

• отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий (п. 1 ч. 2 ст. 91 Закона №248-ФЗ). Как следует из материалов дела, сотрудниками органа проведены внеплановые контрольные мероприятия, не смотря на то, что руководителем органа принято решение о проведении плановой проверки;

• проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий (п. 5 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ). Как следует из материалов дела, мероприятия проверки не включены в план контрольных мероприятий, равно как и отсутствуют сведения о соответствующем плане в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. При этом, в силу ч. 1 ст. 61 Закона № 248-ФЗ плановые контрольные мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год;

• проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (п. II ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ). Как отмечалось ранее, в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствуют сведения о плановых контрольных мероприятиях в отношении ООО «ВМС Рециклинг».

Поскольку органом при проведении контрольных мероприятий допущены грубые нарушения требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), то в силу ч. 1 ст. 91 Закона №248-ФЗ любые решения, принятые по результатам такой проверки, являются незаконными и подлежат отмене судом, а следовательно — и привлечение к административной ответственности является незаконным.

В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1.-25.5. КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

В судебном заседании, защитник ООО «ВМС РЕЦИКЛИНГ» Адамчук Д.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, настаивал на её удовлетворении. Одновременно заявил ходатайство, о снижении размера назначенного административного штрафа, в виду банкротства юридического лица.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 в судебном заседании просила жалобу оставить без удовлетворения.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также Закон об отходах).

Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии со статьей 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 года N 1028.

Согласно пп. 1, 4, 6, 8 Порядка, порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Учету в области обращения с отходами подлежат:

- все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;

- все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с п. 15 данного Порядка N 1028 индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов

В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лип в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; па лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений I фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В случае отсутствия средств для проведения измерения фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, учет ведется с использованием расчетного метода, в котором используются сведения из технической и технологической документации, данные учета рабочего времени, результаты бухгалтерского учета, показатели нормативов образования отходов, вместимость мест (площадок) накопления отходов, мощности объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка, иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами, на основании которых может быть рассчитано количество образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов.

Устав ООО «ВМС Рециклинг» утвержден протоколом общего собрания учредителей (участников) от ДД.ММ.ГГГГ.

Для осуществления деятельности ООО «ВМС Рециклинг» используются следующие объекты:

- производственная база, площадью 1550,0 кв.м, по адресу: .

Производственная база, эксплуатируемая ООО «ВМС Рециклинг» по адресу: Волгоград, , находится в промышленной зоне Волгограда.

Основной вид деятельности - обработка и утилизация отходов производства и потребления II - IV классов опасности с получением вторичного сырья.

Мощность предприятия — 2500 тонн в год.

Приказом генерального директора ООО «ВМС Рециклинг» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден и введен в действие Постоянный технологический регламент по обработке и утилизации отходов с получением вторичного сырья.

Объект, эксплуатируемый ООО «ВМС Рециклинг», подлежит федеральному государственному экологическому надзору, поставлен на учет в ГРОНВОС. Объекту присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду. Код объекта в реестре - П (Свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ).У ООО «ВМС Рециклинг» имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору отходов II - IV классов опасности, транспортированию отходов П - IV I классов опасности, обработке отходов II - IV классов опасности, утилизации отходов II - IV классов опасности от ДД.ММ.ГГГГ Серия 34 -СТОУ, на срок — бессрочно.

ООО «ВМС Рециклинг» в ходе производственной деятельности, осуществляет прием отходов производства и потребления, содержащих полезные компоненты для дальнейшей утилизации и производства товаров (продукции), в соответствии с принятым на предприятии Постоянным технологическим регламентом.

