ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-346 от 24.10.2011 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

                                                                                    Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №12-346/11 г.

Решение

Именем Российской Федерации

Федеральный судья Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Урманцева Земфира Нурихановна, рассмотрев 24 октября 2011 года в помещении Советского районного суда г. Уфы, расположенного по адресу: Республика Башкортостан г. Уфа Пр. Октября 12, жалобу Орлова М.П. на постановление Управления Росприроднадзора по РБ по делу об административном правонарушении,

Установил:

Орлов М.П. обратился в суд с в жалобой на постановление Управления Росприроднадзора по РБ по делу об административном правонарушении ... от дата, в которой просит отменить постановление и производство по делу прекратить, указав в ее обоснование, что Государственным инспектором, ведущим специалистом-экспертом геологического контроля и охраны недр Управления Росприроднадзора по ... Казаковым П.В. в отношении него- главного геолога ОАО «...» составлен протокол ...-Зн от дата об административном правонарушении по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ. Постановлением ... от дата привлечен к административному штрафу в размере ... руб. по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ за то, что в нарушение подпункта «в» пункта 7.2 лицензионного соглашения к лицензии УФА ... ТЭ на право пользования недрами в срок до дата не представлены в территориальный геологический фонд отчетные балансы по форме 5-гр (форма утверждена постановлением Госкомстата России от дата ...) за 2010 год. Часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технического проекта. Вменяемое нарушение состоит в несвоевременном представлении государственной статистической отчетности, а не в пользовании недрами с нарушением условий соответствующей лицензии. Административная ответственность за нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации установлена ст. 13.19 КоАП РФ, и состав данного правонарушения является специальным составом по отношению к ч.2 ст.7.3 КоАП РФ. Однако, исходя из содержания ст.ст.23.22, 23.53, ч.1 ст.28.3 КоАП РФ правом составления протоколов административного правонарушении и рассмотрения дел об административных правонарушениях по ст. 13.19 КоАП РФ органы Росприроднадзора, как органы государственного геологического контроля не обладают, и эти полномочия отнесены к компетенции органов Росстата. Форма государственной статистической отчетности 5-гр, утвержденная Постановлением Госкомстата России от дата № ПО, предусматривает сдачу отчета в срок до 05 февраля года, следующего за отчетным. Пункт 7 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства РФ от дата ..., предусматривает, что первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентам на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Отчет общества по форме 5-гр представлен в Управление по недропользованию по РБ в электронном виде, и продублирован и представлен на бумажном носителе, вх. ... от дата, то есть обязанности недропользователем выполнены в установленный срок. Каких-либо претензий по достоверности и полноте представленной информации со стороны Башнедра не имеется, что подтверждается письмом ... от дата Кроме того, в Акте проверки .../УФА от дата Росприроднадзора в разделе 1 стр.30 по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении указано, что в ходе проверки нарушение устранено. Отчетность подана в установленном порядке (письмо ОАО УГОК от дата ...). Таким образом, на момент составления протокола отсутствует состав административного правонарушения и лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Согласно п.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности по правонарушениям, предусмотренным главой 7 КоАП РФ, составляет 2 месяца со дня совершения правонарушения. В связи с тем, что срок для представления формы 5-гр установлен до 05 февраля, нарушение могло иметь место, начиная с 6 февраля. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по вменяемому обществу административному правонарушению истек 6 апреля. В нарушение п.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе не указано место совершения административного правонарушения.

Решением Советского районного суда ... от дата постановление Управления Росприроднадзора по РБ ... от дата отменено, производство по делу прекращено ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Решением Верховного суда РБ от дата решение Советского районного суда ... от дата отменено, жалоба Орлова М.П. на постановление Управления Росприроднадзора по РБ по делу об административном правонарушении от дата направлена на новое рассмотрение в тот же суд.

При рассмотрении жалобы защитник Орлова М.П. Ягудин Р.Р. жалобу поддержал, подтвердил обстоятельства, изложенные в жалобе, просил признать правонарушение малозначительным.

