ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-346/19 от 22.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 12-346/2019

УИД 13MS0043-01-2019-001371-03

РЕШЕНИЕ

22 июля 2019 года город Саранск

Судья Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия Чибрикин А. К.,

рассмотрев жалобу заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района города Саранска от 29 мая 2019 года, вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Монтажстройторг" ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района города Саранска от 29 мая 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Монтажстройторг" ФИО3 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Основанием для принятия такого решения послужил вывод мирового судьи о неполучении должностным лицом ФИО3 уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, а также составление протокола в отсутствие надлежащего уведомления у налогового органа.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд города Саранска, заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска просит об отмене судебного акта и возвращении дела на новое рассмотрение.

Старший государственный налоговый инспектор ФИО1, составившая протокол об административном правонарушении и опрошенная в качестве свидетеля, подтвердила обстоятельства совершения административного правонарушения, указанные в протоколе.

На рассмотрение указанной жалобы ФИО3, надлежащим образом извещавшийся о времени и месте судебного заседания, не явился.

Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учетом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

По смыслу абзаца 3 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

В силу частей 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Из представленных материалов дела следует, что сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 21 января 2019 года директором общества с ограниченной ответственностью "Монтажстройторг" ФИО3 в установленный законом срок не представлены. Сведения о наличии в штате общества с ограниченной ответственностью "Монтажстройторг" главного бухгалтера (бухгалтера) отсутствуют, в связи с чем ответственность за несвоевременное представление сведений о среднесписочной численности работников несет руководитель ФИО3

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 6 мая 2019 года старшим государственным налоговым инспектором Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска протокола № 13261907012347700002 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО3

Вместе с тем с постановлением мирового судьи согласиться нельзя.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Согласно материалам дела протокол № 13261907012347700002 об административном правонарушении составлен должностным лицом налогового органа в отношении ФИО3 6 мая 2019 года в его отсутствие (л.д. 1 ).

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, не является недостатком протокола.

Составление 6 мая 2019 года в отношении ФИО3 протокола об административном правонарушении в его отсутствие согласуется с требованиями части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приведенной правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Уведомление от 15 марта 2019 года о составлении протокола 6 мая 2019 года в адрес ФИО3 направлено в установленном порядке и согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru (43093133689711) от 2 мая 2019 года (л.д. 3 – 4), содержит информацию о неудачной попытке вручения 18 марта 2019 года и возвращении уведомления 15 апреля 2019 года отправителю.

То обстоятельство, что в материалах дела отсутствует конверт с идентификатором 43093133689711, не опровергает факт своевременного направления ФИО3 по адресу места жительства извещения о составлении протокола 6 мая 2019 года в 10:00. Согласно списку почтовых отправлений (л.д.5) почтовый идентификатор 43093133689711 присвоен конверту, направленному ФИО3 по адресу: <адрес>.

Порядок пересылки почтового отправления на момент составления протокола об административном правонарушении был завершён, поскольку как неполученное отправителем с 17 апреля 2019 года оно находилось на временном хранении.

Таким образом, утверждать об отсутствии у должностного лица административного органа на день составления протокола 6 мая 2019 года достоверной информации о вручении извещения либо возврате почтового отправления по истечении срока хранения невозможно, поскольку отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 43093133689711, сформирован официальным сайтом Почты России 2 мая 2019 года, имеется в материалах дела (л.д.4), что в свою очередь не препятствовало составлению протокола об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности.

Требования, предусмотренные статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом, мировым судьёй не соблюдены, что свидетельствует о допущенных мировым судьей существенных процессуальных нарушениях, которые повлияли на исход дела, поскольку такие нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень постановлений, которые могут быть вынесены судом по результатам рассмотрении жалобы, протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, и предусматривает отмену постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращение дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы в Ленинском районном суде города Саранска годичный срок давности привлечения к административной ответственности директора общества с ограниченной ответственностью "Монтажстройторг" ФИО3, установленный частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса, для данной категории дел не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 6 Ленинского района города Саранска.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда города Саранска

решил:

жалобу начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска ФИО2 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района города Саранска от 29 мая 2019 года, вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Монтажстройторг" ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, а дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №6 Ленинского района города Саранска.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.

Судья А.К. Чибрикин