1 класс опасности отходов: образовалось - 0 тонн, принято - 0 тонн, использовано - 0 тонн, передано сторонним организациям – 0 тонн; 2 класс опасности отходов: образовалось - 0 тонн, принято - 6,2836 тонн, использовано - 6,2836 тонн, передано сторонним организациям – 0 тонн; 3 класс опасности отходов: образовалось - 1,4603 тонн, принято - 0,0034 тонн, использовано - 1,4637, передано сторонним организациям – 0 тонн; 4 класс опасности отходов: образовалось - 1453,6876 тонн, принято - 21,1419 тонн, использовано - 1150,5434 тонн, передано сторонним организациям – 324,2861 тонн; 5 класс опасности отходов: образовалось - 0,2 тонн, принято - 0,08 тонн, использовано - 0,08 тонн, передано сторонним организациям – 0,2 тонн; всего образовалось - 1455,3479, принято - 27,5089 тонн, использовано - 1158,3707 тонн, передано сторонним организациям – 324,4861 тонн.

Статистическая годовая отчетность по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год представлена ООО «ВМС Рециклинг» в установленный срок. Движение отходов производства и потребления ООО «ВМС Рециклинг», согласно сведениям, представленным ООО «ВМС Рециклинг», в рамках годовой статистический отчетности по форме 2-ТП (отходы) в 2020 году:

Классы

опасности

отходов

Образовалось,

тонн

Принято,

тонн

Обработано,

тонн

Утилизировано, тонн

Передано

сторонним

организациям,

тонн

Всего,

тонн

Предварительно прошедших обработку, тонн

1

0

0

0

0

0

0

2

0

6,284

0

6,284

6,284

0

3

1,46

0,003

0

1,463

1,463

0

4

1454,537

21,135

0

1150,531

919,653

325,141

5

1,21

0,08

0

0,08

0,08

1,21

ВСЕГО

1457,207

27,502

0

1158, 358

927,48

326,351

Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при ведении федеральных статистических наблюдений.

При этом, при анализе данных, отраженных в учете в области обращения с отходами за 2020 год и годовой статистической отчетности за 2020 год установлено расхождение в части образованных отходов, а также отходов, переданных на размещение, а именно.

Согласно данным учета в области обращения с отходами у ООО «ВМС Рециклинг» в 2020 году образовалось 1455,3479 тони отходов, согласно годовой статистической отчетности за 2020 год - 1457,207 тонн. Разница составляет 1,8591 тонн. Установлено, что по IV классу опасности разница составляет 0,85 тонн, по V классу опасности разница составляет 1,01 тонну (данное искажение допущено при 9 отражении количества образованных отходов «мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный» (1,21 тонн в годовой статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы), 0,2 тонны в данных учета в области обращения с отходами).

Кроме того, при ведении учета в области обращения с отходами, ООО «ВМС Рециклинг» допущено искажение сведений, выразившееся в следующем.

ООО «ВМС Рециклинг» в ходе производственной деятельности, осуществляет прием отходов производства и потребления, содержащих полезные компоненты для дальнейшей утилизации и производства товаров (продукции), в соответствии с принятым на предприятии Постоянным технологическим регламентом. Таким образом, в результате работ по демонтажу отходов электрического и электронного оборудования, после извлечения полезных фракций, подлежащих последующей утилизации, образуются «отходы (остатки) демонтажа бытовой техники, компьютерного, телевизионного и прочего оборудования, непригодные для получения вторичного сырья», отражаемые ООО «ВМС Рециклинг» в графе «Образование».