Представитель Управления Росприроднадзора по РБ Гильмутдинова Л.А. просила в удовлетворении жалобы отказать.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Орлов М.П. на рассмотрение жалобы не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы. Считаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствии Орлова М.П.

Судья, выслушав Ягудина Р.Р., Гильмутдинову Л.А., исследовав административный материал, приходит к следующему.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы- заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... Вохмина Т.Ю. ... от дата должностное лицо -главный геолог ОАО «...» Орлов М.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа ... руб.

В соответствии с ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

При рассмотрении жалобы установлено, что главный геолог ОАО «...» Орлов М.П. назначен ответственным лицом за своевременное предоставление отчетности по форме 5-гр. В ходе проверки, проведенной с 15 февраля по дата установлено, что юридическое лицо ОАО «...» осуществляет свою деятельность при добыче медноколчеданных руд на основании лицензии УФА 13204 ТЭ с нарушением законодательства «О недрах» и условий лицензионного соглашения, а именно в нарушение подпункта «в» пункта 7.2 лицензионного соглашения к лицензии УФА ... ТЭ на право пользования недрами не представлены в территориальный геологический фонд отчетные балансы по форме 5-гр (форма утверждена постановлением Госкомстата России от дата ...) за 2010 год в установленный срок до дата, что и явилось основанием к привлечению заявителя к административной ответственности. Отчетность по форме 5-гр представлена в Башнедра дата

В части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от дата ...
«О недрах» (далее - Закон № 2395-1) определено, что предоставление недр в
пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде
лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом
Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения,
являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные
условия пользования недрами.

В статье 12 Закона № 2395-1 предусмотрено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

На основании пункта 10 части 2 статьи 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, оговоренных в лицензии.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

По условиям пункта 7.2 дополнения ... к лицензии УФА ... ТЭ, являющегося необъемлемой частью лицензии (Приложение ...), недропользователь обязан представлять в Башнедра отчетность, в сроки, предусмотренные законодательством и нормативными актами, формы ежегодной статистической отчетности по вопросам добычи полезных ископаемых, в том числе форму 5-гр.

По правилам, установленным постановлением Госкомстата Российской Федерации от 13.11.2000г. № 110 «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды» (в редакции, действовавшей на момент правоотношений), срок предоставления отчета формы № 5-ГР установлен 5 февраля.

Однако, в нарушение указанного пункта дополнения к лицензии и постановления Госкомстата Российской Федерации от 13.11.2000г. № 110 отчетность ОАО «...» по форме 5-ГР представлена в Башнедра с нарушением установленного срока, а именно дата, что свидетельствует о наличии в действиях должностного лица Орлова М.П. объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что Орлов М.П. имел возможность выполнить лицензионные условия, но не принял соответствующих мер для недопущения правонарушения. Доказательств объективной невозможности исполнения условий лицензии материалы дела не содержат.

Таким образом, в действиях Орлова М.П. доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. N в постановлении "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом Кодекс не устанавливает каких-либо ограничений для применения названной нормы материального права, оставляя право ее применения на усмотрение соответствующих органа, должностного лица, суда.

В том числе Кодекс не предусматривает ограничений для применения судом нормы статьи 2.9 КоАП РФ к составам, имеющим формальную конструкцию.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05.11.2003г. № 349-0, из содержания статьи 2.9 КоАП РФ следует, что законодатель предоставил судье право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.

С учетом обстоятельств совершения правонарушения (нарушение срока является незначительным - 20 дней), факта, что отчет формы 5-гр представлен в Башнедра до составления протокола об административном правонарушении от дата, признания заявителем факта нарушения срока представления отчета формы 5-гр, отсутствия систематичности допускаемых нарушений закона, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии с положениями Европейской конвенции от дата о разумном балансе публичного и частного интересов, судья приходит к выводу о малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия вредных последствий и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания. Административное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.

На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене и прекращении производства по делу.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Решил:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы- заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... Вохмина Т.Ю. ... от дата в отношении Орлова М.П. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья: З.Н. Урманцева