Вместе с тем, ООО «ВМС Рециклинг» указывает в графе «Образование» следующие отходы - «телефоны мобильные, утратившие потребительские свойства» (1,4603 тонны), «системный блок компьютера, утративший потребительские свойства» (127,2675 тонн), «принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства» (213,2295), «проекторы, подключаемые к компьютеру, утратившие потребительские свойства» (2,2792 тонны), «клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства» (4,089 тонн), «мониторы компьютерные, жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства» (59,9124 тонн), «мониторы компьютерные электроннолучевые, утратившие 1дотребительские свойства» (161,8612 тонн), «компьютеры портативные (ноутбуки), утратившие потребительские свойства» (1,9547 тонн), «компьютер-моноблок, утративший потребительские свойства» (0,3810 тонн), «банкомат, утративший потребительские свойства» (8,3382 тонны), «телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства» (5,0599 тонн), «рации портативные, утратившие потребительские свойства» (3,0693 тонн), «модемы, утратившие потребительские свойства» (2,3723 тонн), «тюнеры, модемы, серверы, утратившие потребительские свойства» (16,9756 тонн), «видеоплееры, утратившие потребительские свойства» (8,1497 тонн), «датчики и камеры автоматических систем охраны и видеонаблюдения, утратившие потребительские свойства» (0,6545 тонн), «счетчики электрические, утратившие потребительские свойства» (2,3290 тонн), «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (230,3226 тонн), «машины посудомоечные бытовые, утратившие потребительские свойства» (0,0720 тонн), «машины стиральные бытовые, утратившие потребительские свойства» (123,9911 тонн), «вентилятор бытовой напольный, утративший потребительские свойства» (1,8826 тонн), «пылесос, утративший потребительские свойства» (5,9103 тонн), «мясорубка электрическая, утратившая потребительские свойства» (10,6639 тонн), «обогреватель масляный, утративший потребительские свойства» (0,6823 тонн), «электрочайник, утративший потребительские свойства» (2,1248 тонн), «электрокофеварка, утратившая потребительские свойства» (2,3259 тонн), «водонагреватель бытовой, утративший потребительские свойства» (10,9297 тонн), «печь микроволновая, утратившая потребительские свойства» (8,4424 тонн), «печь электрическая бытовая, утратившая потребительские свойства» (2,4551 тонн), «плиты газовые бытовые, утратившие потребительские свойства» (26,1268 тонн), «приборы электроизмерительные лабораторные переносные и комбинированные, утратившие потребительские свойства» (0,2928 тонн), «кондиционеры бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (1,4720 тонн), «сплит-системы кондиционирования бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойств» (68,2059 тонн), «контрольно-кассовый аппарат, утративший потребительские свойства» (8,0737 тонн), «счетчики банкнот, утратившие потребительские свойства» (4,4822 тонны), «детекторы валют, утратившие потребительские свойства, кроме ультрафиолетовых» (0,0390 тонн), «электронное программно-техническое устройство для приема к оплате платежных карт (POS-терминал), утратившее потребительские свойства» (1,5045 тонн), «музыкальные центры, в том числе с функцией караоке, утратившее потребительские свойства» (0,2698 тонн), «приставки игровые, используемые с телевизионным приемником или оборудованные встроенным экраном» (0,0010 тонн), что является ошибочным, ввиду того, что данные виды отходов принимаются ООО «ВМС Рециклинг» на утилизацию в готовом виде, а именно в виде товара, утратившего потребительские свойства, не являются составной частью другого отхода, а значит не могут быть образованы в процессе производственной деятельности ООО «ВМС Рециклинг», заключающейся в обработке и утилизации отходов.

ООО «ВМС Рециклинг», в свою очередь, сообщает, что на утилизацию принимаются «товары», которые не являются отходами и не подлежат паспортизации, и которые переходят в категорию «отходы» непосредственно после приема ООО «ВМС Рециклинг».

При этом, ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определен следующие термины:

отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств; сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Согласно п. 1.1 типового Договора на передачу оборудования, блоков, устройств, систем и средств для утилизации (на примере Договора на передачу I оборудования, блоков, устройств, систем и средств для утилизации от 20.01.2020 № УТ200120, заключенного между ООО «ВМС Рециклинг» и ГУЗ Больница № 24), заказчик передает, а исполнитель (ООО «ВМС Рециклинг»), принимает для дальнейшей разборки и подготовки к утилизации списанную технику предприятия, черный и цветной лом металлов от телекоммуникационного, промышленного, медицинского, химического, военного оборудования и автотранспортных средств, потерявших свои потребительские свойства, из чего следует, что утрата потребительских свойств товаров произошла, когда товар находился в пользовании контрагентов, которые являются образователями отходов.

Таким образом, ООО «ВМС Рециклинг», непосредственно осуществляет сбор отходов для дальнейшей утилизации, в рамках имеющейся Лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов II - IV классов опасности, транспортированию отходов II - IV классов опасности, обработке отходов П — IV классов опасности, утилизации отходов П - IV классов опасности от 27.05.2019 Серия 34 № 7705-СТОУ, данные отходы должны быть отражены в учете в области Обращения с отходами, статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) как принятые.

Кроме того, согласно п. 17 Раздела II Порядка учета в области обращения с отходами, установленного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, Приложение № 2 имеет наименование «Данные учета отходов, принятых Индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом», в столбце 1 которого указывается суммарное (столбец 2 + столбец 3 + столбец 4 + столбец 5) количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), принятых в течение учетного периода от других индивидуальных Предпринимателей и юридических лиц для использования, обезвреживания, размещения (включая хранение и захоронение).

ООО «ВМС Рециклинг» наименование Приложения № 2 изменено на «Данные учета отходов, принятых (образованных) индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом», в столбце 1 указаны отходы принятые/образованные. При этом, указаны контрагенты от которых отходы приняты, с указанием реквизитов договоров. Представлены копии данных договоров, акты приема-передачи оборудования, после утраты им потребительских свойств, что подтверждает прием от контрагентов отходов на утилизацию в объеме 1158,6357 тонн.

При этом, в Приложении № 4 учета, количество принятых отходов (столбец 4) равно 27,5088 тонн, таким образом, принятые отходы в объеме 1 130,8619 тонн, отражены, как образованные (столбец 3).

Движение отходов ООО «ВМС Рециклинг», согласно данным учета в области обращения с отходами, в 2021 году, производилось с аналогичными нарушениями, представлено в следующей таблице:

Классы

опасности

отходов

Образовалось, тонн

Принято, тонн

Утилизировано,

тонн

Передано сторонним организациям, тонн

1

0,164

0

0

0,164

2

0

10,3064

10,306

0

3

2,074

0,0023

0,596

1,480

4

2093,197

24,06131

1521,926

595,335

5

0

0,10652

0,107

0

ВСЕГО

2095,435

34,47653

1532,935

596,979

Так, ООО «ВМС Рециклинг» указывает в графе «Образование» следующие отходы - «телефоны мобильные, утратившие потребительские свойства» (0,594 тонны), «системный блок компьютера, утративший потребительские свойства» (176,605 тонн), «принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства» (289,324 тонны), «проекторы, подключаемые к компьютеру, утратившие потребительские свойства» (0,390 тонны), «клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства» (23,209 тонн), «мониторы компьютерные, жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства» (114,039 тонн), «мониторы компьютерные электроннолучевые, утратившие потребительские свойства» (192,931 тонн), «компьютеры портативные (ноутбуки), утратившие потребительские свойства» (1,169 тонн), «компьютер-моноблок, утративший потребительские свойства» (0,704 тонн), «банкомат, утративший потребительские свойства» (0,963 тонны), «телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства» (5,875 тонн), «рации портативные, утратившие потребительские свойства» (0,657 тонн), «модемы, утратившие потребительские свойства» (2,7 тонн), «тюнеры, модемы, серверы, утратившие потребительские свойства» (3,294 тонн), «видеоплееры, утратившие потребительские свойства» (11,029 тонн), «датчики и камеры автоматических систем охраны и видеонаблюдения, утратившие потребительские свойства» (0,429 тонн), «холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (222,483 тонн), «машины стиральные бытовые, утратившие потребительские свойства» (238,557 тонн), «вентилятор бытовой напольный, утративший потребительские свойства» (0,366 тонн), «пылесос, утративший потребительские свойства» (19,552 тонн), «мясорубка электрическая, утратившая потребительские свойства» (20,796 тонн), «электрочайник, утративший потребительские свойства» (3,798 тонн), «электрокофеварка, утратившая потребительские свойства» (0,379 тонн), «водонагреватель бытовой, утративший I потребительские свойства» (18,275 тонн), «печь микроволновая, утратившая 1 потребительские свойства» (22,479 тонн), «печь электрическая бытовая, утратившая потребительские свойства» (1,530 тонн), «плиты газовые бытовые, утратившие потребительские свойства» (9,620 тонн), «кондиционеры бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства» (0,024 тонн), «сплит-системы кондиционирования бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойств» (29,986 тонн), «контрольно-кассовый аппарат, утративший потребительские свойства» (9,029 тонн), «счетчики банкнот, утратившие потребительские свойства» (3,667 тонны), «детекторы валют, утратившие потребительские свойства, кроме ультрафиолетовых» (10,106 тонн), «электронное программно-техническое устройство для приема к оплате платежных карт (POS-терминал), утратившее потребительские свойства» (1,577 тонн), «диски магнитные жесткие компьютерные, утратившие потребительские свойства» (3,632 тоны), «обогреватель масляный, утративший потребительские свойства» (45,513 тонн), «калькуляторы, утратившие потребительские свойства» (8,270 тонн), «темпокасса, утратившая потребительские свойства» (1,898 тонн), что является ошибочным, ввиду того, что данные виды отходов принимаются ООО «ВМС Рециклинг» на утилизацию в готовом виде, а именно в виде товара, утратившего потребительские свойства, не являются составной частью другого отхода, а значит не могут быть образованы в процессе производственной деятельности ООО «ВМС Рециклинг», заключающейся в обработке и утилизации отходов.

Как указано ранее, ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 ФЗ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определен следующие термины: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств; -сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещен.

Согласно п. 1.1 типового Договора на передачу оборудования, блоков, устройств, систем и средств для утилизации (на примере Договора на передачу оборудования, блоков, устройств, систем и средств для утилизации от 20.01.2020 № УТ200120, заключенного между ООО «ВМС Рециклинг» и ГУЗ Больница № 24), заказчик передает, а исполнитель (ООО «ВМС Рециклинг»), принимает для дальнейшей разборки и подготовки к утилизации списанную технику предприятия, черный и цветной лом металлов от телекоммуникационного, промышленного, медицинского, химического, военного оборудования и автотранспортных средств, потерявших свои потребительские свойства, из чего следует что утрата потребительских свойств товаров произошла, когда товар находился в пользовании контрагентов, которые являются образователями отходов.

Таким образом, ООО «ВМС Рециклинг», непосредственно осуществляет сбор Отходов для дальнейшей утилизации, в рамках имеющейся Лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов II - IV классов опасности, транспортированию отходов II — IV классов опасности, обработке отходов П - ГУ классов опасности, утилизации отходов II - IV классов опасности от 27.05.2019 Серия 34 № 7705-СТОУ, данные отходы должны быть отражены в учете в области обращения с отходами, статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) как принятые.

Вместе с тем, ООО «ВМС Рециклинг», осуществляя лицензионный вид деятельности — сбор отходов для целей их дальнейшей утилизации, отражает принятые от контрагентов отходы, как образованные.

Выявленные нарушения являются следствием ненадлежащего отношения к соблюдению требований природоохранного законодательства со стороны юридического лица - ООО «ВМС Рециклинг».

Как следствие выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении по части 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ВМС Рециклинг».

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ВМС Рециклинг» к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, подтверждается решением о проведении выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, договором оказания услуг -У по утилизации отходов от ДД.ММ.ГГГГ, учетом в области обращения с отходами за 2020 г., учетом в области обращения с отходами за 2021 г., а также иными представленными материалами.

Указанные доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства в области охраны окружающей среды, действующего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемое постановление, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды посчитал, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу заявителя по рассматриваемому делу, не установлено.

Доводы жалобы аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом рассмотрения должностным лицом и были отклонены по мотивам, приведенным в соответствующем постановлении, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Кроме того, доводы направлены на неверное толкование норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и природоохранного законодательства, и не опровергают наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о допущении существенных нарушений КоАП РФ и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ООО «ВМС Рециклинг» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ВМС РЕЦИКЛИНГ», не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ВМС РЕЦИКЛИНГ» - оставить без изменения, а жалобу Общества – без удовлетворения.

Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в последующем могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные статьями 30.12.-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья